На это любят ссылаться поклонники царской России (они же — обычно, по совместительству, антисоветчики), утверждая: если бы не революция, году так к 1920-му население России было бы поголовно грамотным. И вообще темпы экономического роста были таковы, что России буквально светило великое будущее, его даже просчитали… гипотетически, конечно.
Согласно этим прогнозам, не случись событий 1917 года, Российская империя годам, кажется, к 1940-м стала бы едва ли не доминирующей экономически державой мира. Способствовали тому высокие темпы промышленного роста, а с начала ХХ столетия они подкреплялись и растущим уровнем массового образования. Вот о нем и попробуем вкратце вспомнить.
Наверное, очевидно, что экономическое развитие — это, прежде всего, промышленность. А для промышленности требуются образованные кадры. Но, во-первых, нельзя подготовить, допустим, из рабочего инженера с нуля, без имеющегося базового образования. Да и собственно квалифицированный рабочий должен быть хоть сколько-то образован.
Впрочем, и в сельском хозяйстве образование не помешает. Экстенсивное развитие к тому времени давно себя исчерпало. А интенсификация означает использование техники, новых сортов сельхозкультур, современных агротехнологий.
На рубеже веков в Российской империи полным ходом шла первая индустриализация. Здесь и вспоминают указ Николая II о введении всеобщего бесплатного образования. Инициативе, позже большевиками, вроде бы, позаимствованной у царской России. И в которой просто не возникло бы необходимости, если б эти самые большевики не свергли царя.
Хотя большевики свергали скорее тех, кто сверг царя… это неважно. Все равно они виноваты в том, что мы потеряли прекрасную Россию. И один из популярнейших аргументов здесь — указ от 1907 года, благодаря которому Российская империя должна была стать страной образованных людей.
Попробуем разобраться?
Осознание необходимости повысить образовательный уровень населения пришло задолго до Николая II. Первый серьёзный шаг к демократизации образования сделал Александр I «Положением об устройстве учебных заведений» (1803). Образование стало бессословным, а начальное — бесплатным.
Да, оно включало элементарную грамматику, начальные знания арифметики и Закон Божий. Но при тотальной неграмотности это было колоссальным шагом вперед. А вот в уездных училищах преподавались, в частности, священная, церковная и всеобщая история, русский язык, геометрия, география, черчение, рисование.
Плюс могли вводиться
дополнительные курсы для обучения тем искусствам и наукам, знание которых наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности.
Учреждалось 6 университетов, по числу учебных округов, с перспективой создания университетов в каждой губернии. Масштабно для страны, в которой до того был единственный университет — Московский! Университеты получили автономию с выборностью профессоров и ректоров.
Важнейший момент: вводилась преемственность учебных программ. Региональный университет готовит программу для губернских гимназий, выпускники которых затем придут в этот университет учиться. Аналогично на этапе «гимназия — народное училище», и далее — до церковно-приходских школ.
Это почти единый образовательный стандарт — кажется, впервые в мире!
Правда, в 1810-х годах с подачи графа
1828 год, новый гимназический устав формулирует две основные задачи гимназий:
- Подготовка к поступлению в университет для тех, кто продолжит учебу.
- «Приличное воспитание», причем для тех, кто не станет поступать в университет, эта цель являлась основной.
А теперь чуть статистики.
- В 1856 году в России действуют 79 гимназий, в 1886 — уже 175 (в среднем по 180−250 человек).
- Прогимназий (начальная ступень, первые 4 класса гимназий) — 29 и 70, соответственно.
- Университетов — 7 и 10.
- К концу столетия в России действуют более 300 гимназий и прогимназий, к 1914 году — около 700, в том числе и в уездных городах.
- Кроме того, существуют кадетские корпуса, они же — военные гимназии.
Важным этапом (1864 г.) стала организация земских учреждений местного самоуправления, в функции которых входит,
К пресловутому 1913 году, вершине расцвета Российской империи, в стране насчитывается 2000 гимназий и школ с порядка 800 тыс. учащихся в средних учебных заведениях; 117 вузов (63 государственных, 54 частных и общественных). Из них — 10 университетов. Меньше, чем в ведущих странах мира, притом что численностью населения Россия отнюдь им не уступала.
Но постепенно процесс идет.
- В 1876 году в Москве открывается Женская классическая гимназия. Примерно в то же время женщины получают право быть вольнослушательницами в вузах.
- А в 1878 году открываются «Бестужевские курсы» — государственные высшие женские курсы с университетской программой.
Как ни странно, значимую роль в развитии системы образования сыграл такой известный консерватор, как обер-прокурор Синода
В 1870-х их число уменьшается: часть переходит в подчинение Министерства просвещения, часть к земствам.
В 1884 году с подачи Победоносцева двух- и четырех-годичные ЦПШ начинают организовываться при каждом приходе.
Главная их цель — воспитание лояльных подданных, но ведь и об образовании не забывали:
Научить детей читать, писать, считать и начаткам учения Православной Церкви — вот основная задача церковно-приходских школ. Если они успешно исполнят эту задачу, то этим самым окажут великую услугу делу просвещения народа. Более даровитые и любознательные дети перейдут в дальнейшие училища. Усвоившие себе только простую грамотность имеют возможность с течением времени дополнить свое образование самостоятельным чтением Священного Писания, книг исторических, по сельскому хозяйству, географии, гигиене. (М. Катков, публицист и издатель)
В стране с поразительно низким уровнем грамотности — уже немало!
С другой стороны, Победоносцев сыграл роль и при разработке циркуляра «О сокращении гимназического образования», больше известного как циркуляр о кухаркиных детях, целью которого было ограничить доступ детей из низших слоев общества к среднему и высшему образованию.
И, в общем, сработало: за 10 лет число учеников гимназий уменьшилось на 16%. Правда, при этом на почти 15% выросло число обучающихся в реальных училищах. И лишь на рубеже веков выпускники реальных училищ получили доступ в университеты — и то лишь на физико-математические и медицинские факультеты.
Вернемся к начальному образованию.
- Итак, уровень грамотности в Российской империи составлял: в 1897 году — 21%, в 1917 — 26%.
Правда, это «средняя температура по больнице»: грамотность колебалась от 80% в прибалтийских губерниях и 40% в Московской, до менее чем 20% в Курской, Орловской, Смоленской, Пензенской… и 14,6% в Псковской.
Много это или мало с учетом всех, действительно прилагавшихся, усилий? Полагаю, это каждый оценивает сам…
Есть данные из другого источника. Военно-статистический ежегодник за 1912 год указывает, что число нижних чинов, прошедших обучение в каких-либо школах — 10,74%, грамотных (умеющих читать и писать) — 41,5%, умеющих только читать — 24%.
Грамотность в Российской империи — это умение как-то, хотя бы по слогам, читать и писать.
Хотя мы немного проскочили вперед. Указ, с которого мы начали, относится к 1908−1912 годам. Точнее, мог бы относиться. И вот это «мог бы» многое меняет…
В стране был один - Московский - университет???
А Санкт-Петербург, столица, прозябала без университета?
Ню-ню...
Данных в статье много и они интересные, но как им верить?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, да, спасибо за уточнение.
Вы правы.
Точнее, тут есть две точки зрения, считать ли Академический университет собственно университетом.
Или как таковой Университет в Петербурге был основан уже 19 веке.
Но да, вы правы, и спасибо за уточнение.
0 Ответить
Ответ на вопрос, который является заголовком: Что из этого вышло?
Всё отлично вышло! Люди, получившие образование в советские времена, были одними из лучших специалистов! Образование в то время давалось очень хорошее.
А вот как повернули голову в сторону так называемой "Болонской программы" - уровень образованности стал падать.
Зачем надо было подыгрывать Западу? У нас своё образование было хорошим. А то, что предлагают сейчас - не даёт знаний даже наполовину от того, что можно было получить раньше.
Вывод один: неплохо было бы восстановить систему образования (насколько возможно, конечно, потому что целиком не получится), что была в СССР.
Оценка статьи: 5
2 Ответить