Игорь Абрамов Профессионал

Как развестись в Израиле?

«Когда человек разводится со своей первой женой,
даже жертвенник проливает слезы о ее участи.»

(Талмуд)

Хотя большинство израильтян хоть раз, да усомнились в прелестях семейной жизни, но дальше грустных мыслей дело у них не идет. Развод в Израиле (впрочем, как и в любой западной стране) — процедура, о которой мало кто может вспоминать без содрогания. От мужчины могут потребовать, чтобы он не только содержал детей, но и обеспечил жене тот уровень жизни, к которому она привыкла. Зато женщине (если речь идет о еврейской супружеской паре) грозит долгая игра в кошки-мышки с мужем, который может годами не давать письмо о разводе («гет»). Мужчины, разоренные разводами, даже создали общественную организацию, которая борется за их права. На мужей-«отказников» давят раввины и государство, которое периодически отправляет наиболее упорных за решетку. С учетом таких «блестящих» перспектив, не каждый решится избавиться от семейных уз.

Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета — документа о разводе.

Супруги, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона остаются супругами. Это означает, что вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.

Новое замужество женщины, не получившей гет от своего бывшего мужа, чревато очень серьезными последствиями. Поскольку развода, по сути дела, не было, второй муж вступает в интимные отношения с женщиной, которая все еще замужем за другим. Ребенок, родившийся в результате такой связи, — мамзер. Мамзерут (пребывание в положении мамзера) — это одна из самых трагических ситуаций. Хотя на них нет собственной вины, мамзеры не могут вступить в брак с евреем и стать членом общины.

Если муж отказывается дать жене гет, она становится агуна и не может вступить в новый брак. Нельзя ни принудить мужа дать гет, ни аннулировать брак. Гет дается мужем только по собственной воле. Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. И в этом случае ничего не сделать. Гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен.

Процедура развода в Израиле относится к сфере семейного права, она непосредственно связана с религией. В соответствии с нормами семейного права, для того, чтобы определить процедуру развода, необходимо знать, какова религия супругов, или же они оба, или один из них, атеисты. Ответ на данный вопрос даёт специальный документ под названием «Тамцит ришум», дословный перевод на русский — выписка из записи личного дела, которая хранится в Министерстве внутренних дел Израиля (МВД) и которую можно получить тут же на месте каждому гражданину на себя бесплатно.

Дело в том, что каждый родившийся в Израиле или приехавший как репатриант, передаёт данные о национальности и религии в МВД Израиля, заполняя специальные документы, подтверждающие еврейство. Делается это либо в момент получения удостоверения личности, либо когда родители оформляют свидетельство о рождении ребёнка. Естественно, нельзя так просто записаться евреем, еврей может быть записан в разделе религия только как еврей, и никакая другая религия или прочерк невозможны. В отношении других религий и национальностей нет проблем, то есть русский свободно по приезду в Израиль может записаться белорусом или наоборот. Для Израиля это роли не играет.

Закон определил, что развод и брак между евреями возможен только в раввинатском суде, и поэтому оформление его в другой стране в гражданском суде чревато проблемой непризнания развода или брака в МВД.

А как быть со смешанными парами, где, например, супруг еврей, а супруга русская, или оба не евреи? Для этого в конце 60-х годов прошлого века был принят закон, который предусмотрел, что для того, чтобы развестись, данным парам следует обратиться к председателю Верховного суда Израиля со специальной просьбой, чтобы он определил, какой суд (по семейным делам или религиозной общины одного из супругов и в каком городе) может развести стороны.

Просьба подаётся с обязательным указанием религии и национальности сторон, с приложением подлинника «тамцит ришум» из МВД от обеих сторон, просьба может подаваться обеими или одним супругом. Если в разделе «религия» стоит прочерк, то есть религия не определена, то следует предоставить в Верховный суд заявление человека, подтверждающего, что данное лицо — атеист и не принадлежит ни к какой религиозной общине. Если один из супругов относится к одной из вышеперечисленных общин, то есть еврей, или мусульманин, или православный, то суд направляет документы на заключение данного религиозного суда и спрашивает его мнение по поводу места развода.

Чаще всего развод происходит в суде по семейным делам. Там процедура формальна и быстра, если есть согласие супругов. Но если нет согласия, либо один из них вообще не в Израиле, то развод может быть долгим, и суд по семейным делам потребует заключение юриста по семейному праву, который должен будет ответить на главный вопрос — нет ли противоречий или ограничений с точки зрения права страны заключения брака, поскольку браки смешанных пар в Израиле запрещены. Суд по результатам слушаний выносит решение о разводе и даёт письменное решение, обязательное для исполнения МВД. Суд также вправе утвердить договор об урегулировании имущественных споров между супругами, например, о разделе квартиры или иного имущества, алиментах, воспитании детей.

Счастливого вам брака и счастья в семейной жизни.

Источники:
Еврейская энциклопедия.
Дмитрий Баксанский «Развод в Израиле»

Обновлено 17.02.2015
Статья размещена на сайте 27.09.2007

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • как всегда, женщину ущемляют...

  • Мамзерство. Что должна сделать русская мать с нееврейскими детьми от еврейского мужа? Хамас? Let it be. Let it be.Let it Beeeeeee! Вточь по битлам. Игорь, для многих русских читателей твоя статья - отличный информационный источник, такое, я думаю, в России мало кто знает и это будет очень полезно. Даже в том виде как ты это толерантно подал. Советую тебе добавить о воскресных массовых поездках на Кипр, где по понедельникам браки расторгаются. И живет народ спокойненько в блуде. Страдают только мамзеры. Я на мамзерах как остановилась, так и все остальное уже как просто материал читала. Усиль. Это - судьбы детей Израиля: воевать можно, но ты не человек,а а гоим. Вот этих жалко нам, но не им. Гои гибнут за металл! Я еще отстоюсь, а потом оценю.
    Ох, опустят тебя. Углы обходить тоже не всегда безопасно, счас свои плюхи получишь, причем под ковром. По делу ничего не будет. На и по здравому смыслу невозможно - логика и факты. Не сикай, я, русская жена еврейского мужа с тобой, не дам залягать. Знаю на своей шкуре, что такое мамзеры. На моей семье. Вот хрен им. С редькой!. Как счас заберем всех мамзеров, русть хасиды в танки сядут. Флаг в руки. И пейсы в зубы! Шалом, танкисты! И мазл тов.

    • Лаура! Привет. Ты пишешь "как ты это толерантно подал" Я не могу осуждать другую семью, которая живет по своим законам. В Соединенных Штатах Америки иначе, чем в Израиле, понимаются категории "гражданства", "религии" и "национальности". Во-первых, вера принадлежит частной жизни человека, поэтому никто не обязан официально указывать свою религиозную принадлежность. Следовательно, религия ни в коем случае не может определять национальность. Во-вторых, понятие гражданства и национальности тождественны - считается, что все американские граждане - американцы по национальности. В американском обществе права и свободы личности ценятся выше, чем требования любого коллектива. И американские судьи, рассматривая дело Маури Клейна о еврейской идентификации его дочери, исходили из совершенно других критериев, чем их израильские коллеги.
      Суть дела состояла в следующем. Когда у американского еврея Клейна из штата Северная Каролина и его нееврейской жены родилась дочка, родители решили воспитать ее еврейкой. Но понимали они под этим совершенно не то, что в аналогичном случае подразумевали израильтяне Для израильтян понятие "еврей" означает национальность. Напротив, для Клейна вопрос о национальности дочери вообще не стоял, для него "еврейство" был исключительно делом религии, причем в понимании либерального реформистского течения в иудаизме. Клейн хотел, чтобы его дочка ходила в воскресную еврейскую школу, была активным членом местной еврейской общины, посещала реформистскую синагогу, соблюдала еврейские праздники - короче, выросла как американская еврейка. Так бы оно и вышло, но семья Клейна распалась, дочь стала жить с матерью, и мать ребенка изменила первоначальное решение вырастить девочку в еврейской вере. Сама христианка, мать теперь хотела, чтобы ее дочь воспитывалась одновременно и как еврейка, и как христианка. В результате девочка, уже имевшая достаточный опыт приобщения к иудаизму, оказалась на грани нервного срыва, не понимая, как себя вести.
      Клейн решил обратиться в суд и просить пересмотреть первоначальное решение о материнской опеке. Он настаивал, что девочка должна остаться с ним и воспитываться в рамках еврейской религии, как предусматривалось первоначальным соглашением между родителями.
      Суд исходил из равенства прав отца и матери передать ребенку свою веру, однако, руководствуясь правилом "интересы ребенка - прежде всего", удовлетворил иск Клейна. Суд отметил, что девочка серьезно и сознательно относится к еврейской религии, иудаизм играет позитивную роль в ее развитии, и отказ от первоначального соглашения между родителями пагубно отражается на душевном здоровье ребенка. Поэтому девочка и дальше должна воспитываться в рамках реформистского иудаизма.
      Интересно, что в решении американского суда напрочь отсутствуют ссылки на галахическое определение еврейства. Вопрос еврейской идентификации ребенка решался без всякой связи с тем, что его мать - нееврейка. Для суда было важно, кем себя девочка ощущает. Если она считает себя еврейкой и еврейская община признает ее "своей", значит она и есть еврейка.
      В этой связи уместно вспомнить мнение раввина Адина Штейнзальца о том, что "с исконно еврейской точки зрения, еврейский народ является не народом в точном смысле этого слова, а семьей. Слова "дом Яакова", "дом Израиля" дают исчерпывающее обозначение еврейского народа и выражают сущность искомой связи между членами одной семьи". В статье "Что такое еврей", откуда процитированы приведенные выше слова, раввин Штейнзальц признает, что "содержательный ответ на вопрос, что такое современный еврей, связан с нахождением такого определения, которое отвечало бы менее строгим критериям, чем требования ортодоксального мировоззрения".

  • Любопытно. Узнал много нового. 5.

    Оценка статьи: 5