• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как в русском флоте применялись минные заградители?

Военно-морской флот России всегда был грозным боевым соединением. Однако случались такие моменты, когда приходилось буквально спасать наши военные корабли и предпринимать определённые шаги, чтобы противник не мог воспользоваться временной слабостью русского флота.

Первый в мире подводный минный заградитель — подводная лодка «Краб», Россия, 1912 г. Фото: ru.wikipedia.org

Известно, что в 1905 году закончилась Русско-японская война. Одним из её результатов была гибель 2-й Тихоокеанской эскадры. Эта эскадра состояла из кораблей Балтийского флота.

Таким образом, хотя с японцами и было подписано мирное соглашение, наши западные (балтийские) рубежи оказались не защищены. А с ними и столица, а также города близ Санкт-Петербурга.

Да, на подступах к Петербургу находились батареи береговой обороны. Но этого было недостаточно на случай войны. Новые корабли империя пока строить не могла. Тем более, покупать их. Сложное в стране было положение тогда.

Подводный минный заградитель
Подводный минный заградитель «Краб», при постройке на судоверфи завода Наваль в Николаеве., 1911 г.
Фото: topwar.ru

И тут наше военное ведомство поразмыслило и решило создать группу минных заградителей, которая в сжатые сроки способна была установить много мин на определённой территории.

Однако тут был один нюанс. Мины предполагалось устанавливать не прямо под стенами Петербурга или Кронштадта, а на значительном удалении от них. Чтобы надёжно перекрыть доступ к русским берегам.

Таким образом, решено было установить наблюдение за морем на значительном отдалении от русских портов, а затем, в случае получения приказа на минирование, провести его не более, чем за восемь часов. То есть минные заградители должны были быть тихоходными и грузоподъёмными.

Следует заметить, что морские мины до этого уже устанавливались. Только процесс этот был трудоёмкий.

Минный заградитель
Минный заградитель «Краб»
Фото: topwar.ru

А в 1906 году русский инженер Миклашевский предложил для ускорения постановки мин сбрасывать их в воду со специальных рельсовых путей, при этом он придумал совместить якорь мины с рельсовой тележкой. Предложение Миклашевского было одобрено, так как позволяло значительно сократить время на установку плавучих мин.

Теперь минным заградителем мог стать, по сути, любой корабль с рельсами на верхней палубе.

В 1909 году был создан отряд минных заградителей Балтийского флота. Его боевое крещение состоялось летом 1914 года.

31 июля 1914 года в 7 часов утра адмирал Эссен, командовавший Балтийским флотом, отдал приказ о минировании Финского залива. То есть ещё до объявления всеобщей мобилизации в России (ведь началась Первая мировая война) Эссен сработал на упреждение.

Николай Оттович фон Эссен
Николай Оттович фон Эссен
Фото: ru.wikipedia.org

В тот день наши минные заградители за 4 часа выставили 2124 мины. Затем в течение месяца балтийские моряки усиливали свою морскую оборону, выставляя в акватории Финского залива новые мины.

Немцы, конечно, об этом узнали. Вероятно, русские мины показались им серьёзным препятствием, потому что немецкие корабли к Петербургу и не прорывались. Немцы в ответ лишь выставили заграждение на Балтике из 200 мин.

Известно, что к середине 1917 года нашими моряками в Балтийском море было установлено более 38000 мин. Вот это уже было серьёзно, что и говорить.

Минные заградители, разумеется, имелись и на Чёрном море. До начала боевых действий с Германией их было всего два. Однако с началом войны по приказу правительства несколько гражданских судов оперативно переоборудовали в минные заградители. К концу 1914 года на Чёрном море имелось уже 9 минных заградителей, из них 7 — новых.

Германский минный заградитель, 1917 г.
Германский минный заградитель, 1917 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Турция в этой войне находилась на стороне Германии и доставила поначалу немало хлопот русским кораблям. Но затем наши моряки мобилизовались и выставили для защиты Керчи, Одессы и Севастополя более 4000 морских мин! На этих минах и подорвалось несколько турецких военных судов.

Для усиления эффекта от минирования в 1916 году Ставка главнокомандования потребовала надёжно запереть турецко-германские соединения в Средиземном море. Для этого командующим Черноморским флотом был назначен вице-адмирал Колчак, до этого руководивший минной дивизией Балтийского флота.

После получения такого приказа наши минные заградители выставили в августе-сентябре 1916 года близ Босфорского пролива 1656 мин.

Минный заградитель
Минный заградитель «Краб»
Фото: topwar.ru

Турецко-германские части так опасались этих мин, что тралили море целый месяц, чтобы продолжить безопасное плавание. И при этом они всё равно понесли потери.

После окончания Первой мировой и Гражданских войн несколько царских минных заградителей были модернизированы и успешно применялись для своих прямых задач в ходе Великой Отечественной войны.

Статья опубликована в выпуске 16.05.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: