Татьяна Маркинова Мастер

Как научить малыша правильной речи?

Очень многие родители, общаясь со своими маленькими детишками, разговаривают с ними «детскими» словечками, например, «бибика», «ням-ням», «топ-топ», «бяка», «кака», «холёсенький». Употребляя такие слова, вы нарушаете правильное восприятие речи у малыша.

Сразу хотелось бы отметить, что малыши, слыша подобную речь, считают, что так и должно быть, что так и нужно разговаривать. Дети в раннем возрасте запоминают слова, а научившись разговаривать, повторяют ваши слова в точности. Вспомните, вам наверняка приходилось слышать, когда ребенок шести лет, увидев проезжающую машину, говорит: «Мама, посмотри, какая большая бибика!»

Вас ничего не удивляет? Вам не кажется, что в шесть лет малыш должен называть вещи и предметы уже своими именами? Вы думаете, что со временем ребенок сам поймет и осознает, что его речь не совсем правильная?

Да, со временем ребенок сам поймет свои «ошибки», и его речь будет развиваться в нужном направлении. Ваша забота заключается лишь в том, чтобы как можно раньше начинать разговаривать с малышом как со взрослым человеком, сразу называя предметы так, как есть на самом деле, не коверкая слова. Вашему малышу будет намного легче разговаривать, если он сразу будет знать правильное значение слов, а не постепенно переучиваясь. Представляете, как тяжело ребенку, который всегда называл автомобиль «бибика», теперь называть его иначе? Он начинает задавать себе и вам вопросы: «Почему сейчас я должен говорить иначе? Что изменилось?»

Для того чтобы научить малыша говорить правильно, необходимо делать следующее:

1. Самим говорить правильно, не используя «детских» словечек и не коверкая слова.
2. Говорить четко, внятно и с интонацией.
3. Чаще с малышом разговаривать или читать, чтобы он слышал вашу речь.
4. Сделайте яркие карточки, на которых крупными буквами напишите слова. Каждый день произносите новые слова, при этом показывая карточку с этим словом. Так малыш запомнит не только произношение, но и правописание слова.
5. Разговаривая с ребенком, правильно формулируйте предложения.
6. Если ребенок не может выговорить сложное слово, медленно и спокойно повторите его несколько раз.
7. Не заставляйте ребенка, не кричите, если у него не получается выговорить слово или предложение. Учение должно быть в виде игры: весело, легко, забавно, непринужденно.

Пример 1. Если малыш попросит вас прочесть инструкцию по эксплуатации дрели, научную статью в журнале или аннотацию к лекарству, не отказывайтесь, ссылаясь на то, что малышу будет неинтересно. Прочтите предложенный ребенком текст, четко и ясно выговаривая все сложные слова. Малышам интересно слышать новые слова, новое сочетание звуков, произношение. (Кроме сказок детей интересует еще многое другое…)

Пример 2. Вспомните, как ваши дети ведут себя, когда по телевизору начинается реклама. Занимаясь какой-нибудь увлекательной игрой, услышав рекламу, они поворачиваются и внимательно слушают то, о чем говорят. На самом деле им совершенно неинтересно, что там рекламируют — им интересна речь. Ведь слова произносятся четко, громко, а малышу больше ничего и не нужно. В такие моменты ребенку все равно, что рекламируют: стиральный порошок, краску для волос или мебель. Главное, чтобы было весело, красочно и понятно. Они подсознательно запоминают слова, а затем их повторяют. Многие малыши так учатся читать.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учить ребенка правильной речи необходимо с раннего детства, иначе он, привыкнув изъясняться «детскими» словами, будет в дальнейшем сталкиваться с определенными трудностями. Помните: малышу гораздо легче запоминать новые слова, чем менять свою речь.

Обновлено 16.02.2009
Статья размещена на сайте 15.11.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна, спасибо! Очень спокойная и правильная статья! Я с Вами согласна во всем, а комплект "Умница" с карточками мы начали использовать с года, и я этому очень рада - в неполных пять спокойно читаем. Но у нас и кубики в ходу Зайцевские, и демонстрации Монтессори - малышу все интересно, надо просто почаще говорить с ним, и он сам и заговорит и зачитает!
    Про речь с ребенком - можно и нужно говорить правильно, читать инструкции, рассматривать карты - у меня лично только положительный опыт с младшим в этом направлении, и я немного даже жалею, что со старшими у меня не было карточек!

    Оценка статьи: 5

  • Все правильно. Жаль, не все мамочки и бабушки это прочитают и воспользуются этими советами. Кроме того, хочу добавить, что надо начать разговаривать с малышом на нормальном языке, когда он сам еще не собирается говорить, но смотрит на вас и уже все слышит!

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Маркинова, а мне ваша статья понравилась!

    Оценка статьи: 5

  • Здравствуйте, Уважаемая Людмила, но я не могу с Вами согласиться. Я много общаюсь с малышами и много прочитала литературы на тему воспитания детей. Это не только мой опыт и мои наблюдения! Это жизнь! Кстати, у вас есть дети?

    • Говорите конкретно, тогда будет понятно, с чем не можете согласиться.
      И ещё. Нежелание хотя бы ради интереса пройтись по ссылке на мою страницу о многом говорит.

      Оценка статьи: 2

      • Здравствуйте. Я посмотрела вашу страничку и ваш сайт. Очень интересно.
        Я хотела бы вам привести несколько строк из книги Глена Домана «Дошкольное обучение ребенка».
        «…Базисная информация, которая оказалась в его постоянной памяти, имеет два ограничения. Первое: если вы загрузите мозг ребенка дезинформацией во время первых 8 лет его жизни, то впоследствии будет крайне трудно стереть ее оттуда. Второе: после 8 лет ребенок усваивает новую информацию медленно и с большим трудом.
        Так, например, если ребенок произносит «тошка» вместо «точка», «здеся» вместо «здесь», «идия» вместо «идея» и т.д., очень редко удается избавить его от неправильностей произношения. Даже если в процессе дальнейшего образования он будет произносить слова правильно, сильный стресс может повлиять на него и ребенок снова заговорит неправильно…»
        «В то время как ребенок интересуется электроникой, астрономией или биологией, мы зачастую или просто отмахиваемся от него или отсылаем играть со своими игрушками. Как же, он еще мал, чтобы понимать! …И вновь ограничиваем познавательный кругозор своего ребенка, и это в то самое время, когда любопытство достигает своего пика!»
        «…Он постоянно и самым естественным образом учится, только мы этого не понимаем…»

        • если вы загрузите мозг ребенка дезинформацией во время первых 8 лет его жизни, то впоследствии будет крайне трудно стереть ее оттуда.
          Трудно отделаться от мысли, что ваш автор явно перепутал ребёнка с компьютером. К счстью мы ничего не загружаем, а только погружаем ребёнка в мир образов и звуков. Что называет ваш аргумент Глен дезинформацией?
          Насколько мне известно это сознательно искажённая, ЛОЖНАЯ информация. Бибика, извините, таковой не является, это один из синонимов, промежуточный вариант для общения, используемый ребёнком временно. И не надо его считать машиной.

          Так, например, если ребенок произносит «тошка» вместо «точка», «здеся» вместо «здесь», «идия» вместо «идея» и т.д., очень редко удается избавить его от неправильностей произношени

          Я очень засомневалась вообще в компетентности вашего автора. Это нормальная логопедическая проблема. А если ребёнок путает звуки в словах, то исправляется это за месяц, максимум, элементарной настройкой фонематического слуха.

          Человек не машина, и не компьютер. А к вам просьба, не читайте подобных книг, они плохо влияют на нормальных детей и взрослых. Глупость трудно переваривается.

          Оценка статьи: 2

  • Употребляя такие слова, вы нарушаете правильное восприятие речи у малыша.
    Речь формируется до полугода на основе внутриутробного восприятия речи гуления и лепета, когда ребёнок ещё и говорить-то не надумал. Говорить лепетные слова можно и нужно, как необходимый этап в развитии. И родительский "лепет" здесь не помеха. Поэтому Дети в раннем возрасте запоминают слова, а научившись разговаривать, повторяют ваши слова в точности неверно. Они слышат и слышали много от разных людей. Речь неформируется от других причин. если нет проблем со слухом речевым, конечно. Но это паталогия.

    Если малыш попросит вас прочесть инструкцию по эксплуатации дрели, научную статью в журнале или аннотацию к лекарству, не отказывайтесь, ссылаясь на то, что малышу будет не интересно. Прочтите предложенный ребенком текст, четко и ясно выговаривая все сложные слова. Малышам интересно слышать новые слова, новое сочетание звуков, произношение. (Кроме сказок детей интересует еще многое другое…
    Ну нет слов, какая чушь. Инстукция по дрели. Если у ребёнка нет четкого соотнесения слова с предметом, то смысла он не видит. В этом возрасте у них ещё предмено-образное воприятие. Абстрактное появляется только на основе опыта и огромного словесного запаса.

    Вспомните, как ваши дети ведут себя, когда по телевизору начинается реклама. Занимаясь, какой-нибудь увлекательной игрой, услышав рекламу, они поворачиваются и внимательно слушают то, о чем говорят.
    Тоже чушь. Вы хотя бы попросите их рассказать. что они услышали....желаю радостных минут мычания.
    Они реагируют на картинку и на то, что реклама чаще всего более громкая, чем основное действо, это закон привлечения внимания.

    Впрочем такие статьи наши редакторы любят.

    Оценка статьи: 2

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 ноября 2008 в 18:17 отредактирован 15 ноября 2008 в 18:17

      Любим, да. А вот такие комментарии, в которых Вы демонстрируете непонимание письменной речи, - нет. Разницу между словами "восприятие" и "воспроизведение" не улавливаете? А между интересом к звукам и интересом к смыслу - тоже нет?

      У меня есть знакомый ребенок, у которого первым словом было "ЭМЭМЭМ!" Это не означает, что он много знает о финансовых пирамидах. Он просто слышал рекламу и воспроизвел самое яркое. Если бы ему инструкцию по дрели читали так же четко, громко и радостно, тоже нашлись бы завораживающие звуки.

      Оценка статьи: 5

      • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 15 ноября 2008 в 19:18 отредактирован 16 ноября 2008 в 11:06

        Вы шутить изволите или просто из любви ко мне подобное речёте?

        Без восприятия нет воспроизведения. Ну нет и всё! А осмысление - это другая история. Интереса к звукам без интереса к смыслу не бывает. Другое дело, какой образ связаный со звуками получается, в данном случае у ребёнка твердящего эМэМэМ. А он есть даже у младенца. Поэтому не мешало бы думать, что и как читать и иллюстрировать то, что говоришь. В этом смысле ТВ играет только негативную роль - форма и способ подачи разрушителен для детской психики, как впрочем и чтение инструкций о дрели.

        Оценка статьи: 2