Анна Бердникова Грандмастер

Как побудить ребенка двигаться в нужном направлении?

Дети от полутора до двух с половиной лет уже научились очень быстро бегать, но с ними еще не всегда можно договориться. Мамы этих деток, еще год назад осуждающе качающие головой, услышав фразу: «Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом — сидеть и молчать», теперь осознают, что народные мудрости не рождаются на пустом месте.

Как убедить ребенка двигаться туда, куда нужно идти, а не туда, куда сейчас хочет его левая пятка? Путей решения этого вопроса может быть несколько.

Можно отшлепать ребенка пару-тройку раз как следует. Тогда ему не то чтобы бежать куда-то — отходить от вас хотя бы на шаг будет страшно. Хороший способ разрешения проблемы — ни особой силы, ни фантазии, ни каких-либо других своих ресурсов привлекать не требуется. Однако этот способ действует как мина замедленного действия — сложно сказать, когда взорвется, когда и в какой форме ребенок даст сдачи.

Можно развивать свою физическую форму, передвигаясь с той же скоростью, что и малыш. Для здоровья полезно, окружающие с завистью провожают вашу стройную и подтянутую фигуру, и ребенок в полном восторге — мама так здорово со мной играет. Единственным, пожалуй, недостатком этого способа решения стоящей перед нами задачи является утомительность, затратность физических сил. А также то, что не во всяком наряде можно весело бегать с ребенком, иногда даже на прогулку с малышом хочется одеться во что-нибудь этакое, завершив туалет высокими шпильками.

Можно сделать пребывание рядом с вами и движение в одну сторону, так необходимую вам, настолько интересным, что ребенку не захочется убегать от вас. Достичь этого возможно, превратив перемещение в игру.

Дорожные игры — способ задать верное направление.

Предложите ребенку стать «паровозиком», вы будете его вагоном. Вы держите его за шлевку, ремень или просто одежду и изображаете поезд: говорите «чух-чух-чух» и «ту-ту-ту»! Ребенок добровольно оказывается рядом с вами и движется в нужном направлении.

Игра «Ниточка-иголочка». Предлагаете ребенку вспомнить, как выглядит нитка с иголкой. Можно проделать предварительную работу, показав нитку с иголкой, продемонстрировать, как нитка следует за иголкой, объяснить, что они всегда вместе, не расцепляются, не расстаются. Сначала иголкой можете быть вы, затем ролями можно поменяться.

Игра «Правила дорожного движения». Объясните ребенку правила пользования светофором: красный — стой; желтый — жди; зеленый — иди! Начинаете играть: ребенок — водитель автомобиля (или просто автомобиль); Вы светофор, руководящий его движением сменой сигналов. Для ребенка постарше к светофору можно добавить знаки: кирпич, стоп, ограничение скорости и другие.

Игра «Хлопки». Вы даете ребенку такую инструкцию: «Мы бежим, я хлопаю — мы останавливаемся». «Ты бежишь, когда я хлопаю, ты останавливаешься». Ребенку постарше можно самому предложить руководить процессом (хлопать).

Предложите ребенку двигаться, как разные животные: порхать, как бабочка; топать, как слон; идти, переваливаясь, как медвежонок и т. д. Для того чтобы слышать смену инструкции, ребенку придется находиться рядом с вами, не отбегать от вас далеко.

Игра «Кто быстрее?». Вы выбираете какой-либо объект, находящийся не очень далеко от вас и в русле необходимого вам направления, и предлагаете ребенку соревнование: кто быстрее доберется? Двигаться придется довольно, но существуют неоспоримые достоинства этой игры: ребенок будет ждать вас у финишного объекта и не собьется с выбранного направления.

Количество «походных» игр может быть неограниченным. Их число определяется вашей фантазией и желанием играть с собственным ребенком.

Обновлено 13.11.2007
Статья размещена на сайте 15.09.2007

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Насколько я понимаю, это статья для молодых мам. В некоторых, отдельных, единичных, нерегулярных, частных (специально перебираю слова) случаях можно использовать. Но... с непременными оговорками по поводу техники безопасности, особенностей местности, воспитательных усилий по усвоению норм поведения на улице и установлению отношений сотрудничества с ребенком в плане "надо".
    Молодая мама, которая в курсе всего перечисленного, скорее всего, имеет уже игротеку, а которая не может справиться с ребенком - вдруг не в курсе?

    Анна, Вы, предваряя игры, отмечаете, что "не во всяком наряде можно весело бегать с ребенком, иногда даже на прогулку с малышом хочется одеться во что-нибудь этакое, завершив туалет высокими шпильками". А потом предлагаете наперегонки (Кто быстрее), " мы бежим - хлопаю... Да и в паровозик на шпильках не очень удобно, как и в "ниточку - иголочку".

    Кроме того, ребенок-паровозик, каки ребенок-иголочка, запросто может свернуть с заданного направления и сильно огорчиться при попытке вернуть к задуманной траектории. - Потому что если речь о детях, которые отказываются идти, куда нужно маме, так они могут отказываться и по дороге, в процессе игры. Да и вообще дети очень чуткие существа, и если заподозрят насилие в игре раз - другой, это может превратиться в мину замедленного действия.

    Да и вообще дорога, по которой идет мама с ребенком из этой статьи, какая совершенно безлюдная. Рванув наперегонки, малыш может врезаться в бабушку с палочкой, сбить другого ребенка, нарваться на собаку, упасть на асфальт - а она, мама, еще только "туда" идет, куда задумала...

    Вот эту фразу я совсем не поняла: "Двигаться придется довольно, но существуют неоспоримые достоинства этой игры". - Мелочь, но лучше поправить.

    Оценка статьи: 3

    • Валентина, ребенок бежит и глаз при этом не закрывает поэтому не натыкается на прохожих. Хотя, конечно, в плотном потоке пешеходов в такие игры не поиграешь. Я живу в Новосибирском академгородке, может быть, это волшебное место такое, но в "походные" игры с ребенком здесь получается играть практически на любой улиуе

      Когда ребенок паровозик, то у мамы есть возможность регулировать его скорость, потому что мама диспетчер. Также возможен обмен ролями: теперь мама будет иголочкой, например. Пространство игры очень гибкое.

      Спасибо Вам, Валентина, за внимательное прочтение моих статей.

      • А уж как я Вам благодарна за ответ, Вы и не представляете, Анна. - От души говорю. У мамы вообще много возможностей, в паровозике или... Сегодня, под впечатлением Вашей статьи, строила всяческие варианты... Без вербалики - никак. Ребенок глаз на бегу не закрывает, но летит, не думая "как"... Видела многожды. По научному - "детская импульсивность".

        Что я сегодня напридумывала:
        Сын: Я устал, не хочу дальше идти.
        Мама: Да, я тебя понимаю. Я тоже устала. Нахоидились мы с тобой сегодня... Давай во-он на той лавочке отдохнем.
        Вариант с с огласием не рассматриваем.
        Сын: Не хочу, я устал.
        Мама: А что делать будем? Можно по очереди нести друг дружку на руках (чаще в ответ - смех, уже переключение). Можно сесть на асфальт, только запачкаемся... И никто нигде на асфальт не садится, посмотри. Люди могут решить, что мы заболели и вызвать "Скорую помощь". Может, к тете Свете заглянем (пункт машрута)? У нее, я знаю, есть волшебный чай...
        ИЛИ:
        Мама: Ой, а что это там впереди?
        Ребенок: где?
        Мама: Пойдем-ка посмотрим.
        Оказывается, листик - веточка - камушек интересный лежал (в направлении движения).
        Мама: Надо же как далеко от нас был, а позвал к себе. Давай возьмем с собой, раз он хочет быть с нами

        Прикиньте, сколько радости и позитивного настроя у деточки! С этим камушком - веточкой - листиком он куда хочешь пойдет, соблюдая все правила уличного движения, оберегая и защищая...


        И еще много других вариантов.

        А?

        Оценка статьи: 3

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 ноября 2007 в 14:45

          Как-то, Валентина, даже по Вашему тексту понятно, что речь не о детях полутора - двух с половиной лет, как четко ограничила Анна... Может быть, кто-то из Вас просто продолжит тему для более старшего возраста?

          Из того, что автор упомянула шпильки, не следует, что все игры, которые она предлагает дальше, рассчитаны именно на такую "форму одежды", и что все их нужно применить на одной прогулке - тоже.

          • Марианна, я всего лишь высказала свое мнение. А вот по поводу возраста - доводилось аналогичным образом общаться именно с малышатами 1,5 - 2,5 лет. И речь идет о том, что не только подвижные игры могут быть задействованы. Поскольку тема изначально задумана и воплощается Анной, думаю, ей сподручнее будет ее продолжить - от всего сердца пожелаю автору удачи!

            Оценка статьи: 3

  • Абсолютно верный подход. Проще и результативней всего добиваться от ребёнка нужного поведения игрой. 5

    Оценка статьи: 5

  • Интересные игры. Играем в паровозик. Все остальное попробуем
    Я пытаюсь с сыном договорится.
    Во-первых, сразу обозначаю цель выхода: прото погулять, сходить в магазин, поликлиннику и т.д.
    Во-вторых, весь маршрут (естественно. в моей голове) разделен на несколько этапов. Например, сходить птичек покормить, творог и сок купить ребенку. Не всегда идет за руку, но рядом.

    Оценка статьи: 5

  • Буду пользоваться советом! СПАСИБОЧКИ!!!

    Оценка статьи: 5

  • Если желаемое направление совпадает с необходимым, то и заставлять не придется!

  • Да, с собакой попроще

  • Анна, играть - это одно, передвигаться по улице - совсем другое.
    Ребенок на улице, если он топает своими ногами, должен быть натренирован - идти за руку с взрослым. И не в форме игры это должно быть, поскольку условия игры таковы: надоело - перестал играть. Для дороги, особенно для пересечения проезж. части - четкие правила. Эти самые правила дети, при нормальной требовательности, усваивают очень быстро: за бордюрный камень не переходить, руку свою из руки взрослого не выдергивать. Конечно, поводок - тоже дело хорошее, но это уж ене по-человечески.

    • Да, Люба, по поводу пересечения проезжей части я с Вами согласна. - здесь должны быть четкие правила: за бордюрный камень - ни ногой, через дорогу - только за руку. Но речь идет о том, что часто молодая мама к прогулке приурочивает массу разных дел, которые надо выполнить: оплатить коммунальные услуги, телефон, занести подруге книгу... И тащит мама за собой малыша, не выпуская его руки, он развевается за ней, как флажок, и через 10 минут такого обращения начинает капризничать... В итоге не вредный, а лишь незамотивированный малыш получает нагоняй и ярлык неслуха.

      • Не только пересечения проезж. части - вообще поведения на улице. Если у ребенка нет понимания того, что улица - это особая часть, критические ситуации неизбежны. Гулять, играть надо, как и с собаками , в специально отведенных местах. А насчет походов с дитем по делам - хотя б по магазинам! - так таких мамаш надо с милицией отлавливать, сечь и ставить в угол. Чтобы хотя б не своих детей - прочих людей своим гавканьем не пугали. Впрочем, наверное, они не виноваты - виноваты их родители, впечатавшие своим обращением со своими детьми им такую модель. А с этим не поборешься

        • Все-таки хорошая статья. Ведь мамы разные бывают. Кому-то эти советы очень даже необходимы. У нас в городе, например, чтобы дойти до специально отведенного для игр места, нужно пройти три перекрестка и с десяток "зебр". И ребенку очень даже нравится играть в такие игры - он сам напоминает об этом. Спасибо, Анечка.

          Оценка статьи: 5