Если малыш начал разговаривать предложениями раньше своих сверстников, это скорее повод для беспокойства. Ведь детская нервная система с трудом справляется с большим количеством информации. Чрезмерно активные и частые занятия могут привести к повышенной возбудимости, потере аппетита, бессоннице и даже к патологиям в нервной системе. Чтобы этого избежать, занимайтесь с ребенком очень аккуратно и понемногу.
Однако может возникнуть и противоположная ситуация: возраст ребенка приближается к трем годам, а он еще совсем не говорит. В этом случае вы должны помочь своему малышу.
По каким причинам ребенок может отставать в речевом развитии? Одна из причин — частое употребление упрощенных слов. Если вы заметили, что малыш постоянно упрощает свою речь (машина — «би-би», собака — «ав-ав»
Иногда родители пытаются заменить свое присутствие в жизни малыша мультиками и многочисленными игрушками. Это тоже ведет к отставанию речевого развития ребенка. Вы можете исправить положение, сократив количество игрушек и увеличив эмоциональный контакт. Чаще играйте с крохой, рассказывайте ему истории и сказки, читайте книги.
Существует еще одна причина задержки речевого развития. Она обусловлена тем, что родители часто выражают свои чувства жестами, прикосновениями, улыбкой, забывая про слова. Чтобы научить ребенка выражать эмоции не только телом, но и речью, поясняйте ему свои действия и чувства. Даже если вам кажется, что в этот момент ничего говорить не нужно.
Обязательно отвечайте на вопросы крохи, поддерживайте диалог, комментируйте различные действия и ситуации. И не забывайте о том, что ребенок развивается в игре. Специальные занятия и игры помогут расширить кругозор малыша, научат его говорить понятно, отличать звуки друг от друга.
Вот несколько примерных игр, направленных на развитие речи ребенка.
«Ты знаешь это слово?»
Эта игра подходит для ребенка младше трех лет.
Занятие учит понимать смысл слов. Например, скажите слово «суп», указав на тарелку с первым блюдом. Потом пусть кто-нибудь из членов семьи повторит сказанное вами слово. После этого попросите ребенка произнести его. Если у крохи возникают трудности с произношением, повторите слово несколько раз.
Новые слова вводите постепенно. Сначала произнесите два знакомых слова, а потом вводите новое. Проговаривая те слова, которые ему уже известны, малыш повторит и то, которое он еще не знает.
«Коротко и ясно»
Ребенку старше трех лет будет полезно следующее занятие. Эта игра обогащает словарный запас крохи, развивает внимание и логику.
Вы даете краткое описание предмета или его функции. Малыш должен заменить вашу фразу одним словом.
Например:
— Этот предмет стеклянный, высокий. В него мама ставит цветы. (Ваза)
— Предмет с ручкой и зубчиками. Им причесываются. (Расческа)
— Предмет, который листают, читают и рассматривают. (Книжка)
«Зоопарк»
Эта игра предназначена для детей от трех до шести лет. Занятие развивает воображение малыша, учит отличать взрослых животных от детенышей, а так же тренирует артикуляцию крохи.
Приготовьте картинки с изображением животных и их детенышей. Рассмотрите их вместе с ребенком.
Затем покажите ребенку картинку с одним из зверьков. Спросите у него, как это животное разговаривает. После того, как ребенок изобразит его крик, спросите, как называется детеныш этого животного. Обращайте внимание на ответ, дети часто придумывают несуществующие понятия. Например, у лошадки — лошаденок, у собаки — собачонок. Стремитесь к тому, чтобы научить ребенка правильным названиям.
Следующий ваш вопрос может быть таким: как разговаривает детеныш? Иногда крик детеныша отличается от «разговора» взрослого животного только высотой звука. Но иногда различия могут быть значительными. Например, курочка говорит «ко-ко-ко», а цыпленок — «пи-пи-пи».
Также вашими помощниками в развитии речи малыша будут скороговорки, загадки, стихи.
Занимайтесь с ребенком регулярно, но не торопите события. Ваша задача — научить малыша объясняться развернуто, последовательно и логично, уважая собеседника и продумывая то, что он хочет сказать.
Из моего опыта - сразу же в роддоме РАЗГОВАРИВАЙТЕ с ребенком! Не говорите через его голову и не называйте его "ребенок". Только по имени. Познакомтесь, представьтесь. Дома пронесите по квартире, познакомьте с семьей. И все время разговаривайте и называйте по имени. Иногда бывает впечатлениее, что лежит кусок мяса, а мамочка о нем в его присутствии в третьем лице. Мамочка не спросит бейби: можно я тебя переодену. Лезет без спросу и делает что хочет. Просто представьте, что перед вами - человек в своей личной зоне. Всегда говорите, спрашивайте, ведите себя как с другим человеком. Очень помогает обратной связи. У маленького нет слов еще, но есть язык тела - какая мама понимает язык тела младенца? Нет, статью писать буду. Вы только подумайте - младенца мама выгнала оттуда, где ему было так хорошо. Он в шоке, мама тоже в шоке - он кричит и орет. И вмешивается в его жизненное пространство, чего она раньше, пока хорошая была, не смела делать. Оттого он и молчит - не приняли его как индивидуума.
0 Ответить
Кто подскажет, что делать, если малыш ни в какую не хочет повторять за родителями? Как ему не говоришь, например, "это мяч", "мяч", "скажи мяч", а он в ответ "бума" и хоть ты тресни... Многие дети в 2, 5 года уже стихи читают, а мой не хочет говорить и все...
0 Ответить
Марина Курочкина, мой старший сын начал говорить предложениями только когда в сад пошел. Зато младший в два года трещит как сумасшедший. Так что все очень индивидуально.
Просто ваш сын знает, что вы его понимаете, вот и говорит "бума". Пальчиковые игры, чтение книг, рассказы по картинкам - вот что поможет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, вы правильно заметили, что все зависит от общения с ребенком. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дедушка уверял, что я практически не разговаривал до пяти лет. Но я знаю, что он ошибался!
0 Ответить
Денис Леонтьев, может просто вам неохота было болтать в пустую?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Петлева, да я чуть ли не с рождения отличался редкостной разговорчивостью. От меня спасу не было.
0 Ответить