— Что ни говори, раньше люди были поздоровее. Вот наши отцы в нашем-то возрасте бегали порезвее жеребцов, а мы с трудом ноги волочим. Вырождаемся…
— Да ты же, Мартин, уже полстолетия как живешь и здравствуешь, а твой родитель…
— Не здравствую, не здравствую, Петер. Пускай батюшка мой и рано покинул этот свет, но не познал он тех мук, что обрушились на мою грешную голову. Твой же, если я правильно помню, крепкий был старик. Наше поколение уже слабое и больное, а каким будет следующее?
— Ты выводишь правило из конкретных случаев. Видел я недавно Терезу, а она ведь наша сверстница — с внуками наперегонки бегает. Ничуть не изменилась, только косы седые… Ладно, засиделся я у вас. Молись за нас грешных.
Тучный мужчина встал со скамейки и, опираясь на резную трость, медленно зашагал к калитке монастырского сада. Вслед ему смотрел не менее дородный монах, по багровым щекам которого текли слезы. Душа святого отца болела от воспоминаний о былой любви, а тело — от прегрешений, не связанных с кознями Амура.
Археология
Добрые христиане верят, что обо всех добрых деяниях и прегрешениях человека известно станет только после его смерти. А еще они утверждают, что каждому будет дано по вере.
Сотрудники кафедр археологии Абединского и Кембриджского университетов подтвердили, что все эти утверждения не голословны. Результаты их исканий были представлены в июньском (2024 г.) номере International Journal of Paleopathology.
Британским ученым не пришлось превращаться в клерикалов. Они изучили 177 скелетов взрослых людей, обретших покой в Кембридже
- При монастыре августинцев.
- При госпитале святого евангелиста Иоанна.
- Кладбище, где хоронили небогатых горожан.
- Деревенский погост в окрестностях Кембриджа.
Специалисты сосредоточили внимание на состоянии суставных поверхностей костей стоп и кистей покойных. Они искали следы эрозии кости, указывающие на то, что при жизни человек страдал от артрита, вызванного нарушениями метаболизма. Кстати, разрушаться суставы могут по самым разным причинам, потому исследователи учитывали возраст и пол покойных.
Почти 15% монахов и набожных богачей, завещавших похоронить их подле монастыря, страдали от подагры.
На втором месте по количеству лиц с патологиями конечностей стало кладбище при госпитале. Среди простых жителей Кембриджа подагра была крайне редким явлением, а крестьяне о ней слыхом не слыхивали, да и редко доживали до того почтенного возраста, когда недуг давал о себе знать.
Расплата за грехи
Не удивительно, что самое большое количество больных подагрой покоилось у стен святой обители. Состоятельные покровители монастыря и братья августинцы не ограничивали себя в потреблении белковой пищи и злоупотребляли спиртными напитками. Перерывы в чревоугодии и пьянстве, которые приходилось делать монахам, соблюдая посты, ничуть не препятствовало патологическому процессу в суставах. По мнению медиков, временные лишения только усугубляли ситуацию, истощая силы организма.
Если редкость интересующего нас диагноза среди небогатых мещан и крестьян понятна, то наличие покойников с выраженной патологией на кладбище при госпитале может удивить.
Больницы в старину принимали пациентов, которые не могли не только вызвать врача на дом, но и подлечиться народными средствами. Туда попадали немощные бродяги, старики и инвалиды, чьи родные не могли позволить себе уход за ними. Однако, помимо голодранцев, в стенах госпиталя доживали свой век меценаты этого заведения и бывшие преподаватели местных учебных заведений. На кладбище при медицинском учреждении могли похоронить скоропостижно скончавшегося иноземца, приехавшего прочесть лекции будущим докторам. Да, мои предшественники не соблюдали диету и частенько прикладывались к бутылке.
Внимание команды Абединского университета привлекли два случая сочетания подагры с hallux valgus — тем самым патологическим состоянием сустава большого пальца ноги, который невежды именуют то «растущей косточкой», то «шишкой». Один из обладателей комплекта был похоронен при монастыре, второй — на кладбище госпиталя. Наблюдения за современными пациентами доказывают, что подобный неприятный комплект не редкость, но британские археологи предположили, что эти два покойника Позднего Средневековья были жертвами моды. О том, как щеголи теряли здоровье, можно узнать из статьи в International Journal of Paleopathology.
Надеюсь, вы, мои благочестивые и благородные читатели, не хотите повторить скорбный путь позднесредневековых жителей Кембриджа, страдавших от невыносимых болей. Не утешит вас и способ психологической поддержки лиц, страдавших подагрой в более поздние времена, а именно — гордость от наличия «недуга королей». Современной медицине известны причины и способы профилактики заболевания, приводящего к дисфункции суставов. Воспользуемся же ими.
Будьте здоровы!
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...