Татьяна Бондковская Профессионал

Почему в ясельных группах чаще болеют?

Каждый ребенок, особенно маленький, — это своего рода неподвластная родителям и посторонним стихия. Часто не знаешь, чего ждать, как он отреагирует, где искать причины негативных реакций. Особенно в детском саду. Но у любого явления есть общие закономерности. Так как ребенок не сможет сам понять и рассказать нам, взрослым, что же происходит в большой ясельной комнате, попытаемся разобраться и объяснить по-взрослому причины частых заболеваний.

1. «Медицинская» причина. У ребенка иммунитет только формируется, поэтому новые, непривычные вирусы и бактерии, которых не было в домашней обстановке, легче проникают в организм. Их приносят родители, персонал детского сада, сами дети, микробы и вирусы попадают на одежду, на кожу по дороге в ясли. Сад в своем роде общественное учреждение, поэтому путь для инфекций открыт. Они могут вызвать или не вызвать заболевание. Здесь все решается индивидуальной способностью организма. Если он силен, то ребенок не всегда среагирует на инфекцию повышением температуры и другими симптомами.

Но основная масса начинающих детсадовцев заболевает сразу, «адаптационный» период для организма у каждого индивидуален, в среднем, в ближайшие несколько месяцев ребенок может «привыкнуть» к саду.

Вирусов и микроорганизмов, вызывающих инфекции дыхательных путей, существует великое множество, переболеть всеми нереально в течение всей жизни. Организм «запоминает» перенесенное заболевание на несколько лет, иногда на всю жизнь. У ребенка иммунная система созревает к 5-ти годам, и где-то в этом возрасте он становится менее восприимчивым к инфекциям, поэтому имеем в виду, что контакт с микробами необходим для укрепления иммунитета. Отсюда делаем вывод: а) помогаем организму малыша, то есть закаляемся (гуляем, купаемся, обливаемся холодной водой — на усмотрение родителей); б) общаемся (ни в коем случае не изолируем ребенка от себе подобных!); в) бережем ребенка, но в меру (часто болеть тоже плохо); и г) терпим.

2. Психологические причины. В ясли, в основном, идут дети, родителям которых выбирать не приходится: необходимо выходить на работу.

Ребенок до 3-х лет привязан к матери, отрыв от всего привычного вызывает у малыша разные негативные реакции: от эмоциональных, поведенческих, до физических, даже могут исчезнуть приобретенные навыки. Стресс истощает защитные силы организма. Здесь много тонкостей, все зависит от обстановки в группе, от квалифицированности педагога, от «готовности» самого ребенка, от состояния мамы.

Про это много пишут, останавливаться подробно не будем, а перейдем к причинам, не относящимся к адаптационному периоду.

3. «Недетские» причины. Когда мы впервые попали в ясельную группу, удивил один факт: половина детей «ухала», причем часто кашель был запущенным, треть малышей была с насморком.

Так как мы с детьми вместе «работали» в детском саду, то приходилось наблюдать некоторые подробности в роли воспитателя. Педагог, принимая утром детей, получает от родителей бутылочки с сиропами, каплями, пакетики с порошками и с инструкциями, когда и что давать. Количество лекарств зависит от эпидемиологической ситуации. Рассказывали, что иногда стол во всю длину заставлен скляночками. Так зачем же мамам и папам необходимо вести по холоду ранним утром (некоторые приходят в сад в 6 ч. 45 мин.) свое любимое, недолеченное единственное дитя? Вот тут-то и открывается первоначальная причина всех этих бед: «работодательная». Известно, что с детьми до трех лет на работу не всегда возьмут, а уж если удалось устроиться, — не упусти места. С частыми больничными долго не продержат. Поэтому по-настоящему больным теперь ребенок считается только при высокой температуре, с ней в сад не возьмут, и, в конце концов, это опасно.

Прибавить к этим удручающим обстоятельствам любовь кочегарок к ясельным группам, в которых температура воздуха часто около 26−29 º С. Инфекция в таких условиях цветет: для нее созданы все благоприятные условия. Дети в яслях зимой не гуляют, потому что основная масса «выздоравливает», и потому что в ясельных группах, по крайней мере в нашем саду, не было нянечек и даже смен педагогов. А прогулка для укрепления организма ребенка — самое важное дело!

Из-за отсутствия смен вытекает еще одна проблема: «воспитательная». Какой бы ни был воспитатель замечательный, но при такой нагрузке — 12 часов в сутки 5 дней в неделю, усталость может перейти в равнодушие и в отрицание причин своей усталости. Поэтому в саду редко, но наблюдается чрезмерная строгость и повышение тонов. Это тоже может стать причиной стресса для ребенка. Здесь закономерность одна: низкие зарплаты ведут к увеличению нагрузки педагогов. Также набирают не всегда квалифицированных работников: в основном, это мамы, у детей которых очередь до сада не дошла, а работать надо. Мамы, как известно, тоже устают…

Получается, что частая заболеваемость малышей — это проблема не детей и медиков, а общества и государства. Родители в этом случае только решают, рисковать или нет. Но зачастую, выбирать не приходится… ]

Обновлено 12.02.2008
Статья размещена на сайте 23.11.2007

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: