В ряде регионов России наблюдаются вспышки кори. Борьба с болезнью ведется грамотно, но сможем ли мы сейчас сделать шаг к окончательной победе над вирусом? Представьте себе, поставить точку в похождениях опасного для детей и взрослых патогена реально.
Знаете, как на латыни будет «корь» — morbilli, а «болезнь» — morbilus. Для тех, кто с языком Римской империи не знаком, объясню: наименование данного недуга можно перевести как «маленькая болезнь», или еще колоритнее — «болячечка». Симптоматика, включающая кожные высыпания, позволяла врачам древности сравнивать ее с куда более опасным заболеванием — оспой. Сегодня, когда вирус человеческой оспы остался только в исторических свидетельствах и лабораториях, пора отправить туда же и корь.
История болезни
Гиппократ в своих трудах не описал ни одно заболевание, которое по симптоматике походило бы на корь. А все потому, что в его времена этого недуга не было.
Прошли века, и наследник и коллега премудрого грека Абу Бакр Ар-Рази из Багдада написал трактат, который назывался «Об оспе и кори». На дворе стоял IX век. Наши предки смогли одомашнить убийцу и начали искать способы избежать встречи с ним.
В июне 2020 года в журнале Science появилась публикация, раскрывающая секреты генеалогического древа невидимого врага. Ученые из немецкого Института Роберта Коха и бельгийского Католического университета, сравнивая геном вируса кори с вирусом чумы крупного рогатого скота, пришли к выводу о том, что зараза адаптировалась к нашей популяции приблизительно в VI веке. Завоевать новую аудиторию возбудителю недуга — РНК-вирусу из семейства Paramixoviridae, помог прогресс: поселения увеличивались, связи между ними крепли.
В Европе с густонаселенными городами, обеспечивающими постоянную циркуляцию вируса, уже в Средневековье к кори относились как к легкой детской болезни. Впечатляющие показатели младенческой смертности позволяли рассматривать недуг, способный унести до 6% жизней своих жертв, сквозь пальцы.
Знакомство с заразой жителей Нового Света могло изменить мнение ученых мужей — коренное население Америки болезнь буквально выкашивала. Колониальная политика и невозможность полноценно осуществлять работу медиков за океаном не позволили это сделать вплоть до начала XIX века.
Патогенез
Заражение происходит воздушно-капельным путем. Если вы вспомнили про грипп, то корь на порядок опережает его по контагиозности, тут она приближается к показателям оспы.
- Человеку достаточно посетить помещение, где перед этим побывал больной, чтобы самому заболеть.
Распространять инфекцию ее носитель начинает еще до того, как заболевание манифестирует кожными высыпаниями.
Есть и хорошие новости. Данное вирусное заболевание не поражает животных и очень нестойко в окружающей среде, заразиться от четвероногих, пернатых, чешуйчатых или контактируя с предметами, которые держал в руках заболевший, невозможно.
Вирус, попав на слизистые носоглотки, не прячется от иммунной системы. Он стремится быть ею замеченным и перенесенным в лимфоузлы, где происходит его репликация. Корь подавляет защитные силы организма, что упрощает доступ к телу бактерий и увеличивает риск осложнений. Но и без компании бацилл незваный гость не скучает. Он попадает в кровоток и разносится по всему организму, вызывая все те неприятности, которые характерны для кори.
Уже упомянутое подавление иммунитета не исчезнет после клинического выздоровления. Оно будет сопровождать жертву кори вплоть до трех лет. Вирус способен наносить вред клеткам иммунной памяти, потому для переболевших есть риск подхватить заразу, к которой, по мнению пациента, у него есть стойкость.
- Важно понимать, что корь не делает различий в том, каким образом иммунитет получен. Она способна нивелировать эффект некоторых прививок.
Лечение и профилактика
Заразиться корью можно в любом возрасте. Сама болезнь чаще всего уносит жизни детей младше 5 лет, но взрослый, у которого нет иммунитета к этому недугу, тоже не застрахован. Результатом инфекционного заболевания может стать как гибель от бактериальной инфекции, которая разовьется на фоне сбоя в работе иммунной системы, так и выздоровление с последствиями в виде серьезных хронических дисфункций организма.
Лекарства от кори не существует. Облегчить состояние больного возможно, но сам вирус уничтожать придется антителами. Их введение показано, если речь идет о спасении жизни. Во всех прочих случаях проводится противосимптомная терапия. Антибиотики могут назначаться только после того, как диагностирована вторичная бактериальная инфекция. Никакого профилактического эффекта от их приема нет.
Защищены от недуга только младенцы, которых выкармливают матери, обладающие иммунитетом. Всем, кто перешел на другое питание, придется выбирать способ избежать болезни. Можно:
- Переселиться на необитаемый остров и никогда не контактировать с людьми. Пожизненный иммунитет к кори у переболевших и привитых не исключает отдельных случаев бессимптомного носительства.
- Привиться.
Польза от вакцинации несомненна. Она позволяет уберечь иммунную систему от повреждений и исключить тяжелое течение кори. А еще такая профилактика способна защитить от вируса наших потомков. Человечество навсегда избавилось от натуральной оспы, пора то же сделать с корью.
Я где-то читал - в США сейчас модно "не верить" в прививки. Так одна непривитая американка съездила куда-то в Европу, где есть корь.
Вернулась до мой в свое местечко, где жило тогда (скажем) 567 жителей - и сходила на какую-то общегородскую ярмарку.
Затем почувствовала себя плохо. А вместе с нею 560 жителей, все, кто оказался не привит.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, спасибо за внимание к моим материалам и теме защиты здоровья. Мода на отказ от вакцины, предупреждающей корь, эпидемический паротит и краснуху, активно внедряется шарлатаном, лишеным медицинской лицензии Эндрю Уэйкфилдом. Невнимательность редакции The Lancet в конце 90-х гг ХХ века позволили ему выступить в самом уважаемом медицинским сообществом журнале. Если доктора опровергли утверждения этого персонажа спустя несколько лет, легковерные обыватели с радостью их подхватили. Англоязычная пресса распространила "сенсацию" от Уэйкфилда, в переводе эта беда и до нас добралась, но, соглашусь, что в США проблема масштабнее.
Американка, подхватившая корь, очевидно, проживала в городке, где еще сильны нравы предков - сектантов, выезжавших в Новый свет, чтобы основать рай на Земле. Сегодня они теряют суеверия прадедов, но заменяют их на современные аналоги. Кстати, из Европы печально ославившаяся дамочка могла привезти только вирус, который туда доставили ее собратья по безумию из неблагополучных регионов Африки и Азии.
1 Ответить
Ну, напугали, Карл. Статья безусловно интересная и важная, потому что всё то, что имеет отношение к здоровью - однозначно, важно!
Однако, бить тревогу, наверное, не следует. Ведь маленьким детям ещё в младенческом возрасте делают прививки от кори. Наверное, поэтому они и не болеют.
У меня сын в свое время переболел всем - и свинкой, и краснухой, и даже коклюшем (самая страшная болезнь, на мой взгляд) - а корью не заболел. Успели привить ещё в роддоме. Так что если есть прививка - антитела, наверное, будут вырабатываться сами после неё?
(Не сердитесь, если мои вопросы показались Вам неправильными. Я не врач).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, за интерес к моим статьям и уточняющие вопросы я Вам очень благодарен. Моя деятельность в рамках проекта Школа Жизни направленна именно на то, чтобы ответить на вопросы от людей, не имеющих медицинского образования. Уверен, что уточнить: так ли страшна корь, если я/мои дети/родня и знакомые были привиты от нее в младенческом возрасте, захотят многие. Вопрос отличный!
Уточню тот факт, что вакцинация от кори первый раз проводится не в роддоме, а на 12-м месяце жизни, потом следует бустер. Это правило для новорожденных, которых кормит молоком мать, обладающая иммунитетом к болезни. Какие правила существуют для малышей на искусственном вскармливании знают педиатры. Действительно - привитым корь не грозит.
С 12 апреля 2023 года по сегодняшний день - 17 мая, - целое студенческое общежите МГУ стало зоной карантина по причине кори. Согласно данным Роспотребнадзора до начала мая по стране 1 тыс. заражений корью, в Санкт-Петербурге - 30 случаев. Корь, которую можно было полностью победить 10-15 лет назад, возвратилась, причем, заболевают в крупных городах, а не на диком острове, куда везли вакцину, но лодка перевернулась - вот повод бить тревогу. Причина такой ситуации - противники прививок. Их стараниями человек, на пример, страдающий аллергией на куриный белок, который не может защититься от болезни путем вакцинации, обречен на болезнь.
Выросло поколение, среди которого достаточно непривитых. Они могут об этом не знать, ведь решение приняли за них. Повезло тем, чьи родители ответственнные, а, если человек не знает, какое решене прняли за него лет 20 назад? Корь вернулась. Чем активнее сейчас будут работать медики-популяризаторы, тем выше шанс того, что люди, за которых приняли неверное решение, защитят себя и окружающих от кори. Возможно, кто-то из мам, заблуждавшихся относительно вакцинации, изменит свое мнение и спасет дитя от рисков, связанных с заболеванием. Сказав сегодня: привитых от кори все равно больше, мы потеряем этих людей и, вероятно, поспособствуем увеличению численности группы риска.
Если есть еще вопросы - задавайте их смело! С удовольствием отвечу!
0 Ответить