Переход к неестественному для вида оседлому образу жизни подарил человечеству большое количество проблем. Среди них особняком стоят те, что связаны с насекомыми. Если перенаселение, антисанитарию и тяжелый труд на земле всегда считали факторами риска, то маленьких непрошеных гостей в определенный момент попытались приручить.
Версии происхождения насекомых
Начиналось все с идей о том, что насекомые, которые стали бичом натурального хозяйства, являются естественным проявлением природы. В червях некоторые учения античного мира усматривали кишечник матушки-земли, полезные пчелы считались душами умерших праведников, а саранча уничтожала посевы народов, отвернувшихся от высших законов.
- Бояться следовало не насекомых, а гнева богов.
В Античности были популярны гипотезы о самозарождающейся жизни. Живыми существами, относительно именно такого их происхождения никто не сомневался, были насекомые.
Среди сторонников идеи самозарождения самой яркой личностью был Аристотель. Именно он выделил группу животных, которые, по его мнению, были лишены крови, и назвал ее «энтома». Впоследствии гипотеза об отсутствии крови у этих персонажей будет опровергнута. А вот классификационное наименование дивных существ заимствует один из подразделов биологии — энтомология.
Мнение о природе насекомых
Священники эпохи Античности, независимо от количества богов, которых признавала их религия, связывали поведение насекомых с волей богов. Такой подход к объяснению природы они передали мыслителям Средневековья. Энтомология оставалась в ведении не ученых, а отцов церкви. Правда, отношение к букашкам изменилось.
То, что дедушки воспринимали со смирением, внуки или боготворили, или проклинали. Версия о нейтральном самозарождении насекомых и их полнейшем подчинении обитателям небес пошатнулась.
В Средневековье бытовало два кардинально противоположных мнения со своей оригинальной аргументацией:
- Насекомые настолько маленькие и шустрые, что успевают причинить неудобства множеству человек, среди которых наверняка есть и святые. Побывав в бороде у Божьего избранника, любой паразит получает от него благословение. Еще лучше, если во время своего визита он успеет напиться крови святого. Истреблять сосуд со священной субстанцией — совершать святотатство.
- Насекомые доставляют множество неприятностей. Если увлеченный богословскими рассуждениями муж по глупости усядется на муравейник, то его немедленно покинут прекрасные помыслы. Он примется за вполне мирское занятие — начнет вытряхивать кусачих малышей из своей рясы. Можно отказаться от прогулок по лесу, в этом случае клопы и вши сами придут к мыслителю и устроят ему неприятности на дому. Кто же, кроме Сатаны, способен так изощренно отвлекать смертных от молитв и теологии? Насекомые — слуги Дьявола.
Научный подход
Вплоть до Нового времени боязнь насекомых основывалась на предрассудках. В силу существования разных версий личное отношение к таракашкам лучше было держать при себе, а если и выражать, то через философские аллегории и не ожидая всеобщего одобрения.
Чтобы понять реальную угрозу, которую насекомые представляют, нужно было изобрести микроскоп, доказать вред микроорганизмов, обнаружить эти самые патогенные бактерии не только в крови и тканях больных людей, но и у представителей других видов фауны.
Версия о том, что именно комары при укусе заражают человека малярией, была представлена научному сообществу в 1848 г. и большого доверия не вызвала. Понадобилось более 40 лет, чтобы Рональд Росс и Джованни Батиста Грасси доказали ее верность.
В 1912 г. в Прикаспии работала экспедиция Заболотного и Мечникова. Трагический случай — гибель одного из их подчиненных — позволил доказать, что в крови больных сусликов и в крови людей больных чумой присутствует один и тот же микроб — возбудитель недуга Yersinia Pestis. Наблюдение за грызунами раскрыло и тайну перемещения инфекции — ее путешествие вместе с блохой.
Научные открытия в сфере медицины долгое время были достоянием очень малочисленной группы самых образованных жителей планеты. Для широкой аудитории они оставались малопонятными.
Легенды и мифы
Что действительно поменялось благодаря открытиям в сфере медицины, так это то, что теперь бояться насекомых можно было вполне легально.
Древние недруги человека очень быстро заполнили вакуум, который образовался после того, как вера в демонов была признана предрассудком, а популяции крупных хищников сократилась на всех континентах. Да что там хищников — распространение знаний о гигиене и санитарии позволило изгнать из домов крыс. Теперь женщины могли визжать при виде таракана. Те, кого непрошеные гости не удивляли, явно не входили в число потребителей культурного продукта и прочих благ цивилизации.
Создатели художественных произведений не сами придумали жутких насекомых. Они просто заимствовали из фольклора образы членистоногого врага и выводили его на экран или страницы своих книг.
Ученые-просветители не сдавались, потому сегодня большинство людей знает, что встретить в Евразии пчел-убийц невозможно, комары не откладывают в наши тела личинки, а большинство наблюдаемых нами таракашек — безвредны. Однако даже лишенные демонических черт насекомые внушают ужас множеству землян.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...