Русское государство довольно давно наладило производство разных предметов. Конечно, это вначале было что-то простое и востребованное. Но затем наши производственные мощности росли.
Россия уже в Средние века обладала обширными территориями и вела торговлю с разными народами. Соответственно, стали возникать небольшие производства.
Например, в 1479 году в Москве появился Пушечный двор. Производство оружия, как известно, дело деликатное и непростое, и русские люди в этом преуспели давно.
Конечно, промышленная революция, стартовавшая в Англии и Голландии, к нам пришла с опозданием. Тем не менее ещё в допетровские времена российской истории появились суконные, железные, канатные и тому подобные мануфактуры, с успехом поставляющие свою продукцию за границу.
Пётр Первый, разглядевший отставание России от европейских держав, сделал многое для развития промышленности.
- Например, толковых людей стали отправлять для обучения за границу.
- Для подготовки грамотных научных кадров внутри страны была создана Академия наук.
- Кроме этого, почти непрерывные боевые действия во времена царствования Петра Первого привели к тому, что имеющиеся в стране предприятия были основательно загружены военными заказами.
По разным данным, количество всяких производств (предприятий) к концу правления императора Петра Первого приблизилось к 230 единицам. По производству железа наша страна тогда занимала первое место среди развитых держав. Однако наш славный правитель не понял того, что промышленное развитие должно сопровождаться свободным перемещением рабочей силы и капиталов.
Как известно, во времена Петра Первого народ обладал низкой платежеспособностью, так как подавляющее число людей обитало в деревнях. Там почти все операции сводились к натуральному обмену. Не было, в общем, у населения денег, чтобы покупать всякие вещи и тем самым стимулировать производство. Да и люди в те годы далеко не все могли свободно покидать свои места проживания.
Даже если какой-либо состоятельный человек покупал или основывал предприятие, он мог приобрести соседнюю деревню и её жителей сделать «посессионными» крестьянами, то есть такими, которые прикреплялись к предприятию. Живые люди становились эдакими рабочими инструментами.
Если в той же Англии ещё до Петра Первого существовали банки, выдававшие ссуды на новые производства, то у нас первые подобные учреждения появились лишь при Екатерине Великой, в 1754 году!
Последняя, впрочем, также была озабочена развитием русской промышленности. Наша великая императрица стала приглашать из-за границы иностранцев (прежде всего, немцев) для постоянного проживания в России.
Благодаря грамотной политике в отношении приезжающих в страну немцев (и не только их, разумеется) в России появилось много энергичных, грамотных и законопослушных граждан. Причём граждан свободных, не крепостных.
В результате экономика тех губерний, куда селились иноземцы, стала расти чуть быстрее. Колонисты привозили с собой новые знания, новые инструменты, новый подход к ведению того или иного дела. И ещё они привозили с собой деньги, столь необходимые для экономических отношений.
Строились мастерские, заводы, мельницы, новые лавки, и промышленность России получила новый импульс в развитии в эти годы.
Конечно, можно теперь с высоты нынешних дней упрекать Екатерину за то, что и она не решилась даровать крестьянам свободу. И что в её правление в чём-то укрепилась государственная власть. И что в стране практически не было финансово-кредитных учреждений.
- Тем не менее к концу правления Екатерины количество мануфактур доходило до 2300 единиц.
Так что, хотя и наблюдалось наше отставание от мировых держав, промышленность России была вполне сильной и конкурентоспособной уже более 200 лет назад.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...