При изучении культуры какого-либо народа одно из главных мест этнических исследований практически всегда занимает описание погребальных обычаев и способы захоронения. Сюда входят и обычаи поминовения усопших, и относящиеся к ним поверья, магические обряды и запреты, а также представления о загробном мире. Все эти вопросы, как правило, находятся в компетенции религиозных организаций.
Философ Мишель Монтень во второй своей книге «Опыты» отмечал: «Величайшая трудность для тех, кто занимается изучением человеческих поступков, состоит в том, чтобы примирить их между собой и дать им единое объяснение, ибо обычно наши действия так резко противоречат друг другу, что кажется невероятным, чтобы они исходили из одного и того же источника…»
Это говорит о том, что основные формы общечеловеческой жизни должны иметь свой источник в началах, определяющих саму природу человека, представляющую три основные формы бытия: чувство, мышление, деятельную волю, каждая из которых имеет две стороны — исключительно личную и общественную. Похоронные обряды и обычаи определяют взаимоотношение людей в обществе и отношение к внешней природе и природе абсолютного существования (полного и вечного), о которых говорят религии.
После смерти по древним культовым традициям тела усопших кремировались (сжигались), закапывались в землю (хоронились), отправлялись в вечность по воде на плотах или лодках, подвешивались на деревьях или вообще выбрасывались в степь в безлюдном месте (у кочевых народов).
В процессе бытия, находясь под влиянием общественной морали, человек, осознает информацию о своей вечной жизни, руководствуясь принятыми в обществе обычаями, регламентирующими всю его жизнедеятельность. Так, подходя к границе, определенной средним периодом продолжительности жизни человека, мы начинаем осознавать, что такие понятия, как прошлое и будущее, меняются местами.
И человек начинает свое существование, находясь как бы в двух мирах, идя в будущее по временному циклу к своему прошлому (смерти). А вот куда он (его душа) попадет после смерти, зависит от мировоззрения самого человека. Например в индуизме это может быть тело кошки, собаки, свиньи, полубога или тело любого другого типа из числа 8 400 000 видов жизни.
Если же нет желания провести следующие тысячу лет в роли камня, то в христианстве человек проводит свое дальнейшее пребывание на небесах, когда, пройдя через врата, охраняемые архангелом, он попадает в рай или в ад, в соответствии с его праведной или греховной жизнью.
Миссионер, дьякон Андрей Кураев поясняет, что последнее, что предстоит людям на жизненном пути — это «Страшный Суд». А когда истечет время существования Вселенной, люди будут воссозданы, чтобы все смогли предстать перед Творцом. А до этого момента душа человека (или его фантом) будет наслаждаться райской жизнью или пребывать в чистилище, где, по убеждению многих людей, их будут жарить на сковородке (или варить в котле).
Так это или нет, не будем спорить с представителями религий и теософии, которая представляет собой смешение восточных и западных оккультных идей. Этого никто не знает, даже те, кто, по их словам, общается с кем-то из параллельного мира. Хотя традиционно люди, не имеющие никакого отношения к религиям, соблюдают на похоронах своих родственников определенные традиции и обряды. Например, устраивают поминки на 9 дней, 40 дней, 1 год со дня смерти человека.
По учению православной церкви о покаянии и мытарствах, душа усопшего, пройдя через мытарства и поклонившись Богу (на 3 день после смерти), на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых. А до этого возможны изменения в состоянии душ — по молитвам за них (души) оставшихся на земле.
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Сохранение традиции православного благочестия в современном мире выражено в культовых традициях, когда на 9-й день после Пасхи во вторник весь православный мир справляет «Родительский день» (Радоница).
В течение года существуют другие поминальные родительские дни (родительская суббота), которые так называются, потому что на Руси издревле было принято всех умерших предков называть родителями. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир, в котором его ждёт вечность, и ему нужна молитва за него по дороге к Богу.
Один раз в год (на Троицу) разрешается даже поминание самоубийц (душ неприкаянных), к которым церкви в остальное время относятся достаточно жестко. Об этих неприкаянных душах, иноверцах и язычниках разрешалось поминать только в особой частной молитве. Таким образом, поминать умерших родственников или нет — дело частное.
А отпускать их от себя по совету целителей и адептов или нет, также решает каждый в отдельности, хотя можно этот совет считать очередной «сверхглупостью» нетрадиционных товарищей, так как с «родителями» мы связаны по крови. Наши души связаны независимо от нашего желания таким понятием, как «родословная», и очищая от грехов своих предков, мы, возможно, очищаем и себя от разных родовых проклятий и других несуразностей.
Поминать надо, но для этого совсем не обязательно бегать на кладбище. У меня все умершие, которых я любила в сердце и для того, чтобы их помнить мне не нужно нику ходить. Я просто помню их, они просто есть у меня несмотря на то, что здесь их уже нет.
0 Ответить
- цитата из монтеня за уши притянута - в контексте этой фразой великий мыслитель скуки ради развивал тему о непостоянстве наших поступков.
Ну а, поминать или нет - каждый решает сам. Те счастливцы что веруют просто поступают в соответствии с предписаниями, с тем чтобы умершим было хорошо, те кто нет - так, как это необходимо для них самих. Некоторым, вполне не исключаю, легче и проще просто забыть, особо упертые могут всерьез терзаться всю свою оставшуюся жизнь, не находя в ней достойного эквивалента.
Оценка статьи: 3
0 Ответить