Наталья Проценко Грандмастер

Чем заменить детский сад?

В предыдущих материалах, посвященных проблеме детских садов, речь шла о том, что они являются оптимальной средой далеко не для всех детей. Более того, как минимум половине деток воспитание в детском саду, что называется, «не показано». В таком случае возникает резонный вопрос: чем же заменить детсад?

Действительно, если не сад, то что взамен? Конечно, если речь идет о сложной финансовой ситуации, когда-либо сад и заработок родителей, чтобы элементарно выжить, либо нищета и большие проблемы — этот вопрос не стоит. Однако зачастую вполне обеспеченные семьи руководствуются соображениями вроде «острой необходимости отправлять ребенка в сад нет, но я все равно его туда отправлю — в его же интересах», не задумываясь над тем, действительно ли это пойдет ребенку на пользу.

Тем не менее, если уверенности в пользе сада в вашем случае все же нет, а финансовые возможности допускают вариации в этом вопросе, в полный рост встает вопрос, чем же сад можно адекватно заменить. И как мама, и как психолог могу порекомендовать в этом случае школу раннего развития — так называемую «развивалку».

Группы раннего развития — это такие заведения, где вашего ребенка на 2−4 часа займут интересными и полезными делами в форме игровых занятий: детки в таких группах учатся общаться, познавать закономерности окружающего мира, ставят «опыты», изучают родной и иностранный язык, считают, готовят ручку к письму, занимаются музыкой и танцами — словом, овладевают всем понемножку.

Итак, каковы же плюсы развивалки в сравнении с детским садом?

1) индивидуальный подход и внимание к особенностям личности ребенка (что легко соблюсти, когда в группе 5−7 человек);
2) небольшие группы (что является нормой для хорошей развивалки);
3) акцент на развитии, а не на «общежитии», поэтому именно там лучше могут подготовить к атмосфере школы: режим развивалки гораздо ближе к школьному;
4) хорошие программы в грамотных руках;
5) имеют квалифицированные кадры, поскольку оплата за обучение немалая, и, соответственно, зарплата у сотрудников — не в пример воспитателям садов, а значит — конкурсный отбор и обязательное профсоответствие. А если нет — родители голосуют рублем, всегда можно ребенка перевести в другую «школку», благо их сейчас множество;
6) предоставляют возможность выбора времени посещения — а значит, отсутствует необходимость ломки биоритмов ребенка;
7) меньше грузят иммунную систему, поскольку: в развивалки, за редчайшим исключением, в отличие от садов, не допускаются дети даже с легким недомоганием; дети не едят и не спят совместно; в развивалках дети не гуляют — а значит не переодеваются.

Минусы:
1) неполный день — маме придется нанимать няню на остальное время или работать на полставки;
2) нередко школы раннего развития или «группы неполного дня» — очень дорогое удовольствие.

Как видим, минусов ощутимо меньше и все они упираются в финансы. Поэтому, если только есть возможность заменить сад развивалкой и финансы позволяют (то есть разница не катастрофична для вашего бюджета) — лучше выбрать именно этот вариант.

С чем же можно сочетать такие группы — ведь пребывание ребенка в них краткосрочно, и несколько часов занятий в день не снимают вопроса о «занятости», наполненности его дня. Другими словами, что можно посоветовать дополнительно?

В первую очередь, занятия спортом (конечно, если и здоровье в порядке, и возраст уже позволяет). Идеально — плавание, причем лет до 6 идет речь об «адаптации к воде и обучении навыкам поведения в воде и элементам плавания», а о серьезных тренировках вопрос может встать лишь лет с 6−7. С этого же возраста рекомендуется большой теннис.

Это — то, что можно практически любому здоровому ребенку. По остальным видам нужна консультация с врачом — все зависит от специфики спорта и состояния здоровья малыша.

А что делать, если ребенок увлекается чем-то еще, помимо активного движения? Для пластичных в этом случае можно порекомендовать гимнастические и танцевальные группы. Для любителей лицедейства — группы актерского мастерства для малышей. Для интеллектуалов — шахматы (моего сына взяли в неполных 5 лет; тут главное, чтобы ребенок умел хорошо считать и понимал основы геометрии — имел понятия о линии, площади, расстояния и т. д.). Для прикладных талантов — рисование, скульптура (лепка), музыка, бисероплетение, народные промыслы — кому что дано.

Ну, а если речь идет о 2−3-летних малышах, то главное — это не ленивое и не бестолковое внимание родителей.

И любовь, конечно!

Обновлено 23.10.2017
Статья размещена на сайте 4.01.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ребенок неплохо умеет сам себя занимать, маме совсем необязательно развлекать его целый день без остановки. Я читала об интересном эксперименте, когда маму и ребенка приглашали в большую комнату, заполненную множеством игрушек, игр и книжек; говорили, что мама с ребенком могут всё это брать и заниматься чем хочется и просили подождать начала эксперимента около часа. На самом деле эксперимент заключался в наблюдении за поведением мам и детей в течении этого часа. Одни мамы просто сидели и ждали, одергивая ребенка, который хотел поиграть, несмотря на то, что экспериментаторы подчеркнули: здесь можно брать всё, что захочется. Другие в растерянности шли в соседнюю комнату к экспериментаторам и просили дать им четкие указания, что делать и во что играть. Третьи занимали своего ребенка: давай почитаем эту книжку, давай поиграем в эту игру. Четвертые мамы сами начинали читать или играть, казалось бы, не обращая внимания на своего ребенка, предоставляя ему самостоятельно найти себе занятие. Самые развитые дети оказались у мам четвертой группы, эти дети жили в атмосфере познания и брали с мам пример.

    Никитины рекомендуют создать вокруг ребенка т.н. "обогащенную среду", дать ребенку много разных предметов, которыми он может играть. И не только игрушек или развивающих игр, а еще камней, деревяшек, тряпок, неопасных инструментов, посуды и так далее.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Проценко Наталья Проценко Грандмастер 5 января 2009 в 16:54 отредактирован 5 января 2009 в 16:54

      Анастасия Ивина, моему ребенку, оказывается, повезло. А я-то всегда считала себя матерью-ехидной ;)
      Хотя, конечно, нередко и я исполняю роль массовика-затейника по типу "давай поиграем в то, поделаем это". Но лучше всего сын играет в то, что выбрал сам.
      Тут главное - соблюсти принцип зоны ближайщего развития: то, с чем ребенок ПРАВДА сам справиться не может - требует родительского внимания, участия и помощи. Остальное - сам, дорогой ;) Мама всегдя рядом не будет.

      • Наталья Проценко, приветствую коллегу (в смысле, мать-ехидну). Мои деточки тоже занимались по большей части чем сами хотят. В результате сын самостоятельно к двум годам выучил буквы. Потому, наверное, что я всё свободное время провожу за книжкой.

        Оценка статьи: 5