Надо сказать, что этот вопрос периодически поднимался на различных заседаниях. В частности, знаменитым адмиралом Макаровым. В итоге голос адмирала был услышан, и в России построили первый в мире ледокол «Ермак». Он осуществил пробную навигацию на Новую Землю, где показал себя вполне успешно. Впрочем, после этого «Ермак» зачем-то перевели на Балтийское море.
После «Ермака» в империи построили ещё несколько подобных больших кораблей, однако говорить о том, что царское правительство добилось регулярной навигации в северных широтах, не приходится. Тем более что потом грянула Первая мировая война, а затем и Гражданская.
Когда войны закончились, а Советский Союз принялся успешно строить новую жизнь, вопрос об освоении Крайнего Севера вновь зазвучал среди руководства державы. Дело это показалось настолько серьёзным и перспективным, что в нашей стране 17 октября 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути.
Ну, а после этого приняли решение построить несколько мощных ледоколов, чтобы этот самый Северный морской путь заработал в полную силу. Интересно, что за основу новых советских ледовых судов был принят «Ермак».
Известно, что первый советский ледокол («И. Сталин») был спущен на воду 29 апреля 1937 года, а после всесторонних испытаний его отправили в арктические широты 23 августа 1938 года.
Вслед за этим судном были заложены ещё три подобного плана — «В. Молотов», «Л. Каганович» и «А. Микоян». Судьба последнего корабля была весьма интересной.
Надо сказать, что для своего времени ледокол «А. Микоян» был довольно уникальным судном.
- В нём были усилены борта с учётом плаваний среди льдов, а по всей длине имелось двойное дно и 12 переборок.
- Так как ледокол чаще всего мог рассчитывать только на свои силы, на его борту находились токарные, заточные, фрезерные, сверлильные и прочие станки, что позволяло ремонтировать оборудование прямо во время плавания.
- Для удобств экипажа имелось достаточно кают, механизированная кухня, библиотека, души, баня и небольшой лазарет.
- Для связи в случае экстренных ситуаций на «Микояне» были три радиостанции: длинноволновая, коротковолновая и аварийная.
- У описываемого ледокола имелись три паровых агрегата мощностью 3300 лошадиных силы каждый, которые вращали три кормовых винта со съёмными лопастями.
В общем, ледокол «Микоян» стал на тот момент очень мощным судном для покорения суровых просторов Ледовитого океана.
Интересно, что «Микоян» покинул судостроительный завод в Николаеве 26 августа 1941 года, то есть на третий месяц Великой Отечественной войны. Поэтому началась служба и история корабля не с Арктики, а с защиты Одессы.
Для этого ледокол перебазировали в Севастополь, где на него очень оперативно установили пять мощных орудий, четыре зенитки и четыре пулемёта. После этих необходимых мероприятий «Микоян» был зачислен в состав Рабоче-Крестьянского Красного Флота в статусе вспомогательного крейсера.
Командование нашей армии отдало приказ о передислокации «Микояна» к Одессе. Там советский ледокол, а теперь крейсер, огнём из своих орудий успешно противодействовал наступлению войск противника. При этом было уничтожено много живой силы врага, а также несколько дальнобойных артиллерийских батарей.
После того как наши войска оставили Одессу, «Микоян» принял на борт раненых и прибыл в Севастополь. Тут он участвовал в героической обороне города, а также в эвакуации мирного населения и красноармейцев, пострадавших в боях.
И вот в ноябре 1941 года командование известило экипаж «Микояна» о том, что ему необходимо снять вооружение и приготовиться к выполнению важного правительственного задания. Пушки и пулемёты убрали с корабля за пять дней, военный флаг сменили на государственный, и совсем скоро вспомогательный военный крейсер «А. Микоян» вновь стал мощным ледоколом…
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...