Денис Леонтьев Грандмастер

Учатся ли современные дети добру?

Знаете, мне на современных детей смотреть ужасно! Бездушные, привыкшие цинично сплёвывать сквозь зубы, насмехаться буквально надо всем — над историческим наследием, над государственными символами, традициями и праздниками, над религией, над наиболее значительными произведениями живописи, литературы и кинематографа, над школьными учителями, над любовью к родным и домашним животным, над попытками родителей приучить к доброте, честности и справедливости, совсем как в мультике про Симпсонов!

В детстве моих сверстников наказывали (!), если они произносили слово вроде «хана». А если кто-то употреблял эпитет «рыло» в отношении человеческого лица, то это воспринималось трагедией: «Дорогие родители, ваш сын растёт уголовником!» Считать за уголовника ребёнка дошкольного возраста! Нас в детсаду, кстати, изо дня в день пугали колонией, решётками и «собачьей похлёбкой». То есть как бы ребёнка не могут посадить в тюрьму, так есть «детские колонии». А мы-то, дурачки, во всё это верили! Меня как-то в санатории вырвало за ужином, потому что заставили есть салат, который я не мог взять в рот, так воспитательница подняла такой визг! Она орала, что вот все поедут домой (это было накануне конца смены), а меня отправят под конвоем в милицию. К счастью, на другой день была уже другая воспитательница, которая не была в курсе инцидента, и я спокойно сел со всеми в автобус и доехал до Старой Площади, где меня встретили папа и мама. Правда, из-за тёмных очков я принял их за чужих иностранцев, но потом всё равно узнал и обрадовался.

Это же приятно — быть со своими родителями, ехать с ними на дачу или сидеть в кафе и запивать эклеры с бумажной тарелочки лимонадом из бумажного стаканчика. Мне хотелось и хочется сейчас, чтобы жизнь на максимально возможный процент состояла из таких вещей…

Если бы я получал то, что получают современные дети — эти горы игрушек, МакДоналдс каждые выходные, поездки в Турцию и Хорватию, Стар Гэлакси и картодром, мультиплексы с забойными фильмами, я вырос бы не таким, какими растут они! Я воспринимал бы это как чудо, волшебство, я бы в благодарность за это был добрым и готов был бы сделать сколько угодно хорошего своим родителям и всем людям на свете.

Если бы во времена моего детства родители могли бы представить то, что творится сейчас — мат в книгах и в телевизоре, специальные радиостанции, передающие одни блатные песни, цинично-пошлые телепередачи, сериалы, где дети безнаказанно и беспардонно хамят отцу и матери, а в качестве шутки как бы играя кидаются интимными предметами туалета, спокойно обсуждают за семейным ужином технические проблемы контрацепции, акушерства и гинекологии, продающихся в магазинах игрушек пластмассовых стриптизёрш и «госпожей» с плётками — они бы гораздо больше прощали своим детям и чаще бы задумывались, прежде чем взяться за ремень или отправить ребёнка в тёмную комнату.

Они бы оценили, насколько по-настоящему добры и милы их дети. Они бы перестали воспринимать детей как малолетних преступников, за которыми нужен особый надзор. Они бы заметили, что ребёнок способен не только изрезать штору или прожечь скатерть — что портрет мамы на обоях он рисует от чистого сердца.

Вы знаете — в мультиках про черепашек-ниндзя я не находил и не нахожу ничего злого. Негодяй Шредер всегда получает по заслугам, причём ему даже не делают особенно больно. Черепашки — весёлые, неунывающие, любят шутить, ходить на аттракционы и в кино и есть пиццу, совсем как обыкновенные мальчишки. Рафаэль — заядлый книгочей, Донателло — фанат-компьютерщик, до отупения сидит за играми, но его знания действительно полезны. Микеланджело — обжора, но силач, добряк, а ест, потому что ему постоянно нужна энергия. Леонардо там ещё, не помню, чем точно отметился, но живёт несомненно по канонам Бусидо. Не признаёт огнестрельного оружия — истинный самурай! В общем, не злые они.

И сейчас то же. Фильм «Люди в чёрном». По нему даже сняли детский мультик. С одной стороны — зловещая организация, тёмные личности с холодными взглядами хищников, а по сути — самая гуманная организация для помощи инопланетянам, которые не всегда могут освоиться в чужом мире. Часто это вообще дети, сбежавшие из дома. Разве не забавна ситуация с наивным сопливым подростком, имеющим монструозный вид, утыканным скорпионьими жалами, кровососущими щупальцами и шипами, способными проткнуть навылет не то что человека, а даже буйвола? Такой просто испугается или слегка обидится, а пока его успокоишь и вытрешь ему сопли, он успеет учинить катастрофу галактического масштаба!

Люди в чёрном — в большей степени няньки, сотрудники детской комнаты милиции. А поскольку они все мужики с устоявшимся характером, то эта роль для них не вполне свойственна и нелегка, но способна воззвать к их чувствам.

Джей — простой, наивный, ему даже не говорят всего, чтобы по горячке не напортачил в делах. Влюбчивый, даже отчасти бабник. Горяч, порывист, самоотвержен — под стать Айвенго с д`Артаньяном. Добр и сентиментален. Кей — груб, откровенно хамоват, сварлив, циничен, узколоб, имеет скверную привычку молчать до последнего, поскольку патологически упрям и своенравен. Но при этом — добрый, задушевный дядька! У вас наверняка есть знакомые, которые выпивают залпом водку из чайного стакана, говорят одним матом, отмахиваются от каждого слова, но при этом — чудесные люди!..

Не знаю, может, современные дети всё это отсеивают, отфильтровывают, оставляя один негатив, но я уверен, что человек в принципе способен видеть добро везде.

Вот аниме. По-вашему — это истории о чрезмерно сексуальных подростках, борющихся с неким абстрактным злом посредством изуверски жестоких методов. А я вижу в этих историях дружбу, любовь, сочувствие, душевное тепло, подростковое рыцарство, романтику. Герои аниме учатся отличать правду от лжи, искренность от фальши, истинное положение вещей от того, что они себе внушили, не бояться косых взглядов, сплетен, слухов и двусмысленных ситуаций, принимать чужого человека как своего, как равного, таким, какой он есть. В аниме недаром поднимаются самые насущные проблемы юношества.

Японская культура традиционно практикует гиперболу в любом виде искусства. Восточные люди в повседневной жизни обычно сдержаны, эмоции проявляются в романтических произведениях, в театре, а в наши дни и в аниме. Все эти призрачно-абстрактные образы, вычурную символику стоит воспринимать именно как атрибут иной культуры. Спиральки на кончике поднятого кверху пальца, капельки на затылке и крестики пластыря на лбу ведут своё происхождение от системы условных знаков японского театра Кабуки.

А кровь из носа, когда у девушки задирается юбка! Вам это кажется пошлым? А многие солидные дядьки наверняка припомнят, как краснели в 14 лет в подобной ситуации. А поначалу, возможно, пугались — отчего это стало тесно в брюках?.. А девочки несомненно воспримут мальчишку, по ошибке сунувшегося не в ту дверь и попавшего к ним в раздевалку, настоящим развратником — ведь они в этом возрасте настолько стеснительны, и так комплексуют по поводу своей внешности, а тут ещё посторонний видит все их секреты!

А вообще подобных эмоционально-фонтанирующих, взрывных личностей полно и среди нас с вами.

Вы думаете, я агрессивен, злобен и настроен против всех и каждого? Я открыт для всего мира! Как Чучело-Мяучело, как плюшевый щенок Кнопка и рыбка Немо, я хочу найти друзей. Но большие, утыканные рогами страшилы этого мира настороженно воспринимают меня, принюхиваются на предмет закусить мною, определяют как чужака и оттирают в сторону. Не надо меня пинать, пожалуйста! А то мне больно и обидно.

Я котёнок, который в определённые астрономические периоды превращается в маленького, но опасного ядовитого и огнедышащего дракончика с тентаклями. А что тут такого? Аниме больше смотреть надо! Посмотрите какое-нибудь доброе аниме. Haibane Renmei, если на то пошло.

Ищите добро везде, оно есть повсюду!

Обновлено 10.02.2015
Статья размещена на сайте 29.06.2007

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • От С.Ф.

    Ну, ладно, нормально . не парься.

    Оценка статьи: 5


  • Если Вы видите добро в современных мультиках, то почему же Вам не удается разглядеть его в современных детях - добро и порядочность есть же в них.

  • С интересом и удовольствием прочитала 5

    Оценка статьи: 5

  • Денис, мне везет: встречаю много детей, которые охотно и успешно учатся добру и даже тогда, когда им мешают в этом. Вообще предпочитаю индивидуальный подход массовому.

    И даже если переходить к социуму в целом: во все времена новые поколения отличались от предыдущих, и это нередко шокировало старших. А потом малыши вырастали, а взрослые старились... И оказывалось, что эти непослушные, нfрушающие традиции веков изобреnают что-то новое, создают прекрасные творения или - наоборот (как и раньше было).

    Думаю, что начало Вашей статьи - всего лишь литературный ход. Вы же любите детей - сами говорили, да и чувствуется

    • Совершенно согласна с Валентиной.
      Просто зарисовка из окна моего дома.
      Посадили у нас вдоль тратуара молоденькую изумрудную траву, сделали два широких прохода на основную дорогу. Как вы думаете, кто ходил по траве, а кто по тропинке? Дети старательно обходили газон и шли по тропинке. Взрослые пахали как кому хочется.
      Не надо. не клевещите на детей. они умнее и духовнее нас. Только мы это часто разглядет НЕ ХОТИМ.

  • Статья замечательная, но мне пришлось прочитать ее два раза - я никак не могла понять, что же вы хотели нам сказать: что современные дети теряют духовность, или что мультики сейчас хорошие и добрые. Вы пишите "человек в принципе способен видеть добро везде". Согласна на все 100%. А если не умеет - должен учиться! Но дети этого не умеют делать!!
    Ваша фраза "Не знаю, может, современные дети всё это отсеивают... оставляя один негатив" - вы еще сомневаетесь!? К сожалению, не многие родители сейчас имеют возможность (и желание) посмотреть мультик вместе с ребенком. Это необходимо для того, чтобы научить его различать добро и зло, отсеивать негатив, быть оптимистом.
    Вам 5+

    • Современные дети не то что бездуховны - просто ленивы, приучились к готовым сюжетикам, стандартным сценариям, им неохота искать, лишь бы следить за движением. Казалось бы просты повести Гайдара, Сотника, Алексина, Драгунского, а детям они уже скучны, потому что надо искать мораль. Им непонятен рассказ об улетевшем шарике. Они не осознают, что девочка сначала жалела шарик, потому что отдала за него единственные деньги. Они порой не раз за день берут у рекламщиков шары задаром и почти тут же отпускают без сожаленья. Полёт шарика для них настолько обыден, что не провоцирует в их сознании никаких пертурбаций. Раньше ребёнок видел во всём - в освободившемся шарике, в девочке-эквилибристке, в белых птичках-амадинах, в капитане дальнего плаванья, в грубоватых, но горячих словах рабочего-дорожника - бывшего фронтовика - частичку добра. Не мог найти свой дом - его дружелюбно встретили незнакомые люди в чужой квартире. Заблудился в парке Сокольники - его вывел добрый медведь из сказки. В цирке нечаянно уволок под купол знаменитый клоун - теперь у него в друзьях вся труппа, проводят без билета и разрешают шастать за кулисами. Чтобы выиграть конкурс, надо схитрить - "уравновесить" себя на весах бутылкой ситро. Однако попробуй ею всё в себя залей! Целое приключение. А до этого поучаствовал во многих конкурсах, но даже не смог выполнить задание по всем правилам. Из натянутого лука целился, когда человек ещё на стрелковом рубеже. Яблоко на нитке хватал руками. Победить-то хочется! А в итоге поделили приз напополам с другом. У них и билет был на два лица. Если по всему этому наделать мультиков, Симпсоны останутся без рейтинга =)
      Дети не всегда могут сами найти добро. Взрослые обязаны им помочь. Был мультик про добро. Добро мечтал найти и подарить всем маленький Тушканчик. Но он боялся, что одному ему будет не под силу. И попросил помочь Барашка. А тот только сказал: "Красивое и блестящее? Им же делиться придётся!" И ушёл. А Тушканчик набежал на яму, в которую свалились птенцы. И к ним ползли уже змеи. Тушанчик нашёл способ вызволить их. И мать-птица сказала: "Какое доброе дело ты сделал, хоть ты и мал!" И Тушканчик понял, что и ему и всем под силу творить добро своими руками. А те, кто хочет оставить добро себе, как некую добычу, наживу, чтобы оно лежало у них в мешке, ничего не получат, потому что они делают всё только для себя, отдельно от других, и им никто не станет помогать.
      Есть сказки о бедняке, нашедшем скатерть-самобранку или волшебный ларец, или птицу, несущую золотые яйца, и всегда богач хочет у него всё это украсть. Хотя у самого полон дом и амбары добра. В итоге богач лишается своего добра, а к бедняку возвращается его волшебная собственность (правда не всегда, иногда она самоуничтожается, превращаясь в орудие наказания злого скряги). Бывает сказка про волшебника, награждающего бедняка за ночлег. Причём волшебник в доме у бедянка ведёт себя учтиво - как бы мне вас не объесть, да я у порога прилягу. Но бедняк кормит его в ущерб себе, уступает собственную постель. Наутро старичка нет в помине, зато хозяин, начав дело, занимается им всё утро - до бесконечности снимает со станка накануне вытканый холст, так что становится тесно в избёнке, или всё вынимает и вынимает из печки хлебы, так что приходится звать всё село, чтобы их съесть. То есть бедняк ещё и таких же как он бедняков оделил. А богач всё хочет одному себе. Вот он тоже волшебника хочет к себе зазвать. А тот прихоит и не жмётся, как обычно прохожий люд у богача, на пороге, а покрикивает - у тебя полон дом всего, дай мне поесть того и этого, да попить, а лягу я вон на той кровати! А кровать у богача стояла свадьбы сына дожидалась, до свадьбы долго - сыну пять лет только. И у его маленькой богачки-невесты всё уже заготовлено. Богач стервенеет - он думал от побродяжки вчерашней похлёбкой и дерюгой отделаться. Но в общем сдерживает злость. Всё даёт нищему старикашке. Наутро сразу кидается золото из мешка в сундук пересыпать. Да прислонился к косяку спину почесать. И чесал всё утро! Спину ободрал до мяса и косяк в опилки =) Вариант - жена богача чихнула да и чихала до вечера, аж голова распухла. Оглохла от чихания. Смысл - добро вознаграждается, когда сделано от всего сердца. Тот получает стократно, кто даёт не от щедрот своих, а от скудости.
      Вот таких детей, которые это прочтут, поймут и обрадуются тому, что поняли, я люблю больше всех остальных. Таких, как Сашенька, мой Светлый Ангел.

      • Даааа, Денис, вам есть, что рассказать детям. Советую только вам делать ссылки на мультики и сказки, про которые вы пишите, а то каша в голове получается. Ваша идея оставить Симпсонов без рейтинга мне по-душе. Но, не обижайтесь, с аниме я бы сделала то же. Чему, объясните, может научиться девочка, которая смотрит на сексуальных, крутых, рано повзрослевших девочек-анимашек? Я думаю, для начала начнет краситься и одевать покороче юбку. Конечно, во многом это зависит от воспитания, но все же. Я смотрю только русские, (украинские, армянские...) мульты. Есть и в них немного жестокости и подлости, но зато нет крови, уродских рож, оружия и драк, разврата и жажды мести. Я не знаток американских мультиков (не знаю всех по именам и названиям мультов), а то бы я привела вам кучу примеров.
        А вы показываете такие мультфильмы Сашеньке? А как смотреть с ребенком такие мультфильмы и объяснять "вот эта девушка, в короткой юбке и с крутыми бедрами, она добрая, но похожа на малолетнюю ...
        Вы говорите - есть и добрые аниме? А как обычному человеку узнать, в какой упаковке доброе, а в какой злое? Пока не купишь - не узнаешь.

        • Вообще при выборе аниме можно посмотреть обзоры в сети и в журналах, почитать отзывы на форумах. Вот на форуме, куда я хожу уже больше года (сейчас у меня там бан на неделю), есть аж несколько тем насчёт детей и аниме. Я сам создал тему - если в качестве факультатива показать разок-другой аниме детям в школе,то что именно поставить? Потому что аниме хороших достаточно, но надо выбрать именно то, в котором показаны самые что ни на есть главные истины. А то если начать просматривать аниме одно за другим, то учиться когда? И вообще есть смысл посвятить аниме один из уроков внеклассного чтения, тем более что многие аниме являются экранизациями или вольными переложениями классики. Я когда учился в школе, у нас прошла пара уроков по кино и мультикам. А то какая-нибудь учительница возьмёт и скажет на весь класс: "Самое большое зло - ранний секс, наркотики и аниме!" Причём сама аниме не смотрела ни разу. А на каком основании заявляет? А ведь она - авторитет для своих учеников.
          Вот кадр из аниме "Кайт - девочка-убийца". Аниме ни разу не детское, там и жестокость, и кровища, и жёсткая порнография. Но оно как раз из тех, что воспринимаются далеко не однозначно. Негодяи там вызывают самое неподдельное отвращение, человеческие пороки показаны во всей их неприглядности. Но я считаю, что такие мерзавцы, как Акаи и Каниэ, есть и в жизни. А у Савы и Обури была надежда. Но ей не суждено было выжить в мире, наполненном жестокостью и злобой...

        • Ну, аниме далеко не все такие. Например, "Изгнанник", "Союз Пепельнокрылых" - красивые, добрые истории, там нет ничего ого, что вы назвали. Или "Видение Эскафлона" - что-то типа фэнтези, и про любовь там есть. Вот "Школьные войны" я и сам смотреть не стану, поскольку это именно то, что вы сказали. Вообще надо очень хорошо разбираться в аниме, чтобы знать, что можно показать ребёнку. Я когда искал аниме в подарок Сашеньке, то кроме работ Миядзаки смог остановить выбор только на аниме "Сакура - собирательница карт". Сейчас, конечно, выбор у меня больше. Тех же "Пепельнокрылых" очень хотел бы ей показать.
          Вообще есть масса аниме, где представлена тема подростковой закомплексованности, двусмысленных ситуаций. Они и рассчитаны в основном на аудиторию 13-15-летних. Но смотреть очень весело. К примеру, "Чобиты", "Видеодевушка Амано Аи" - это про девочек, которые попадают в наш мир и не знают его реалий. Чии - девочка-робот со стёртой памятью, Аи выскочила из экрана, когда Йота поставил волшебную видеокассету, а по инструкции она должна делать всё, чтобы он познал радости любви. А видик у Йоты барахлил, поэтому Аи оказалась несколько дефектной - малость двинутой умом, да к тому же её бюст стал меньше положенного Вот Сашенька скоро дорастёт до таких историй, но меня они привлекают не в первую очередь.
          Аниме тоже есть такие, которые учат добру, к тому же в них объясняются очень умные правильные вещи. А когда говоришь о таких вещах, показывать девочек в коротких юбках и с накачанными бюстами вроде как и незачем. Верно?

        • Я думаю, для начала начнет краситься и одевать покороче юбку.

          А это плохо?

          • Думаю, не очень. С определённого возраста, естественно. А то даже девушка с в общем-то неплохими данными не будет смотреться, если начнёт гладко причёсываться, носить серую кофту и несуразно длинную юбку, вообще не будет пользоваться косметикой да ещё и держаться к тому же станет скованно и зажато.
            Хуже, если начнёт пить, курить и материться. Я вот видел на улице девочку, очень похожую на Сашеньку. И одета - сплошной кавай, юбка расклешена клетчатыми клиньями, колготки красные, няяя!.. И тут достаёт пачку чуть ли не "Беломорканала", чиркает зажигалкой, затягивается с видимым удовольствием... Я чуть не упал. А на вид лет так 12. Так что проблема существенная, и я эту тему буду и дальше поднимать.

  • Мне понравилась статья. 5 Действительно, актуаальный вопрос...

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья!!!!
    Добра нынче не хватет везде и для всех!

    Мой ребенко перешел недавно с Человека-Паука на Черепашек Сейчас их всех собираем

    Оценка статьи: 5

    • "Учатся ли современные дети добру?"

      Тема, действительно, актуальная. В вопросе с детьми быть сторонним наблюдателем- сущее преступление! Я тоже сталкиваюсь с подобными словечками в лексиконе свокго ребенка. Бороться и еще раз бороться!

  • Тему подняли неплохую.
    Тоже очень волнует, как твой трехлетний ребенок после детского сада приходит и отборно матерится. А знакомые воспитатели что рассказывают. Жуть! Куда мы скатились?

    Оценка статьи: 5

  • Уважаемый Денис, вы совершенно правы. Такое явление (озлобленных, равнодушных детей, подростков, да и взрослых) очень сильно распространено. Но, поверьте, оно не массовое. Все зависит от нас, от того как мы воспитываем своих детей! Подростки копируют поведение взрослых, отнесся к нему кто-то равнодушно, начиная с воспитателя в детсаду, а зачастую и родитей, и он начинает относится также. Ребенка нужно учить добру, само собой его не будет.