Некоторые семьи дружат между собой и отправляются на дачу одной из семей. Хороший вариант для тех, кто еще не разучился дружить семьями, но абсолютное большинство семей уже не имеет стойких контактов с другими людьми. Само собой так получается, или разрозненность преднамеренно создается, — не знаю. Но до того доходит, что старые друзья, учившиеся 20 лет назад вместе в институте и делившие одну брезентовую палатку на семерых, не могут собраться вместе уже потому, что каждому из них стыдно за его бедность по сравнению с мнимым богатством прежних друзей.
Зараза имущественной стыдливости расползается со скоростью эпидемии гриппа и повторяется в различных модификациях не реже, чем грипп. Взрослые люди, которые не страдали ощущением своей нищеты, скажем, со времени летнего отдыха, испытывают острый приступ болезни перед Новым годом или перед традиционной зимней встречей бывших одноклассников. Это происходит и среди тех, кто хлеб с маслом считает роскошью и редко себя так балует, и среди тех, кто купил бы кресло губернатора города, если б мог, но попробовал — не вышло. Наша страна интересна тем, что те, у кого всё есть, и те, кому нечего есть, имели одинаковые стартовые условия. И потому одним стыдно за неправедный жизненный путь, другим — за недостаток ума и энергии, третьим — еще за что-либо. Стыд легче скрыть, скрываясь. И это только одна из многих причин разрозненности.
Болтая по телефону или в соцсети, можно найти немало желающих совместно отдохнуть и покатать детишек с горок. Но как? А просто. Если дачи принуждают стыдиться или кичиться, то домик можно снять. На сегодня это обходится в 150−200 рублей с носа. Варианты, конечно, разные бывают, от тысячи на гигантскую компанию за всё до той же тысячи в час с каждого, но 200 с человека в день — это наиболее часто встречающийся зимний вариант и в Подмосковье, и в районе Сочи. Определившись с домиком где-нибудь недалеко от железнодорожной станции, можно послать зов кому попало. Дурные люди такой ерундой не интересуются, так что скорее всего на ваш зов откликнутся те, кто имеет схожие интересы.
Затем трамбуются рюкзаки. Если дом не топился постоянно, то надо бы взять пенки и зимние спальники, а дом воспринимать как туристическую палатку. Если же домик подготовлен к приему гостей, нелишне взять свое постельное белье, поскольку хозяева могут и не догадываться, что их чистые свежие на вид комплекты пахнут затхлостью и плесенью или постираны с избыточным количеством порошка.
Лыжи, снегокаты, санки и ледянки брать не обязательно, потому что с горы можно катиться и на куске полиэтилена.
Если хочется построить домик или крепость из мокрого снега, хорошо бы иметь прямоугольные вёдра или ящики, потому что на месте их, как правило, не оказывается. Нелишне знать, что пластик становится хрупким на морозе, но даже в нулевую температуру прямоугольное ведро, неудачно брошенное на снег, может расколоться. Если собираетесь доставать воду для заливки строений из водоема, верёвку надо бы брать с большим запасом и одну сторону ведра, если пластиковое, слегка утяжелять, иначе оно откажется зачерпывать воду, предпочтёт плавать по поверхности.
Перчатки остро необходимы снегострою. Годятся хлопчато-бумажные рабочие с пупырышками. Для защиты от влаги на них можно надеть вторые перчатки — резиновые. Но в перчатках всегда холоднее, чем в варежках. Замечательные согревалки для рук можно получить из рукавов старых курток, отрезав их и зашив разрез хотя бы просто по прямой. На всякий случай стоит иметь в виду, что роль варежек могут сыграть толстые носки, если их надеть пяткой на большой палец.
Снегострой с хорошо освоенными технологиями позволяет при подходящем снеге за один световой день соорудить иглу немаленького размера. Открытием этого года для меня стало то, что вовсе не обязательно добиваться эстетического совершенства и завершенности от сооружения: можно ограничиться стеночкой по колено, сверху положить потолочное перекрытие из досок или веток, накрыть полиэтиленом и притянуть его книзу ледышками, буквально привязав полиэтилен верёвкой к снеговым комьям или кускам льда. В таком убежище тесно, зато тепло.
Иглу большого размера тоже согревается быстро. И, если есть опыт, можно смело выезжать на природу в расчёте на появление собственного снежного дома. Единственное существенное неудобство в этом случае — не удастся использовать ночью ультрафиолетовые сушилки для обуви. Привычка к ним возникает очень быстро, а отмирает медленно, даже если никакой необходимости в них нет.
Еда. Тут кто во что горазд. Можно договориться о разгрузочном дне и взять с собой только сухофрукты. Питье — это, возможно, снег. Специалисты из разных областей знаний настоятельно рекомендуют снег не есть. Хотя бы потому, что он прихватывает из воздуха пыль, а пыль может быть с разными химическими соединениями, с яйцами глистов. Но почти всю пыль собирает первый снег, и после хорошего снегопада воздух чист и снег прекрасен. Тем, кого всерьез интересует кислотность осадков, можно поинтересоваться законом Рауля, он справедлив в отношении низких концентраций кислот. Экологическая обстановка хоть и создает нам проблемы, но в лесу незначительным загрязнением снега всё ещё можно пренебречь.
Зимний отдых с детьми может доставить огромное удовольствие, если семья не привыкла пролёживать всё свободное время на диванах и ограничивать выходы ближайшим сквериком. Но найти хороших спутников для выезда за город не так-то просто. До тех пор, пока заинтересованность в этом остается абстрактной. Как только созревает решимость выехать немедленно, оказывается, что желающих составить компанию более чем достаточно. Однажды удалось за пятнадцать минут собрать чудную компанию в 20 человек при помощи простенького объявленьица. Не знаю, удастся ли такой фокус в следующие выходные, но почему бы не попробовать.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...