Для поклонников она — голубой щенок из одноимённого мультфильма, королева Анна из телевизионной картины «Д’Артаньян и три мушкетёра», жена Сталкера из киноленты Тарковского или баронесса де Шампиньи из телефильма «Соломенная шляпка».
У великого кинорежиссёра Эльдара Рязанова известная актриса сыграла две роли — Хариту Игнатьевну Огудалову в «Жестоком романсе», и свою самую «народную» роль — директора статистического учреждения Людмилу Прокофьевну Калугину в картине «Служебный роман». Мало кому известно, что ролей могло быть и больше.
Первым фильмом, в который Эльдар Александрович хотел пригласить Алису Бруновну, была «Гусарская баллада». Режиссёр рассматривал её кандидатуру на роль Шурочки Азаровой. На неё пробовались Валентина Малявина, Татьяна Никулина, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко, а сам Рязанов планировал утвердить Алису Фрейндлих.
Съёмочная группа не сомневалась, что актриса появится на экране в этом образе, так как проба показалась «очень яркой». Но всё-таки Эльдару Рязанову она показалась слишком женственной для роли этакого мальчишки-корнета:
Актёрски Фрейндлих сыграла ее блестяще. Однако, несмотря на гусарский костюм и грим, в актрисе было что-то предательски женское. Веры в то, что перед нами юноша, не возникало. Так Фрейндлих не сыграла Шурочку Азарову, а в душе её, я думаю, осталась травма. Мол, проба была хорошая, а на роль не утвердили.
Роль получила Лариса Голубкина, для которой этот дебют в кино тут же стал звёздным часом. После «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов отснял кинокартины «Дайте жалобную книгу» (1965) и «Берегись автомобиля» (1966).
После успеха он и сценарист Эмиль Брагинский начали работу над «Зигзагом удачи». Они заранее решили, что роль Алевтины, сборщицы членских взносов, сыграет именно Алиса Фрейндлих. Однако в этот раз она сама отказалась, так как была в положении. Роль сыграла Валентина Талызина.
Затем Рязанов и Брагинский написали пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Они хотели её отдать в Театр имени Ленсовета с единственным условием: главную роль должна сыграть прима театра Алиса Фрейндлих. Они считали, что участие Алисы Бруновны гарантировало бы то, что пьеса не будет выглядеть на сцене как легковесная комедия, а образ Нади Шевелевой станет более лиричным и глубоким.
Но постановки не получилось. Сам Эльдар Рязанов писал об этом так:
Мы время от времени звонили заведующей литературной частью театра, интересовались, как идут репетиции, как работает Фрейндлих. По бодрым ответам выходило, что все чудесно. А потом раздался звонок Брагинскому — нас приглашали в Ленинград на премьеру. В разговоре мой соавтор полюбопытствовал, как играет в спектакле Алиса Бруновна. «А она в вашей пьесе вообще не играет!» — последовал неожиданный ответ. Брагинский растерялся, пытался сообразить, в чем дело. Ведь участие А. Фрейндлих было нашим обязательным требованием. Но понять, что произошло в театре, почему Фрейндлих не играет, оказалось довольно сложно и, главное, бессмысленно. Значения это уже не имело! Я человек крутой и не терплю, когда меня водят за нос. Короче, я не поехал на премьеру своей первой пьесы. Мой соавтор оказался менее принципиальным и посмотрел представление. Впечатление о постановке я мог составить только со слов соавтора. По его мнению, «С лёгким паром!» оказался проходным спектаклем театра. Главной задачей было посмешить зрителя… Я не оспариваю подобную режиссерскую трактовку, каждый видит по-своему. Но через два года спектакль, который не принес никому славы, был исключен из репертуара.
Пробовалась эта актриса и на роль Нади в телевизионный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Как вспоминала дочь Эльдара Рязанова, режиссёра не устраивало, что советские актрисы не способны были так тонко изображать любовь, как иностранки, так как были попросту к этому не приспособлены. Так что результатом всех проб — в том числе и Алисы Фрейндлих — Эльдар Александрович остался недоволен. А затем буквально в последний момент возникла Барбара Брыльска, которую он увидел в польской киноленте «Анатомия любви».
Неизвестно, какими были бы эти фильмы, если бы Алиса Фрейндлих снялась в них. Но всё же их сотрудничество с Рязановым состоялось на съёмках фильма «Служебный роман». И, видимо, режиссёр был доволен, ведь потом Алиса Бруновна сыграла в его экранизации «Бесприданницы».
Но даже сегодня визитной карточкой Алисы Фрейндлих является роль Людмилы Прокофьевны в «Служебном романе». А в «Гусарской балладе», «Зигзаге удачи» и «Иронии судьбы» сегодня даже невозможно представить каких-то других актрис.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...