Лет пятнадцать (или около того) назад появился термин «клиповое сознание». Определение термина найти нелегко, подозреваю, что его вообще нет, но обозначает словосочетание не самые лучшие особенности восприятия информации современным человеком.
На нас обрушивается информационный поток, принять который и переработать неподготовленный мозг не в состоянии. Мимо сознания проносятся сплошной чередой рекламные ролики, картинки, обрывки фраз, заголовки газетных статей. Жизнь воспринимается как мелькание кадров музыкального клипа, посмотрел и забыл. В голове, словно в отстойнике, собирается разный мусор, а чистая, необработанная сознанием информация проносится мимо как поток горной реки.
Причин такого феномена много, некоторые из них отмечались еще мыслителями средневековья. Но не стоит успокаивать себя, фундамент будущим успехам и неудачам наших детей закладываем именно мы, родители. Детей надо учить думать. Чтение в этом процессе, пожалуй, самая важная составляющая.
Словарный запас, воображение и усвоение учебных материалов могли быть лучше у любого двоечника, приучи его родители к чтению с малолетства. Не надо ждать, пока ребенок подрастет до какого-то возраста. Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку. Не ограничивайте общение агуканьем и сюсюканьем. В книгах много разных слов, которые ребенок должен слышать. Конечно, малыш ничего не поймет из прочитанного. Но он видит маму, выражение ее лица, слышит слова и контактирует с ней эмоционально.
В годовалом возрасте, подражая взрослым, ребенок уже может держать в руках книгу, рассматривать картинки. Литература для самых маленьких, до трех лет, это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами. Например, такие сказки как Курочка Ряба или Теремок.
Для дошколят постарше нужны истории длиннее, состоящие из нескольких связанных сюжетом эпизодов. К четырем годам у ребенка развивается воображение, и чтение становится особенно важным. Чтобы увлечь, превратите чтение в игру, читайте сказки по ролям и разыгрывайте сценки из прочитанного, предложите ребенку нарисовать или слепить кого-либо из персонажей.
Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Даже советуют во время чтения самостоятельно переделывать «нежелательные» окончания историй.
Но с другой стороны, воспитанные только на положительных примерах дети рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. Избегать таких сказок или переделывать их не стоит.
Увы, реальной альтернативы чтению в процессе развития ребенка пока нет. Помните об этом и читайте малышам чаще.
оЙ, ДА! КАК Я РАНЬШЕ ЧИТАЛА МНОГО, И В ДЕТСТВЕ, И В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И В ЮНОСТИ, ВСЕГДА.
а ТЕПЕРЬ С ДИТЕМ, ОДНА СТИРКА, ГЛАЖКА, ГОТОВКА. БЕСИТ. КОНЕЧНО.
ОЕБЕНКУ ситаем, но когда она лежала еще, не сидела и не ходила. читали больше, сейчас все в рот и побежали, пока еще малы мы для внимания и усидчивости, хочется ее привить, но пока не получается. А книжки рвем и едим)
0 Ответить
Да это ж у вас возраст еще такой, когда книжки воспринимаются как игрушки . У меня младшему 3,5, он еще тоже не может долго слушать, когда старший просит читать без конца. Так что все у вас будет еще!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, тут трудно найти золотую середину. Но родители, с которыми общаешься (их дети в средних и старших классах), жалуются, что дети не читают, поэтому безграмотные. Все-таки, мне кажется, что надо искать причину именно в детстве, именно в том, как сами родители к чтению относятся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Читаю своему сыну ежевечерне с полугода. В полтора - два года самым страшным наказанием (за серьезные проступки) был отказ почитать перед сном. Итог - в свои пять лет ребенок абсолютно четко может сформулировать любую мысль, словарный запас на порядок больше, чем у сверстноков, а применение уместных цитат иногда пугает даже меня.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В благословенные детсадовские времена я с сыновьями каждый вечер проводила на диване за чтением, детская библиотека собиралась еще задолго до того, как дети на свет появились, в ней весь золотой фонд детской классики. В детсаду и в младших классах сыновей хвалили за память, эрудицию, грамотную речь, музыкальность. и что же? К 10 годам они совершенно не приучились читать самостоятельно! Книжки, кроме учебников, в руки не берут. Старший учился по американской программе - 6 предметов на английском, плюс немецкий, по 8 уроков в день - где ему, бедному, еще книжки читать, а младший: мам, мы с тобой в детстве ВСЕ прочли! Теперь им 18 и 16 лет. Старший читает только моего любимого Дина Кунца, и ничто другое. Младший: я прочел три книги - букварь, вторую и синюю. Как-то пришел из коледжа и говорит, что им задали стихи Дзержинского. После некоторых разборок оказалось, что стихи все-таки Державина... И это при том, что в доме около 3000 книг. Не читают абсолютно!
0 Ответить
Очень полезно почитать Вашу статью
молодым родителям. Проблема
действительно существует.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у мня девочки уже большие, а до сих пор им на ночь читаю. Счас у нас идёт Чарская, "Записки институтки".
0 Ответить