• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алишер Шамсиев Дебютант

Что нужно знать о больных маниакально-депрессивным расстройством? Часть 2

В моей предыдущей статье я рассмотрел общие особенности характера этой категории больных, приводящих их к асоциальности, термину, довольно популярному в психиатрической практике. Сейчас я не буду касаться фармакотерапевтических аспектов лечения. Мне хотелось осветить вопрос о том, как больному самому скорректировать недостатки своего характера, проявляющиеся в маниакальной фазе.

Итак:
Перерабатывание — обычно сам больной начинает замечать, как у него наступает маниакальная фаза. Психиатры называют её гипомания. Он начинает ощущать прилив сил, становится веселым, энергичным. Больному начинает казаться, что он должен нагнать то, что он упустил в фазе депрессии. Будучи перфекционистами (людьми, везде и во всем ищущими совершенство) они начинают буквально изводить себя работой, устанавливают для себя высокие критерии, достичь которых зачастую не удается, что повергает их в очередную депрессию. Поэтому очень важно напоминать себе одну истину: не перерабатывать! Хотя не замечаешь усталости и готов хоть горы свернуть, дай телу отдохнуть.

Транжирство денег — здесь очень помогут регулярные записи расходов денег в дневник. По окончании маниакальной фазы, уже, будучи вне приступа (увы, это временно) больной сможет проанализировать «здравомысленность» тех или иных расходов.

Второй приём борьбы с бессмысленным транжирством денег — это тактика «откладывания» той или иной траты на определенное время. Одна из главных ошибок больного в маниакальной фазе заключается в том, что он считает или ему кажется, что он должен немедленно купить ту или иную вещь или услугу. Потом на поверку окажется, что это была пустая трата денег.

Психологи маркетинга товаров и услуг знают об этих особенностях психики этой категории больных и играют на этом: «набор в группу ограничен», «осталось всего несколько экземпляров» — эти избитые приёмы направлены, чтобы подтолкнуть клиента к дорогостоящей покупке. В таких случаях больной должен спросить себя: «А что случится, если я куплю эту вещь через неделю (2 недели, месяц)?» За это время появятся новые мысли относительно субъекта покупки. То есть, в большинстве случаев ничего вредного для больного не случится, если он отложит некую трату денег на определенное время.

Авантюризм — конечно, современная фармакотерапия поможет больному как-то «усмирить» поток идей, ведущих к различного рода авантюрам. Но и сам больной должен себя сдерживать. И тут опять техника «откладывания» решений на определенное время (на неделю, месяц) может помочь ему. За это время он сможет более детально обдумать свою идею, найти изъяны и скрытые ловушки и препятствия на пути её претворения (если за это время он еще не передумал).

Романтический настрой и фантазии в отношении совершенно не подходящих для этого людей — всякий раз, вовлекаясь в романтические отношения с новыми людьми, больной должен, в первую очередь, спросить себя: «А тот ли это человек?» И, опять, на помощь придет техника «откладывания» решительных действий на определенное время: «Если этот человек действительно привлекателен по истечении двух недель, значит он на самом деле привлекателен для меня».

Применяя эти приемы, больной в маниакальной фазе убережет себя от многих недальновидных и неправильных решений. Конечно, одними этими методами больному в маниакальной фазе не обойтись. Тут необходима и фармакотерапия. Оптимально её провести без психиатра все-таки трудно.

Статья опубликована в выпуске 5.06.2007
Обновлено 20.01.2009

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алишеру

    Позвольте Вами не согласиться.Вы сами сформулировали-"больные люди". И характеристика этой болезни-отсутствие элементарной самокритики.Больной не отдает отчета в том, что его действия приносят вред его близким.Поэтому мое мнение таково, что подобных людей действительно необходимо ограничить в возможности такой вред причинять, ограничивая в правах по медицинским показаниям. Наше законодательство очень несовершенно, и после заключения сделки не только доказать ее неправомерность, а и просто наити выгадавшую сторону бывает непросто. Мне за примером не надо далеко ходить: женщина с таким диагнозом продала квартиру, в которой прописан сын, тем самым осталив его на улице, делает немыслимое количесто долгов, которые отдавать нечем,и неизвестно. чем это еще закончится для ее родных.И прэтом умудряется взять 3 кредита в разных банках. Так у кого еще есть сомнения по поводу ограничения дееспособности?Жестоко, Вы считаете? А издеваться над близкими-не жестоко? И не забывайте. что такие больные не только бывают агрессивными в общении, они действительно асоциальны и опасны своей непредсказуемостью.

  • У меня у одного такое чувство, что эти советы подойдут и некоторым здоровым людям тоже?

  • т.е все таки такой больной может себя контролировать если захочет?

  • Важный вопрос, который Вы ни в одной части не осветили - дееспособность больного с таким диагнозом.
    Когда близкие могут на законных основаниях ограничить его транжирство, например, воспрепятствовать или оспорить совершение сделок, женитьбу и т.д.?

    Сразу Вам скажу, что статья о фармакотерапии останется в Личном архиве, если выложите - от имени журнала мы советы по применению препаратов давать не можем, совет всегда один - обратиться к врачу.

    • насчет фармакотерапии - согласен. наверное я уберу эту фразу, решил что статья насчет фармакотерапии не нужна. А насчет дееспособности - лишать её только за тем , чтобы ограничить его транжирство и т.д. - это очень и очень жестоко. Лучше научить его приемам , которые я описал в статье. Они помогут ему жить среди людей. Ограничение дееспособности - это уже как крайнее средство, так же как электрошок и лоботомия

      • Я не имела в виду физическое ограничение.
        По закону: если у больных случаются "светлые периоды", то есть не-маниакальное и не-депрессивное состояние, то в эти периоды он правоспособен и дееспособен. Если эти периоды слишком кратковременны (видимо, это определяет лечащий врач), то человек не может распоряжаться своим имуществом, совершать другие сделки и т.д., но и у первых из упомянутых больных сделки, совершенные вне светлых периодов - недействительны.

        Опять же, по закону о психических больных, только они сами решают вопрос о своем лечении, если не представляют угрозы для окружающих.

        • Я не осведомлен об этих положениях закона. А если больной уже совершил ту или иную сделку и т.д. - это значит что задним числом она может быть признана не законной? Только на основании что врач определил , что больной был в маниакальной фазе?
          Посягательство на дееспособность - это посягательство на его (больного ) свободу. Где гарантия, что его близкие не будут злоупотреблять этим в целях извлечь выгоду для себя (контроль за его финансами и т.д.)? Я думаю , все это имеет смысл при тяжелых формах маниак.-депресс. растройства ( как и электрошоковая терапия ) . Между прочим от лоботомии (широко применявшейся в 50-60 е годы прошлого века ) отказались на основании , что этот метод слишком жесток для больных (даже тяжелых)

          • Именно, сделка будет признана ничтожной, если в светлом периоде больной заявит, что был в маниакальной фазе и найдутся свидетели его поведения и врач даст заключение.

            А если в маниакальной или депрессивной фазе больной отдаст все свое имущество в секту и придет жить к родственникам, как к этому относиться? Диагноз есть диагноз, и в маниакальной фазе человек СЕБЯ НЕ КОНТРОЛИРУЕТ, несмотря на то, что, возможно, и слушает чьи-то советы.

            А насчет выгоды для близких - опять же, если у человека бывают светлые периоды, с близкими он разберется, а если нет - лучше если контроль за его финансами будет в пользу близких, чем в пользу дальних.

            • Я не согласен с вашим утверждением, что больной не контролирует себя в маниакальной фазе. Современная фармакотерапия дает ему эту возможность. А усилить контроль в этой фазе можно используя методы, описанные мной.
              А насчет лишения дееспособности - тут наверное нужен строго индивидуальный подход. Уинстон Черчиль тоже страдал маниакально-депрессивным расстройством. Но люди и подумать не могли лишить его дееспособности или контролировать те акты или сделки , которые он совершал.
              Конечно проще лишить человека решать что-либо самостоятельно. Но ведь тем самым вы отнимете у него свободу - самое ценное , что есть у человека. Научить его жить среди людей, конечно, труднее. Но в конечном итоге это лучше , чем лишать его свободы.

              • Вообще-то это не я. Это действующее законодательство.
                И используется оно пока в пользу больного.
                Продал квартиру - имеет возможность передумать, в отличие от здоровых. Женился - тоже может сказать, что в не той фазе.

                • Законодательство не без изъянов. Объявление человека больным маниакально-депрессивным расстройством не означает что он автоматически лишается дееспособности. Существует последовательность действий, когда больного сначала корректируют при помощи лекарств , а затем психолог помогает ему выбрать правильную линию жизни. Повторяю: лишение дееспособности - крайняя мера