Фильм начинается встречей Артура с легендарным Джузеппе Мадзини в Париже. Он предложил Оводу вернуться назад в Италию, чтобы продолжить повстанческую работу. Оводу было очень тяжело морально возвращаться туда, где когда-то вся его жизнь пошла под откос. Невольно он вспомнил разговор с падре Монтанелли, который для него был наставником и другом.
Артур поделился с ним однажды заветным желанием послужить на благо Италии. Падре напомнил ему, что по крови он англичанин, но для пламенного романтического юноши это ничего не значило. Между прочим священник рассказал, что его назначают епископом в другой город, но он сомневается, спрашивает совета у юноши. Но Артур полностью его поддержал, хотя понимал, что теперь на смену горячо любимому Монтанелли придет другой наставник. Если бы падре знал, чем кончится для его любимца этот перевод, он бы, возможно, остался и уберег мальчика от бед, выпавших на его неокрепшую душу.
Однажды Артур пришел на исповедь к новому епископу. Привыкнув ничего не скрывать, он начал рассказывать о своих знакомствах. Падре очень тонко ставил вопросы и невольно выпытал у прихожанина даже имя одного из заговорщиков. В итоге искренность Артура вылилась в крупные неприятности и для него, и для тайной организации. Его и других участников заточили в подземелье тюрьмы.
Ему предоставили подложный протокол допроса одного из узников. Он давал показания против Артура. Так полицейские хотели заставить юношу говорить. Но у Артура хватило стойкости и выдержки не поддаться на провокацию. Он смело разоблачил офицера, за что попал в карцер.
При содействии влиятельного старшего брата и Монтанелли Артура все же освободили. Сколько же было проклятий в его сторону, которые доносились из-за решеток, когда он шел по тюремному коридору. В этот раз Артур отделался легким испугом.
Последней каплей был разговор юноши со своей знакомой, которая тоже была членом организации, Джеммой. И это объяснение закончилось пощечиной. Девушка не захотела слушать оправдания, она упорно считала его предателем.
Дома, не помня себя от горя и обиды, он написал предсмертную записку и решил повеситься. Эта сцена в фильме обыграна очень впечатляюще. В последний момент в комнату ворвался старший брат с женой, которая в порыве злобы назвала его незаконнорожденным и в запале раскрыла семейную тайну. Оказалось, что Артур — сын того самого падре Монтанелли.
Это было настоящим ударом, разум юноши помешался. С тех пор он стал заикаться и страдать тяжелыми нервными припадками. После такого Артур бросил всех и вся, ожесточился на людей, замкнулся в себе и решил испытать судьбу в самом страшном смысле этого слова. Он инсценировал свою гибель и уехал в Южную Америку.
Впоследствии он вспоминал, что это были страшные годы. Тогда он чудом остался жив. Но это был уже совсем другой человек. Волк-одиночка, который уже не верил людям, обладавший неимоверной выносливостью и стойкостью, не знающий преград на пути к своей цели. Теперь ему, как революционеру, не было равных.
Прошли годы. И вот, по приглашению Мадзини, Артур вернулся в родной город. После мнимой смерти ему пришлось взять новое имя. Теперь его звали Феличе Риварес. Был у него и псевдоним — Овод. В революционных кругах он представлялся журналистом, объездившим весь мир.
Трудно вообразить, что пережил в душе Овод при первой встрече со своей подругой детства Джеммой. Теперь она была одним из руководителей боевой организации. Только невероятная выдержка и скрытность характера помогли ему сдержать свои эмоции, не выдать себя. А женщина интуитивно и по намекам в разговорах догадывалась, что перед ней тот самый Артур Бертон.
Но Овод не спешил признаваться. Он был будто в какой-то броне, не допускал никого до своего сердца. Лишь иногда, в порыве откровения, он рассказывал о всех страданиях и ужасах, которые ему пришлось пережить за годы скитаний по Южной Америке. Особенно чудовищными были рассказы о пытках. После них молодой человек остался калекой: он хромал на одну ногу, а левая кисть была сильно изуродована, поэтому всегда спрятана под перчаткой. Да и на теле было множество ран. Иногда они воспалялись, и Овод дни и ночи мучился от жесточайшей боли, забываясь только под действием опиума.
Даже в такие трудные дни он старался никому не показывать вида о своих страданиях, гнал всех от себя. Врачи удивлялись, как он вообще остался жив. Только когда он почти терял сознание от мук, врачи насильно давали ему наркотик. Даже медики не могли спокойно смотреть на весь этот ужас.
Джемма ввела в круг своих сообщников Овода, как талантливого литератора. Вскоре он написал для них памфлет, который жестоко пробирал всю клику служителей церкви. Смысл текста был настолько острым, что даже атеисты уговаривали автора хоть немного смягчить его. Именно тогда Овод проявил свой несгибаемый характер и отказался изменить в памфлете хоть букву.
Несмотря на свои увечья, Овод брался за самые сложные поручения. Он будто раз за разом испытывал свою судьбу.
Однажды, узнав, где теперь служит тот самый падре, уже кардинал Монтанелли, его бывший наставник и отец, он вызвался под предлогом разведки ситуации отправиться к нему. Наверняка просто хотел увидеться с ним.
Как и всегда, к делу он подошел очень тонко: представился странником, убившим своего сына. Этим он намекал священнику о судьбе Артура. Священник, ничего не почувствовав, давал наставления, когда в храм ворвались полицейские. После короткой перестрелки Овода схватили. Его заточили в тюрьму.
Члены боевой организации не оставляли надежды устроить побег. Один из них через родственника-охранника передал узнику напильник и записку, где говорилось, что, перепилив решетку, он сможет выбраться на волю через не запертые ворота.
Ожесточенно пилив железные прутья всю ночь, Овод вконец обессилил. Он с трудом все-таки смог пролезть через решетку и спуститься по веревке со стены. Уже почти у заветных ворот его настигает тот самый мучительный приступ чудовищных болей, которые он уже не смог преодолеть.
Утром беглеца нашли без сознания. Его поместили в камеру, где привязали ремнями к койке. Началась мучительная пытка.
Тюремные врачи не могли помочь. Страдалец днем и ночью просил только об опиуме, но начальство тюрьмы запретило его давать. Истязания эти остановил кардинал Монтанелли. Он решил навестить заключенного.
Момент их встречи, на мой взгляд, один из самых пронзительных и душераздирающих эпизодов фильма. Здесь талант актеров Андрея Харитонова и Сергея Бондарчука раскрылся с неимоверной силой.
Первым делом падре просит нож и собственноручно разрезает ремни. В силу своего характера Овод начинает открыто глумиться над священником. Он припоминает ему, что его согласие требуется для смертной казни. А это противоречит самой идее христианства. Но среди монологов этого ощетинившегося человека иногда проскальзывали порывы мягкости.
Овод попросил пить. Когда священник подал ему кружку и слегка коснулся его волос, он не выдержал. Из его души прорвалось отчаяние и затаенная любовь сына. Тогда он попросил руку священника и нежно прижался к ней, обливаясь слезами. И такие порывы за время их спора проскальзывали не раз. Из напускной ожесточенности Артура пробивалась наружу нерастраченная любовь к отцу.
Когда же узник признался, что он и есть тот самый Артур, ситуация изменилась кардинально. Прошли минуты, и, к удивлению зрителей, уже сам Овод говорит проповедь кардиналу, своему отцу, где призывает его отречься от Церкви. Артур ставит его перед чудовищным выбором — или он, или Бог.
Он умоляет Монтанелли бросить все и идти на борьбу за счастье народа. А когда тот начинает защищать свое служение церкви, Овод припоминает ему, что тот должен дать согласие на казнь собственного сына, чтобы исключить бунты и убийства мирных жителей, которые могли произойти при попытке его освобождения. Такой вопрос практически сводит с ума престарелого кардинала.
Но, к сожалению, ни уговоры горячо любимого Артура, ни его доводы, ни даже вид страшных шрамов на его теле не поколебали веру священника, он не смилостивился. Все было безрезультатно. Падре все-таки дал неофициальное согласие на убийство сына, тем самым спасая жизни многих людей.
В последнюю ночь приговоренный написал письмо Джемме. Как настоящий патриот, он писал о счастливом будущем Италии, о скором свержении австрийского гнета. Он признался, что идет на смерть с чувством выполненного долга. В конце письма Овод все-таки раскрывает свою тайну, что он и есть тот самый Артур Бертон — друг детства Джеммы.
Расстрел Овода был невероятно чудовищным. Даже в последние минуты жизни он произнес пламенную речь перед солдатами. Его самообладанием можно было только восхищаться. Расстрельная команда оказалась деморализована. Первый залп даже не ранил Овода. Он только побледнел.
И в такой момент Овод вызвался сам командовать своим расстрелом. Второй залп ранил его в грудь. Смертник согнулся, но смог преодолеть боль, выпрямился и встал. Только после четвертого залпа он все-таки рухнул на землю и стал корчиться в жутких муках. Даже повидавший многое офицер закричал на солдат:
— Скорее стреляйте же, варвары! Прикончите его ради Бога! Избавьте его от мук!
А тем временем на место казни пришел кардинал. Он подошел к лежащему сыну. Тот будто ждал его и смог тихо проговорить:
— Отец! Теперь ваш Бог удовлетворен?
Овод умер…
В финале фильма показана церковная служба. Уже сошедший с ума от горя кардинал обратился к прихожанам с речью, в которой неожиданно затронул тему душевных страданий Бога-Отца, отдавшего любимого Сына на растерзание. Видимо, священника тревожила пережитая трагедия. Его мучила совесть, что он собственноручно подписал приговор только недавно нашедшемуся сыну, чтобы спасти мирных жителей.
Старику везде мерещилась кровь, а на алтаре он увидел труп сына. Все эти галлюцинации закончились для него разрывом сердца, от которого он и скончался прямо в храме.
В фильме показано, какие кардинальные перемены могут произойти в человеке. Из смиренно верующего студента духовной семинарии Артур Бертон постепенно превратился в ярого ненавистника Церкви. Тяжкие испытания, выпавшие на его долю, окончательно выбили из сердца юноши веру Бога.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...