Где-то было много пушнины, где-то добывали слоновую кость, где-то делали хорошее железо… И так далее.
На территории нынешней России добывали многое, на что был спрос и на Западе, и на Востоке. Но ведь произведенное надо было как-то доставить потребителю. А если потребитель — за тридевять земель? Дороги в те времена были опасны, да и увезти на телеге много товара было очень дорого и долго.
По Шелковому пути из Китая караванами везли чай и фарфор, специи, но по цене они были… как серебро по весу. А фарфор и специи — дороже, много дороже. И меха, деготь, ворвань, воск, мед, слоновую кость и многое другое посуху было не вывезти, цена транспортировки сделала бы их дороже серебра.
Сейчас говорят о торговых путях «Из варяг в греки» и «Из варяг в персы», но на самом деле это просто два самых крупных торговых пути, проходивших через территорию Руси. Проходили в те времена торговые пути в основном по воде. Ведь только так в те времена можно было дешево перевозить тяжелые грузы.
Путь «Из варяг в греки» впервые был описан в «Повести временных лет» в 1116 году:
Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки. и изъ грекъ по днѣпру. и верхъ днѣпра волокъ до ловоти. [и] по ловоти внити в ылмерь ѡзеро великоє. из негоже ѡзера потечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево. [и] того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє. и по тому морю ити до рима, а ѿ рима прити по томуже морю ко цр҃югороду, а ѿ цр҃ѧгорода прити в понотъ морѧ в неже втечет днѣпръ рѣка.
То есть вначале из Черного моря вверх по Днепру, в верхнем течении реки — по волоку до реки Ловоть. По реке — до озера Ильмень. Далее по реке Волхов в Ладожское озеро (тогда называлось оз. Нево), откуда по Неве в Балтийское (тогда — Варяжское) море.
Однако существовал еще один вариант этого пути. Между Смоленском и Оршей минимальное расстояние между Днепром и Западной Двиной, при этом между некоторыми притоками этих рек — от 7 до 15 км, что в те времена свободно преодолевалось при помощи волока. Кстати, даже сохранившиеся названия деревень говорят о том, что там осуществлялся волок судов: Подволочье, Лодейницы, Волоковая.
И русские товары в этом торговом пути были не главным. Хотя ворвань и моржовая кость с северных земель Новгородчины, меха, воск, юфть (специально обработанная кожа), хлеб, льняные ткани, оружие и многое другое имело спрос как в Европе, так и в Византии.
Корабли по пути на юг везли из Скандинавии амбру, железо-сырец, корабельные канаты и другие изделия из китовой кожи, оружие. А также плоды грабежей викингов в Западной Европе, батистовые и шелковые ткани, серебряную утварь, вина из Франции, драгоценности и ювелирные изделия.
Из Балтики шел янтарь. Византия продавала вина, пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Следует заметить, что изделия из стекла тогда были очень редкими и дорогими.
Путь «Из варяг в персы» еще назывался «Из немец в хазары». Из Балтики по Неве в Ладогу, по рекам Сяся и Воложба, далее делался волок до реки Чагоды, являвшейся притоком реки Мологи, которая впадала в Волгу.
Впрочем, предполагают, что было несколько разных путей по небольшим речкам — например, от Ладоги до Белоозера и далее на юг по рекам волжского региона. Доказательством этого служат многочисленные клады серебряных дирхемов, найденные археологами по предположительным путям перевоза товаров с Севера на Юг.
Достигнув Каспийского моря, купцы его пересекали и оказывались в Персидском государстве. Далее путешествие шло уже караванами по суше — до Дамаска, Багдада и других крупных городов. Вливаясь в караваны Шелкового пути, товары достигали и Китая.
Путь был труден из-за многих переволоков, когда суда перетаскивались посуху от одной водной артерии до другой. При этом часто было необходимо угадать время прохода, кое-где для судов проход был только по полной воде. Путь был опасен из-за наличия татей и пиратов, стремившихся пограбить купцов, потому караваны шли с большой охраной.
Однако, поскольку войны перекрывали торговые пути в Малой Азии, а кочевники причерноморских степей — все остальные сухопутные пути между арабами и Европой, водные пути функционировали много веков, оставаясь единственным способом доставки товаров с Востока в Европу и обратно.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...