В психологии есть термин «образующие силы души и тела». Особенно важно развитие этих сил в возрасте 5−6 лет, когда ребёнок ещё не отделился от природы, а сам является её частью. Именно поэтому в этом возрасте дети не любят рассматривать «красивые виды».
Например, дерево для ребёнка в этом возрасте — не для того, чтобы им любоваться, а чтобы по нему лазать. Именно по причине своей неотделённости от природы дети могут играть со всем, что природа им дает — песок, камни, семена, фрукты, цветы, листья, кора, мох, ветки. Все эти дары природы обращаются непосредственно к душе ребёнка и пробуждают в ней фантазию. То есть «образующие силы», которые действуют в создании природы, едины с творящими в ребёнке «образующими силами».
Поэтому, в зависимости от своей завершённости, игрушка может быть для ребёнка либо другом, либо врагом. Игрушка — друг «образующих сил», если она проста, примитивна и не очень богата. Если игрушка способствует развитию фантазии в ребёнке, значит она хороша и полезна.
Что происходит в психике ребёнка, если его «образующие силы» не имеют выхода, то есть не развиваются посредством фантазии и детского творчества? Они накапливаются в детском организме, угнетают его психику. Это проявляется в поведении — ребёнок становится непослушным, капризным, болезненным, у него резко меняется настроение. По мнению психологов, совершенные, законченные игрушки оказывают на ребёнка негативное воздействие, повреждая здоровые задатки будущего.
Приведём мнение по этому поводу психолога с мировым именем Рудольфа Штейнера: он назвал внутреннее накопление сил фантазии «внутренним телесным наказанием», которое для ребёнка так же мучительно и ещё более вредно действует на его будущее, чем внешние телесные наказания. Штейнер приводит пример «законченно красивой куклы» (с настоящими волосами, закрывающимися глазами
Возможно, поэтому поколение наших бабушек, несмотря на все пережитые трудности, так позитивно и деятельно до сих пор. И детство их, несмотря на войну и разруху, на отсутствие красивых дорогих игрушек, было счастливее, чем детство унылых и ничем не интересующихся современных детей.
Подобные выводы подтверждены многочисленными опытами, один из которых провели в детском саду: детям предоставили для свободного выбора кубики, ящик с глиной и большую кучу песка. Дети даже не подошли к кубикам, все кинулись к глине и к песку. Возможно, потому, что глина и песок давали им гораздо больше возможностей.
Интересным фактом является и то, что, по мнению западных психологов, игры и игрушки, способствующие развитию детской фантазии, важнее, чем различные интеллектуальные занятия. И вот почему: интеллектуальная деятельность абстрактна по содержанию и не имеет ничего общего с жизнью. Неразумно восхищаться 4−5-летними детьми, когда те ведут себя как взрослые: уже умеют читать и писать, считать, ведут себя учтиво и участвуют в «умных беседах». Гораздо полезнее для развития ребёнка, чтобы он участвовал во всех шумных забавах сверстников, «творил» из песка и глины, учился с малых лет жить в коллективе, а не уединялся от других детей для своих интеллектуальных занятий.
Играть, заниматься творчеством (живопись, лепка, танцы, пение
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...