Тина Хеллвиг Грандмастер

Хотите побывать на цыганской свадьбе? Приглашаю!

Много лет назад мы были с мужем в Молдавии, где проводили свой очередной отпуск.

Красивая природа, теплая солнечная погода и обилие фруктов создавали какую-то особую атмосферу. Жили мы на даче наших друзей, она была расположена километрах в пятидесяти от Кишинева.

На выходные наши друзья приезжали на дачу всем семейством, и мы наслаждались общением, замечательными молдавскими винами и национальной кухней. Жена хозяина дома Михая — Аурика — была отменной хозяйкой.

Как-то в один из таких вечеров мы разговорились о цыганах, коих в тех местах проживало достаточно много, и наши гостеприимные хозяева рассказали много интересного из их жизни и быта. Больше всего мне запомнился их рассказ о традиционной цыганской свадьбе.

Ляля родилась и выросла в многодетной цыганской семье. С младых ногтей она помогала матери управляться с малышами, работала по хозяйству, а с 10 лет мать стала брать ее «на работу».

Ляля ходила с матерью и ее товарками по базару и улицам, где те искали клиентов, чтобы погадать. Этому искусству Ляля была также обучена с детства. Ее отец где-то периодически работал, но основной кормилицей в семье была мать.

Когда Ляле исполнилась 15 лет, она превратилась в стройную черноокую красавицу. Однажды в субботний летний день к ним нагрянули нежданные гости с бутылкой вина и хлебом на подносе, который был накрыт платком. Мать сразу смекнула, что в дом пожаловали сваты. Ляля и другие дети быстро покинули залу. Гостей пригласили за стол, между ними и родителями Ляли началась неспешная беседа.

Прежде чем заговорить о деле, цыгане пожелали хозяевам и всей родне счастья и здоровья. Потом были произнесены главные слова: «Мы хотим с вами породниться, чтобы наши дети сблизились, чтобы ваш род не остановился, чтобы наш род не остановился».

Они пришли посланцами от весьма зажиточной и уважаемой семьи, которая имела богатый дом с коваными решетками на окнах и машину. Семья присмотрела невесту для своего 19-летнего сына Романа, ею оказалась Ляля. Теперь в ходе переговорного процесса сватам и родителям предстояло договориться о стоимости выкупа невесты и прочих деталях. Сваты-мужчины торговались очень аккуратно, чтобы не обидеть родителей невесты.

Через пару часов ударили по рукам, за невесту обещали уплатить двухлитровую банку золотых украшений. Это была плата за то, что из дома забирают работницу, которую много лет воспитывали родители. На стол поставили бутылку вина, с хлеба сорвали платок и отпраздновали договор. Потом пригласили в комнату Лялю и ей объявили, что она просватана. Ляля ничего не спросила, только щеки ее зарделись от смущения, и она выбежала во двор. Спрашивать о женихе было бесполезно, родители так решили, значит, она должна выйти замуж. Так выходили замуж ее бабушка и мама. Таков цыганский обычай.

Свадьба была назначена через месяц. Свадьба — самое важное событие в жизни цыган. На нее обычно приглашают только родственников и самых близких друзей. Попасть на такую свадьбу постороннему человеку практически невозможно. Следует заметить, что родители жениха почти с самого рождения сына начинают копить выкуп за будущую невесту. Все свадебные расходы, однако, оплачивает отец невесты. На свадьбу приглашаются ближние и дальние родственники, которые приходят на праздник с детьми. Только самые маленькие остаются дома. Все гости приносят на свадебный пир только цветы, и никаких подарков.

Ляля и Роман впервые увидели друг друга только в день свадьбы. Невеста была в белом пышном платье, волосы распущены, сзади прически прикреплена фата. По обычаю молодые не должны были смотреть друг на друга, и разговаривать им тоже не полагалось. За накрытыми столами отдельно сидели мужчины и женщины, играла музыка. Согласно обычаю, невеста должна была потанцевать с каждым из гостей, но не со своим женихом. Родители невесты показывали гостям, какое приданое они дают за дочкой.

Через несколько часов застолья должно было произойти очень важное свадебное событие. Невесте необходимо было «доказать свою невинность». Для этого молодых проводили в отдельную комнату. Их сопровождали две старшие женщины из обоих семейств, чтобы не было обмана. Через несколько часов эти женщины появились в зале, неся поднос, на котором среди цветочных лепестков лежало «доказательство невинности» Ляли — рубашка с пятном крови. Женщины стали передавать друг другу этот «сувенир» и танцевать с ним. Теперь можно было считать, что свадьба состоялась. Вскоре открылась дверь, и появились молодые. На женихе вместо светлого костюма был черный, на невесте было надето красное платье, волосы были собраны в узел. Теперь она была замужней женщиной, и могла распустить свои волосы только перед мужем.

Пришло время накрывать дарственный стол — различные горячительные напитки, фрукты, сладкое. Гости должны были что-нибудь купить с этого стола. Например, цена рюмки водки могла достичь нескольких тысяч рублей, можно было заплатить золотом. Скупиться на покупки с дарственного стола не принято, ибо только таким образом гости могут поблагодарить за приглашение на свадьбу и одарить молодых.

Цыганская свадьба обычно справляется несколько дней. Если молодые хотят узаконить свои отношения официально после цыганской свадьбы, то они могут это сделать в загсе. Но не наоборот.

А многие предпочитают обходиться традиционным свадебным обрядом без официоза. От себя могу добавить, что время вносит свои коррективы и в устоявшиеся национальные обряды цыган. Сейчас уже можно встретить цыганские пары на лимузинах, украшенных цветами и куклами.

Тем не менее, цыганский народ сумел сохранить свой язык, традиции и обычаи на протяжении многих веков. Разводы в цыганских семьях — большая редкость.

Если же такое случается, то женщина покидает дом мужа только с теми вещами, с которыми она пришла.

Обновлено 2.11.2010
Статья размещена на сайте 22.10.2010

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну, жена уходит -- понятно. А если муж гуляет-поколачивает? Что ей -- терпеть?

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий,
      цыганка никогда первая не покинет дом мужа, если он ей не скажет уходи. Обычно, обе стороны очень дорожат семейными отношениями. А терпеть она обязана, такова традиция. Вы замечали, если цыганка начинает приставать к кому-либо с просьбой погадать, а он ее грубо пошлет. Она никогда отвечать и препираться не будет. Есть такое понятие, как "цыганская гордость". Именно она и не позволяет опускаться цыганам в любой ситуации до ругани и выяснения отношений. Цыгане - они такие, ой, не простые!

      Оценка статьи: 5

      • Тина Хеллвиг, то, что они дорожат семьёй -- это хорошо!
        А о ругани -- в Киеве есть ругливые... Причём грязно так... С задиранием юбки... Увы, времена и окружение, видимо, вносит свои коррективы.

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий,
          да, вероятно, время вносит свои коррективы. Но мне никогда не приходилось сталкиваться с цыганами, которые вступают в перепалку с людьми других национальностей.

          Оценка статьи: 5

          • Тина Хеллвиг, это мне попалась парочка... Одна мозги запудрила, другая деньги выхватила и стала грязно ругаться и кричать, что ей ничего не будет, потому что она безумная. Мужчина мимо шёл -- деньги вернул и меня отбил.
            Была мне наука.

            Оценка статьи: 5

            • Ксения Печий,
              это что-то новенькое. Эта парочка сработала профессионально, роли были распределены, судя по всему. Первое правило, никогда не надо останавливаться, когда цыганки заводят разговор, второе - никогда не смотрите им в глаза, они владеют гипнозом. А уж, когда они уже запудрили мозги, то можно потерять над собой контроль. Будьте бдительны и больше не попадайтесь на их удочки, коих у них в достатке.

              Оценка статьи: 5

  • Тина Хеллвиг, очень увлекательная статья,приятно
    Было почитать!такие интересные традиции,какие-то похожи на наши,но нового все-таки больше!кстати,немудрено почему мало разводов-какая женщина захочет уходить без гроша?

    Оценка статьи: 5

    • Анна Сухарева,
      вы правы, у цыган очень интересные традиции. Конечно, у разных цыган эти традиции могут слегка отличаться. Мой рассказ был о молдавско-румынских цыганах. А если взять, к примеру, испанских или среднеазиатских, то это будут как люди с разных планет. Спасибо за высокую оценку.

      Оценка статьи: 5

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 3 ноября 2010 в 05:28 отредактирован 3 ноября 2010 в 05:30

    Вот тебе Гера скажет,[CUT] что жила я прямо посреди табора: дача у меня в Мариенбурге (Гатчина), где Костик Герин живет. Да и сама посмотри с гугла - Колпанская улица! прямо по центру. Зовут они, Тин, чужих. Зовут. У меня даже скандал был со старостой: моему сыну в 11-ли лет чарку налили. Они чего делают: улица перекрывается толпой и девки с подносами пропуска не дают. Всем подносят и за стол ташут. Мой Андрей валил с рыбалки домой, ну, ему цыганочки и пей-до-дна сделали. А все мы уже на свадьбе сидели по-соседски. И тут является мое чадо уже в глазу! Вот тут я и выдала тамаде! Тина, табор современный всегда зовет соседей, участковый даже был на свадьбе, кто-то из деловаров гатчинских был. Я-то жила среди цыган. Говорила и говорить буду - лучших соседей только во сне можно увидеть. Не видала среди нас, русских, такого соседства. Шалят цыгане, это верно, а кто из россиян от них защиты кандидатской ждет? Вы цыгана-олигарха-ворюгу видали? А нищего-то воришку чего проще пнуть? Ты же не хотела бы соседку-цыганку на лестничной клетке?. Тока чесна. И я бы не хотела - уже честна. Но вот пришлось по Мариенбургу, взяла я бутылкку водку и пошла стучать в каждую цыганскую дверь: здрасьте: я ваша тетя, новая соседка, блин. Первая пошла, а за мной выводок - трое малят, таких же как у них, но уже азы латыни того...Моего сына помимо меня кто-то в таборе нашем уже гитаре обучил, голосок поставил...Потом он у Голощекина играл, со Шнуровым играл, музыку делал..Да, так вот. А кто мне сотки самозахватные вспахивал, того и сама не знаю. Приду - вспахано.

    Сейчас там параллельно идет обсуждение статьи о ПК. Как темы все-таки близко на шж ходят (видать, в воздухе что-то летает вирусное!). А занешь, почему тема болит - все мы в России цыганами были на своей родине: лишние мы какие-то все граждане там. Все население поголовно - цыгане отверженные от России. Там вродь есть пару русских с русскими фамилиями вверху тама. А все остальные - парии. Навроде цыган.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли,
      спасибо за комментарий. Я думаю, что если соседи - цыгане, то с ними можно жить в мире и дружбе. Они практически никогда не будут делать что-то противозаконное рядом с домом и с людьми, с которыми живут. Я близко наблюдала цыганскую жизнь в далеком детстве, когда жила с бабушкой в Новгородской области. Это была прямо иллюстрация к рассказам Горького.

      Оценка статьи: 5

  • 5!

    Очень интересный рассказ!

    Оценка статьи: 5