Оксана Манкевич Мастер

Как поддерживать в доме чистоту и порядок?

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери говорил: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Наша маленькая планета — это наш дом, наше жилище. Его нужно содержать в чистоте и порядке. Ведь известно, что если человека дома окружает хаос, то такова и вся его жизнь — неупорядоченная и неустроенная.

По фэн-шуй, чистота и порядок в доме способствуют успеху и процветанию. Как говорил бесподобный профессор Преображенский, «разруха не в клозетах, а в головах». Итак, наведем порядок в клозетах — а там, глядишь, и в жизни наступит просветление.

Понятно, что в доме, где спят, готовят еду, едят, отдыхают, моются, посещают туалет, где есть хотя бы один ребенок, не может быть идеальной чистоты и безупречного порядка. Но в доме, где регулярно убираются, где все приучены не «беспорядничать» и прибирать за собой, все-таки будет приятная чистота, уют и порядок.

Хочется найти такой способ поддержания порядка в доме, чтобы при этом всегда было чисто, и чтобы не тратить на домашние дела много времени и усилий. Для себя я нашла удобный способ — нужно убираться «по чистому». Согласитесь, что вымыть ванну, которую вы мыли всего 3 дня назад, и которая еще не успела загрязниться, намного быстрее и легче, чем вымыть ту же ванну, которую вы мыли… ну, когда-то все-таки мыли. Расскажу вам о моей системе. Может быть, кому-то это будет полезно.

1. Все по местам. У каждой вещи в доме должно быть свое место. Если в доме появилась вещь, у которой еще нет своего места, вы должны найти, куда ее положить, и это место должно быть известно всем домочадцам. Нужно приучать домашних к тому, чтобы класть вещь на место сразу после ее использования или хотя бы раз в день убирать все по местам.

Ежедневно нужно совершать быструю уборку — раскладывать все вещи по их местам. Я это делаю сразу, как застелю постель в спальне, потом перехожу в прихожую, в кухню, по дороге убирая все на свои места. Сын в своей комнате тоже, заправив постель, раскладывает все по местам — книги и диски на полки, чашки в посудомойку, грязные носки и другую одежду в корзину для белья и т. д. Это занимает у нас 10 минут, потом я открываю окна для проветривания, раскрываю шторы — и у нас в доме полный порядок! Сразу и настроение появляется!

2. Текущая уборка. Для того чтобы у меня никогда не возникало необходимости в многочасовой авральной уборке, я решила убираться каждый день, т. е. делить одну большую уборку на порции для каждого дня. Я написала список текущих дел на неделю и поделила их на 6 дней (воскресенье — это день только для отдыха). Я решила, что уборку в туалете и ванной нужно совершать не менее 2 раз в неделю, убирать пыль в комнатах через день, мыть полы в кухне 3 раза в неделю, мойку и плиту там же — 1 раз, полы в прихожей — 2 раза в неделю.

Область возле входной двери мы сделали в виде подиума, выложенного керамогранитной плиткой. В грязной обуви с этого подиума никто не спускается, поэтому пару раз в день мне достаточно собрать грязь, песок и воду от стаявшего снега мокрой тряпкой только с этого подиума — пара минут, и в коридоре всегда чисто. Нет необходимости ежедневно мыть всю 10-метровую прихожую.

Все текущие дела я разделила по дням и написала расписание уборки. Первое время приходилось заглядывать в расписание, а потом я запомнила, что в какой день мне необходимо сделать. Например, в понедельник я убираю пыль влажными салфетками и пылесосом в спальне, делаю уборку в ванной, мою полы в прихожей. Во вторник уборка пыли в детской, уборка в туалете, полы в кухне и т. д. Времени на текущие дела уходит примерно 30−40 минут ежедневно. Сил затрачивается немного, потому что убираю я «по чистому». Зато у меня всегда здоровая, приятная чистота.

3. Генеральная уборка. Я не делаю генеральной уборки как таковой. У меня каждый день «генеральная» уборка. Все, что не входит в текущую уборку, я называю «большими» делами по дому. Точно так же, как и с текущей уборкой, я села и написала список «больших» дел, учтя все помещения в моей квартире.

Например, большие дела в кухне — мытье окна, холодильника, дверей, духовки, микроволновки и другой бытовой техники, вытяжки, фартука, уборка внутри шкафчиков, мытье вертикальных и горизонтальных поверхностей кухонной мебели и т. д. Так же записываем все «большие» дела для остальных помещений в квартире.

Выполнение «больших» дел разделим по дням недели — в понедельник делаем часть большой уборки в кухне, во вторник в туалете или ванной, в среду и четверг — в комнатах, в пятницу — в прихожей и в коридорах, в субботу — в гардеробной, кладовой. На «большое» дело я отвожу от 15 до 30 минут в день.

После работы в течение получаса я совершаю текущую уборку, а после (если есть силы и желание) могу в зависимости от дня недели сделать «большое» дело. Или вымыть окно на кухне, или разобраться в одном из кухонных шкафчиков, или разгрести завалы в шкафу в комнате сына (конечно же, с его помощью), или надраить стенки душевой кабины и т. д.

Прочитав статью, кто-то может подумать, что у автора психологические проблемы, провоцирующие маниакальное стремление к чистоте. Поэтому заранее скажу, что маниакального стремления к чистоте у меня нет, я просто люблю приходить с работы в дом, в котором уютно, прибрано и легко дышится.

Придя уставшей в дом, где царит хаос, я вряд ли почувствую себя спокойно, легко и комфортно. Но это не значит, что я каждый день как автомат по расписанию совершаю механические действия со шваброй и пылесосом. Иногда можно и даже нужно ничего не делать — ну просто ничего!

Прийти домой, завалиться на диван и пролежать до позднего вечера с пультом в руках или засесть на кухне с ноутбуком, сварив себе три литра кофе и наделав гору бутербродов. Но проводить так каждый свой вечер я просто физически не способна, потому как люблю двигаться, люблю убираться и готовить. А если мне лень, то я вспоминаю слова Маленького принца о том, что сначала нужно привести в порядок свою планету, а потом заниматься всеми остальными делами.

Желаю удачи всем — и тем, кто, как и я, находится в постоянной борьбе с пылью и беспорядком, и тем, кто не привык уделять быту много своего драгоценного внимания! Ведь главное — чтобы на вашей маленькой планете всегда был мир, все были здоровы и счастливы!

Обновлено 7.11.2017
Статья размещена на сайте 19.07.2007

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • +5!

    Спасибо за статью! Я,видимо с возрастом, сама пришла к такому методу уборки по частям, не составляя специального расписания. А чтобы в доме не накапливалось ненужных вещей, два, иногда три раза в год, провожу чистку - перебираю одежду, обувь, бумаги, книги, безделушки, и все, что считаю лишним, и не нужным, выбрасываю, либо кому-то отдаю. Одежду можно всегда отнести в церковь, для бедных, книги кладу ( если они в хорошем состоянии) в сквере или парке на скамейку - кому-то могут пригодиться. Не надо накапливать в доме лишнего, складывая на антресоли или балкон. На лето зимние вещи убираю в коробки, ставлю на антресоль или верхнюю полку шкафа, все подписываю-чтоб легче потом найти. Аналогично, осенью убираю летние вещи, до весны, естественно, все должно быть вычищено, постирано и поглажено.А вот внука-студента, к сожалению, не могу приучить содержать в порядке диски, их огромное количество и они могут оказаться в самых неподходящих местах, а когда надо найти нужный - проблема, времени уходит много. Думается, что методам организации рабочего места и поддержания порядка в доме и на работе, надо обучать в школе.Тогад в любом боме будет чистота и уют.

  • Очень мудрая статья!!! Спасибо!!! - 5
    То, что можно и нужно использовать шаг за шагом. А главное разум становится на место от таких упражнений, а иначе я не назову уборку собственного помещения.
    Это действительно действенная вещь: правильно спланировать, а затем следовать плану. Разум приводится в порядок, уходит хаос и из него. А главное уборка не становится рутинной. А если еще при этом использовать средства "Amway", то получится удовольствие от чистоты и применения средств!
    Оксана, спасибоооо!!!

    Оценка статьи: 5

  • Чужой опыт всегда полезен. А про флай-леди слышу впервые. Спасибо Вере за ссылку

  • Спасибо за статью. Надо попробовать. А то до уборки руки с трудом доходят (времени катастрофически не хватает), все делаю фрагментарно и нерегулярно в течении недели. Потом приходится тратить почти всю субботу на уборку.
    Попробую ваш метод. Не уверена, что смогу придерживаться такого четкого графика, но попробовать можно.
    5

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, чисто не там, где не сорят, а там, где убирают Моя пять.

  • судя по комментариям, статья больше ориентирована на женщин, у мужчин другой подход (это не означает, что обязательно будет беспорядок)

    Оценка статьи: 3

  • сварив себе три литра кофе
    соболезную..

    Оценка статьи: 3

  • Спасибо, Оксана,статья очень нужная! мне вообще больше нравятся статьи из личного опыта, чем переписывание чужих... Настоящая Флай-леди! У меня примерно так же - я Дева по гороскопу, люблю жить в чистоте. только вот четкие расписания меня тяготят - я свободный и творческий человек. Уборка постели и содержание кухни в чистоте - это на уровне привычки, даже не задумываюсь над этим действом. Как душ принять или зубы почистить. Все остальное делаю по мере загрязнения и желания. Стараюсь делать все с музыкой и настроением.И обязательно себя потом похвалить за чисто убранный дом. Это еще одна мотивация. Тоже когда-то терпеть не могла рутинные дела, а , пройдя курс Флай-леди, превратила все это в игру - даже настроение поднимается в самом действе! Так все просто - преврати любое событие в праздник. А вот как это сделать - учат на курсах. Вкусных Вам будней!

    Оценка статьи: 5

  • а еще нужно, чтобы в доме была одна хозяйка, тогда все намного проще. если больше - пиши пропало, у каждой свое понимание чистоты

  • И название у вашей системы классное "убираться по чистому".
    Увлекательная статья, сразу хочется действовать!
    5+.

    Оценка статьи: 5

  • Отличнейшая статья!!!
    дела действительно требуют системы и распорядка, и тогда все не так уж сложно и аврально!!!

    Спасибо Вам за такую статью!

    Оценка статьи: 5

  • Вера Логунова Вера Логунова Читатель 14 сентября 2007 в 03:08 отредактирован 20 мая 2018 в 15:37

    5!
    Очень полезная статья. Хорошо написано. Я по отношению к вещам, которым нет места, поступаю более радикально: я от них просто избавляюсь.
    А система действительно похожа на метод http://www.flylady.ru, которому я стараюсь следовать, но пока дела идут медленно.

  • Я к этому давно пришла! Из-за лени, кстати. Терпеть не могу с детства генеральные уборки: всё вверх дном, конца края не видно, день вычеркнут из жизни. И я их не делаю!
    Не мою все окна сразу, не убираю и в комнатах и на кухне - всё по очереди. Правда, и системы у меня до сих пор не было, спасибо за подсказку!
    Мне статья кажется очень полезной. Спасибо! 5

    Оценка статьи: 5

  • Я согласна с автором. Придерживаясь определенной системы, можно успеть гораздо больше.
    Сама я не составляю расписания и не придерживаюсь четкого времени, но в остальном действую по той же схеме. Что называется, лучше чуть-чуть притереться, чем "вылизать" весь дом. Хоть "художественный беспорядок" у нас всегда... вот так мне повезло с мужем

    Оценка статьи: 5

  • Мы- единомышленники. Только у меня квартира разделена на 5 частей/5 дней, 6-й день - "пылесошивание", а на 7-й - гуляю .Моя 5. Может, кто оценит удобство такой системы: всегда везде чисто и времени уходит всего ничего.

    Оценка статьи: 5

  • Расписание действительно дисциплинирует. Но у меня, и я думаю, что практически ни у кого, не получится следовать ему неукоснительно. Но если я обозначила для себя цели и задачи, то я хотя бы стараюсь их реализовать и выполнить. Хотя бы стараюсь...

    Оценка статьи: 5

    • Оксана, согласна с Вами, что точно следовать расписанию не удается. И согласна, что четко обозначенная цель в данном случае помогает выполнять намеченное.
      Также, моя практика показала, можно двигаться и небольшими шагами, таким образом приучая себя к дисциплине. Можно ставить в начале небольшие цели, достигать их, а затем понемногу цели увеличивать в объемах. Главное вперед.

      Оценка статьи: 5

  • Если дома беспорядок - значит этому суждено быть. А если дома устроили генеральную уборку значит скоро быть генеральному беспорядку

    Оценка статьи: 5

  • Позитивно, хотя и не всем подходит. Но по крайней мере не грузит, как другие советы по хозяйству, где кажется, что надо просто угнобиться с утра до ночи, ползая с тряпкой.

    Оценка статьи: 5

  • Прям целая система нужно иметь высокий уровень дисциплинированности, чтоб еще ей и следовать...

  • Это очень напоминает систему "Флайледи".

  • Наверное, тяжелее следовать расписанию, чем делать то, что в нём написано.

  • Как я вам завидую! В моем доме все не так. Утешает только то, что это не каждому дано. Я когда-то учился на бизнес-курсах, и нам там рассказали, как по виду рабочей комнаты распознать психотип человека.
    У "лидера" стол девственно чист, в кабинете ничего лишнего, а если и есть что-то, например, ноут-бук - то обязательно самый современный.
    У "технаря" стол завален радиодеталями, крепежом, химреактивами, а комната битком набита неработающей техникой в разобраном виде.
    У "адвоката" стол завален кипами бумаг, документов, а на стенах - обязательно дипломы, лицензии, свидетельства об изобретениях, фотографии рядом со знаменитостями, словом, все, что свидетельствует о его высоком статусе.
    У "сочувствующего" полный бардак везде, и на столе, и в шкафах, и на стульях. Впрочем, стулья обычно поломаны.
    Но вся беда в том, что чистых лидеров в природе - не более 3%.

    Оценка статьи: 5

    • Ну что Вы, зачем завидовать? Все люди разные! Я вот, например, училась вязать - училась, да так и не научилась. А вот порядок в доме соблюдать умею.
      И я не люблю девственно чистый стол - на нем должны стоять календарь, лежать сотовый телефон и записная книжка с ручкой - и это как минимум.

      Оценка статьи: 5