Игорь Дион Дебютант

Наши дети: гиперактивность или просто активность?

Неспособность сконцентрироваться, неумение быть внимательным, вспыльчивость, граничащая с жестокостью, — все чаще мы видим детей, для которых такие проявления стали нормой. «Гиперактивность» — нашли мы подходящее определение проблеме. Теперь ее можно и лечить.

Заменив элениум на риталин, мы двинулись в наступление на собственных детей, стремясь не упустить момент в самом начале, не дать развиться, подавить и победить. Но можно ли вот так, таблетками, победить эту болезнь? Борясь с ее симптомами, а не с причиной? Да и болезнь ли это?

Вспомните, раньше таких детей были единицы, их объявляли — вы только вдумайтесь! — отстающими в развитии, запирали в специнтернаты, и вопрос таким образом решался сам собой: с глаз долой — из сердца вон, и мы продолжаем уверенно шагать в светлое будущее.

Сегодня же, когда проблема приняла угрожающие размеры (ведь по некоторым оценкам синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 20 процентов детей в возрасте от 6 до 16 лет) и мест в специнтернатах перестало хватать, гиперактивность решили объявить болезнью. Правда, не все.

Например, психиатр Сидни Уокер III, автор книги «Капля здравого смысла», считает, что гиперактивность — не болезнь, а «преступная фальсификация докторов, не имеющих понятия о том, что на самом деле происходит с детьми». Однако большинство пугает нас ужасными последствиями этого синдрома — вплоть до нарушения умственных способностей и развития склонности к наркомании и преступности.

Выводы из этого предполагаются очевидными: не прислушаетесь к нам сейчас — не зовите на помощь впоследствии, когда вас будут грабить, убивать, насиловать. Сами виноваты, мы вас предупреждали. И вот уже запущен конвейер на полную мощность, производя препараты, подавляющие, а зачастую просто калечащие, молодой организм.

На самом же деле, повышенная (гипер-, как ее принято сегодня называть) активность молодежи никакая не гиперактивность. Это естественное состояние поколения, вышедшего на следующий этап развития желания получать удовольствия.

Ведь в основе всех наших действий (что бы мы ни делали!) лежит желание ощутить в себе приятное наполнение, слабое проявление которого мы называем удовольствием, а сильное — наслаждением. И всю жизнь мы бессознательно, хотя иногда и осознанно, ищем наибольшее наполнение, стремясь затратить при этом минимум усилий.

Нынешнее поколение в этом плане ничем не отличается от предыдущих. Получив с рождения большее желание, оно отвергает наполнение прошлого уровня (кстати, тем самым порождая пресловутую проблему отцов и детей), потому что просто не может получать удовольствие от того, что услаждало их родителей.

Это желание наполниться, более мощное по сравнению с родительским, и заставляет их быть намного активнее в поиске. Им нужно все, здесь и сейчас. Тратить годы на достижение каких-то долгосрочных целей — не для них. Отсюда их неусидчивость, вспыльчивость и нетерпение. Просто проявляются они сегодня в наших детях с большей силой.

Вообще-то, все эти качества были присущи молодости во все времена. И во все времена родители почему-то не уставали удивляться непохожести на них подрастающего поколения. «Да-а, мы в ваше время были другими!» — пожалуй, нет человека, который хотя бы раз в жизни не услышал это от старших. Так всегда было, есть и будет. И все же есть в нынешнем молодом поколении одна особенность, которая кардинально отличает его от всех остальных.

Наши дети все настойчивее ищут способ развития в себе уровня «человек». Наполнение нижнего, так называемого, «животного» уровня: деньги, слава, знания — их не может удовлетворить в принципе. А поскольку старшее поколение иного предоставить им не может, они защищаются от него всеми имеющимися у них средствами.

Пока это происходит неосознанно и выглядит как проявление болезни, но придет время, когда вопрос в них будет сформулирован четко, и они придут к нам, взрослым, с требованием на него ответить. И вот тогда нам было бы очень желательно иметь хотя бы приблизительный ответ на него.

Сегодня у нас еще есть время для того, чтобы перестать делать из наших детей больных, прекратить пичкать их риталином и заняться поиском правильного подхода и к воспитанию, и к образованию, и вообще к жизни. А уж жизнь нам в этом поможет.

Обновлено 25.02.2011
Статья размещена на сайте 15.02.2011

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Дион, вот не вижу ничего плохого в лечении таблетками!
    Если препарат назначается вовремя, врачом, которому мама безусловно доверяет - вполне может быть достигнут положительный результат. Так, сыну моих друзей ставили и СДВГ, и гиперактивность уже в возрасте около 3 лет. Намучавшись, они решили обратиться к доктору. Насколько я помню, ребенок получал массаж и несколько курсов препарата, после которого он не то чтобы стал спокойнее - просто перестал кидаться, драться и орать, но зато с удоволствием начал играть с другими детьми (в том числе и с моим сыном), рано начал читать (лет в 5), а сейчас (ттт, чнз!) учится в обычной школе, во втором классе и если бы не знать предыстории - никогда бы не поверила, что этот и "тот" ребенок - одно и то же "дитя".

    • Комментарий скрыт
      • Елена Красовская, у них ребенок на контрактном медицинском обслуживании, врачи приезжают домой, квалификация очень высокая у неврологов и у всех остальных, все схемы лечения современные и проверяются НИИ педиатрии. Мы тоже в этом медцентре с младшим на контракте с 1,7 месяцев - я так намучалась в поликлинниках, что безумно рада педиатру, которому можно 24 часа в сутки звонить и который все прививки дома делает, и анализы... Ну а приятелям нашим, с их диагнозом - только по линии контрактной медицины и идти!
        Там действительно доверие.
        А руки опускать в принципе никогда не стоит - иначе - зачем мы живем?

  • Абсолютно согласна с тем, что нельзя путать активность и гиперактивность. Что такое гиперактивность, описание симптомов и причины уже отлично прокомментировали некоторые читатели. Даже со стороны видно, насколько неадекватным порой кажется поведение подобного ребёнка. Хотя, конечно, гиперактивность не является психическим заболеванием и поддаётся коррекции, в том числе и медикаментозной.

  • Игорь Дион, Риталин запрещен во многих странах, в т. ч. и в России. Он активно применяется в США и в Израиле.
    Гиперактивность с дефицитом внимания обусловлена нарушением межполушарного взаимодействия в головном мозге.
    Нейрокоррекция (специальный комплекс упражнений) дает очень даже неплохие результаты — знаю по опыту собственного ребенка: полтора года назад поставили СДВГ, сейчас уже практически ничего не осталось.
    Таблетки же обычно назначаются (если врач сам адекватен) в совсем тяжелых случаях, когда ребенок просто не может справиться с собой, ну не получается у него. Мы обошлись без таблеток.
    А лично я разницу между избалованными и гиперактивными вижу уже невооруженным взглядом, хоть я и не психолог. Хуже, правда, если и то и другое сразу

    Оценка статьи: 3

    • Елена Ш., разницу между избалованным ребенком и гиперактивным нам объяснили врачи. Мы с ней согласились, потому и "видим" ее сейчас "невооруженным глазом". Но вопрос не в том, есть она или нет, а в том, что нам делать с детьми, которые не вписываются в наши представления о норме. Их ведь становится все больше.

      • Игорь Дион, таким деткам, разумеется нужна помощь. Можно сколько угодно рассуждать о том, что такое норма и есть ли она вообще, и все же общество человеческое устроено определенным образом, и некоторым детям гораздо тяжелее адаптироваться.
        А ведь нужно закончить школу, получив там при этом определенный багаж знаний, получить специальность, устроиться на работу. Если ребенок гиперактивен, если не справляется с собой, если он не способен сосредоточиться на каком-то деле, он рискует остаться без всего этого, а в худшем случае вообще попасть в неблагоприятную среду с соответствующими последствиями.
        Поэтому надо помогать, заниматься, надо развивать недостающие навыки, и вполне возможно, что тогда вырастет очень даже успешный человек.
        А диагноз — это еще не клеймо. Его следует поспринимать как предупреждение, чтобы мы могли вовремя озадачиться этим вопросом. Лично я очень рада, что моему сыну этот диагноз поставили в 5 лет, а не в 15, когда уже поздновато что-то предпринимать.

        Оценка статьи: 3

  • Игорь Дион,
    Гиперактивность - это действительно отклонения от нормы, это заболевание, связанное с патологиями развития мозга.
    Гиперактивность, как правило, идет в ногу с синдромом дефицита внимания (СДВГ).
    Поверьте мне, что общение с ребенком, у которого "гиперактивность" это диагноз, отнимает в 10 раз больше нервных сил, чем общение с просто подвижным любопытным ребенком.
    Ребенок может забыть о чем только что говорил, и переключается резко на совсем другую тему; он пишет одну букву в тетради и в следующую секунду бежит в туалет, или забывает ( в 7 лет) сходить в туалет; ему нужно постоянно что-то теребить, грызть ногти или периодически резать ножницами бумагу; домашее задание может быть сделано с перерывами каждые 3-5 минут - на большее время такой ребенок не может сконцетрироваться на обязательном выполнении заданий. Такой ребенок не поддается обычным внушениям и наказаниям - наоборот его надо чаще хвалить. Наказания усугубляют агрессивность и делают ребенка еще более неуправляемым. В коллективе у ребенка нет друзей, потому что он не может сосредоточиться на одной игре и непонятен окружающим.
    У него свой мир, тормозящий и набирающий скорость в темпе, только одному ему понятном !!!

    • Наталья Тамбовцева, Вы знакомы с темой не понаслышке, видно сразу
      Просто достали уже рассуждальщики на тему "СДВГ — это не болезнь": когда ты убиваешься головой об стенку, чтобы добиться от ребенка чего-то вразумительного, все силы вкладываешь, а вокруг говорят, что ты плохая мать и ребенком своим не занимаешься, поэтому он у тебя недоразвитый и избалованный

      Оценка статьи: 3

  • А мне приходилось встречать пару-тройку по-настоящему гиперактивных детей. И это - вовсе не " естественное состояние поколения, вышедшего на следующий этап". Какой уж тут этап, если поведение таких детей напоминает о пещерных жителях? Такие дети - совершенно без тормозов. Настолько, что не в состоянии усваивать информацию в школе, чему-то обучаться, хоть на минуту о чем-то задуматься. Им необходимо ежесекундно двигаться, громко кричать и поведение их явно неадекватно. Какая уж тут норма? К таким детям родители должны искать особый подход, а не прятать голву в песок, твердя как заклинание, что это - норма. Возможно, и медикаменты, правильно подобранные - просто необходимы. Нарду с подходом, конечно. К тому ребенок и молодежь - не одно и то же.

  • Комментарий скрыт
  • Игорь Дион,
    а если гиперактивность связана с развитием какой-нибудь психической болезни, аутизма, к примеру. Надо знать причину гиперактивности, а уж потом что-то делать. Понимаением тут не обойдешься

    • Тина Хеллвиг, я не психиатр и не невролог. Но, насколько мне позволяют судить мои знания, при аутизме человек не то что не бывает гиперактивным - он вообще не активный. Аутисты погружены в себя, они практически не разговаривают, могут часами наблюдать за каким-либо явлением (дождь, течение воды в реке), избегают тактильного контакта. У гиперактивности иная природа.

  • Спросите любого психолога - гиперактивность и избалованость совсем разные вещи.