Сложно отыскать человека, которому не знакомы сюжеты сказок Андерсена. Миры его произведений наполнены чудесами, а сам автор представляется в образе волшебника. Мало кто знает, но в жизни сказочник был далеко не добродушным и имел большое количество фобий.
…Андерсен родился в семье башмачника и прачки. Его родители едва сводили концы с концами, поэтому с детства будущий писатель вкусил тяготы бедной жизни. Несмотря на происхождение, мальчик рано увлёкся сочинительством, устраивал кукольные театральные постановки и мечтал о карьере актёра. Внешность датчанина была своеобразной: долговязый, неказистый, с горбатым носом, он становился объектом насмешек сверстников. Ребёнок рос странным и непонятым.
Нищета, издевательства в обществе повлияли на возникновение у Андерсена фобий. Роль сыграла и наследственность сказочника. Доподлинно известно, что его дед страдал сумасшествием, мать злоупотребляла алкоголем. Главный страх Ханса Христиана — быть погребённым заживо, или тафофобия.
В истории сохранился пример ещё одного именитого писателя, имеющего такую же боязнь.
Следующий страх Ханса Христина связан исключительно с особенностями его неврастенической личности. Всемирно известный сказочник боялся отравления. Однажды почитатели подарили ему коробку конфет. Пробовать Андерсен их не стал, опасаясь, что сладости пропитаны ядом. Проверить предположение он решил на практике, поэтому угостил конфетами племянников. Дети остались невредимы. Отравление конфет было фантазией автора, вкупе с подозрительностью и излишним беспокойством за свою жизнь.
Современники Андерсена, лично знакомые с датским прозаиком, отмечали в нём боязнь погибнуть от огня. Психотерапевты XXI века назвали бы эту патологию пирофобией. Писателя преследовала мысль, что гостиница, в которой он остановится во время путешествия, обязательно должна загореться и только ему удастся спастись, выбравшись из окна по своей верёвке.
Ещё одна фобия Андерсена роднит сказочника с каждым вторым читателем его произведений. Дело в том, что автор боялся дантистов, как многие из нас в детстве и зрелом возрасте. Исследование Dental Magazine показало, что 48% людей опасаются приёма стоматолога. Писатель на протяжении жизни мучился зубными болями, но к врачу не обращался. Он верил в зависимость писательского таланта от количества зубов, поэтому в старости, потеряв последний зуб, ничего не сочинял.
Фобии писателя повлияли на его личную жизнь. Андерсен не обзавёлся семьёй, никогда не был женат и не имел детей, а всё потому, что боялся женщин. Хотя чувства к противоположному полу он всё же испытывал. После смерти на груди сказочника нашли мешочек, в котором он хранил не отправленное письмо к своей первой возлюбленной Риборг Войт.
Как это ни удивительно, но детей Ханс Христиан тоже избегал. Повлияла травля в детстве со стороны сверстников. Андерсен был категорически против звания детского писателя и даже при утверждении проекта памятника к своему семидесятилетию забраковал идею архитектора расположить рядом с пьедесталом фигуры детей. Он неоднократно отмечал, что его сказки предназначались для взрослых.
В дневниках писателя и рассказах современников сохранились сведения о других многочисленных страхах. Он страшился утраты документов, собак, ограбления. По словам классика мировой литературы Ч. Диккенса, однажды датский сказочник перед поездкой в кебе, спрятал свои личные вещи в ботинки, в результате чего стёр ноги в кровь.
Боялся он и совсем странных вещей — например, падения с кровати. Ему казалось, что он обязательно умрёт в этот момент. Роль сыграла сила мысли или простое совпадение, но в 1872 году Андерсен выпал из кровати на самом деле. Ситуация покажется комичной только на первый взгляд. Падение причинило Хансу Христиану травмы, после которых ему так и не удалось восстановиться.
Датский прозаик умер в 1875 году. Биография Андерсена не менее поучительна, чем его сказки. Всю жизнь он боролся со страхами. Они сковывали писателя, усиливая чувство неуверенности в себе. Изнемогая от большого количества фобий, автор лишился возможности прожить полную, счастливую жизнь.
Судьба Андерсена похожа на сюжеты его сказок, где образ главного героя всегда немного трагичен. Всё то, чего автор был лишён из-за своих боязней, нашло место в удивительных произведениях. По-детски наивные, они продолжают воспитывать целые поколения читателей, прививая им стремление к добру.
,А история Хатико, тем не менее - правда. И многие другие рассказы о преданности собак своим хозяевам - то же правда, как бы их ни объяняли...