У годовалых детей своеобразные и специфические отношения со временем и окружающими предметами. Предметы и люди не являются чем-то устойчивым и стабильным в восприятии ребенка. В течение первого года дети живут по принципу «с глаз долой — из сердца вон»; если они чего-то не видят, то этого нет, — для них, конечно. Так, младенец тут же утрачивает интерес к накрытой одеялом игрушке, даже если продолжает держать ее в руках.
Что касается времени, то годовалый ребенок пока не в состоянии осмыслить сколько-нибудь продолжительный промежуток времени. Поэтому, если мама уходит, то уходит совсем. Ребенок не знает, вернется ли самый близкий ему человек. Поэтому так переживает даже краткосрочные отлучки мамы. Став немного старше (в среднем это происходит к полутора — двум годам), ребенок утвердится в «постоянстве» мамы и будет переживать намного меньше.
Для того чтобы сформировать у ребенка ощущение стабильности отношений, традиционности событий, хорошо подходит такая форма отношений, как ритуалы.
Если ваше общение с ребенком не насыщено ритуалами, попробуйте это сделать. Пусть для многих привычных действий появятся свои традиции: для приветствия, для прощания, для отхода ко сну. (РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.)
В нашем случае ритуал — выверенная последовательность устраивающих и ребенка, и маму действий, позволяющая безболезненно привести к желаемому результату.
Подумайте, какие Ваши действия могли бы успокоить ребенка, настроить его на Ваш уход. Например, перед уходом Вы ставите ребенка на подоконник (дети годовалые, да и более старшие, это очень любят), разговариваете с ним о том, что есть за окном. Показываете, в какую сторону Вы собираетесь идти, с какой стороны будете возвращаться, говорите, что очень любите и уходите.
Ритуалом может быть любой набор действий, который Вам было бы приятно повторять вместе с ребенком перед каждым Вашим уходом.
Например:
1. Покружиться с ребенком в прихожей, подкинуть вверх и поцеловать в нос, после чего начать собираться. Объясняя во время выполнения ритуала, куда и зачем Вы уходите, и почему это Вам необходимо.
2. Вместе сделать обход всей квартиры. Это можно сопровождать обсуждением того, что вы вместе будете делать после вашего возвращения, например, «…а когда я вернусь, мы с тобой будем собирать пирамидку с клоуном…». Также можно обсудить, что ребенку предстоит сделать за время вашего отсутствия, особо при этом подчеркивая, что дел много, а времени у него почти нет, ему надо торопиться, чтобы успеть сложить кубики в коробку, машинки поставить в гараж, книжки поставить на полочку.
3. Придумать (или взять уже имеющуюся) игру. Например, игра «Стенка, стенка, потолок» здесь была бы очень уместна. Правила ее очень просты: слова сопровождаются прикосновениями. «Стенка» — нежно касаемся пальцем детской щечки, «стенка» — прикосновение к другой щечке, «потолок» — палец касается лба, «две ступеньки» — прикасаемся к подбородку и нижней губе ребенка, «дзинь! — звонок» - слегка нажимаем на носик. «Звонить» в нос можно со словами: «Я тоже скоро приду и так же позвоню в звонок». Очень скоро ребенок может взять инициативу в этой ритуальной игре на себя и предложить, например, не пальчиком прикасаться к лицу, а целовать. Или захочет сам проводить эту игру с вами. Будьте к этому готовы.
4. Все, на что хватит фантазии.
Определите, чем приятным Вам хотелось бы заниматься с ребенком перед уходом из дома. Возможно, ребенок начинает капризничать не по поводу Вашего непосредственного ухода, а лишь чувствуя Ваше собственное напряжение… Тогда стоит подумать о том, что чаще всего ребенок весел и спокоен, когда мама пребывает в таком же состоянии.
Полезная статья для обоих родителей!
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Полностью согласна со статьей.. Очень дельные советы молодым мамам.. Анна, ПЯТЬ!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, хорошо подано. Почти все использовала со своей младшей дочерью (1 год 8 мес.). Сейчас отпускает свободно, причем она уже ходит в ясли, т.к. я работаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень нужные советы! Пять!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо за статью!очень пригодится! +5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замечательные идеи, Анна. Эх, прочитать бы мне их лет пять назад! Нам с сыном всегда так трудно было расстаться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна, спасибо Вам за статью. Тон ее понравился не меньше, чем содержание +5. Удачи!
В подарок - фото от lil-cat. Называется "Мама пришла"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Валентина
0 Ответить
А еще с годовалым малышом хорошо в "ку-ку" играть Он ладошками личико прикроет: "Ку-ку, где Ванечка? Нет Ванечки... А-аа, вот он!" Когда игра запоминается, можно использовать к ситуациях с уходом.
Если мама ушла потихонечку, незаметно, а ребенок потом спохватился.
Папа - бабушка, сестренка - братишка могут использовать "ку-ку" с обходом по квартире. "Мама, ку-ку..." и переключением внимания по ходу: "Смотри, мишка куда забрался. Как же он залез на полку? А вдруг упадет, давай достанем и поговорим (споем, поиграем) с ним".
Действует - проверно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная статья.
0 Ответить
Курсивный текст в самом начале - видимо, читатель сам должен догадаться, что это чье-то письмо, анонимное к тому же. Надо бы это яснее обозначить. Хоть имя этой мифической матери придумайте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить