Понравилась она мне. И задал я задачку одному из сетевых поисковиков. Чтобы первым делом убедиться в том, что не один я такой. А когда ты знаешь, что не один и жить как-то намного… Намного легче! Ну, как минимум, если верить нашим классикам, которые ещё на заре пожара мировой революции обращали самое пристальное внимание современного им общества на то обстоятельство, что «трудно человеку, когда он один, горе одному»…
Но вот чего-чего, а повода горевать мне «Бравист» не предоставил. Как выяснилось, в 2016-м он оказался среди тех десяти кинолент «короткого метра», которые отобрали для финального показа Манхэттенского фестиваля. Одного из самых крупных и престижных ежегодных фестивалей короткометражных фильмов, победителя которого путем голосования определяют… зрители!
На протяжении недели в конце сентября — начале ноября фильмы, финалисты фестиваля, отобранные компетентным жюри из более тысячи заявок, поданных его организаторам, можно посмотреть в 250 кинотеатрах по всему миру. В 2016 году фильмы Манхэттенского кинофестиваля короткометражного кино показывали и в России. Зрители тридцати двух наших городов — от Архангельска до Омска и от Москвы до Хабаровска — могли оценить ленты короткого метра, вышедшие в финал Манхэттен Шот.
Правда, победителем «Бравист» не стал. Но уже то, что фильм попал в число десяти финалистов фестиваля — огромный успех и Эвелины Барсегян, и всего творческого коллектива, благодаря совместным усилиям которого этот «короткий метр» вышел на экран и смог найти своего зрителя.
Достаточно вспомнить, что до 2016-го российское короткометражное кино только один раз входило в число финалистов Манхэттенского кинофестиваля. Один-единственный! До «Брависта» финалистом Манхэттен Шот в 2012 году стал фильм Виталия Салтыкова «Куда течет море» с Оксаной Акиньшиной в главной роли.
Но и без призов фестиваля эта короткометражка не осталась. Исполнитель главной роли («брависта» Андрея) актер Игорь Сергеев номинировался на лучшую мужскую роль и… удостоился ее! Поэтому ещё до того, как узнал об этом несомненном успехе, с удивлением прочитал в отдельных отзывах на фильм, что «роль „брависта“ исполнена несколько вяло и скучновато».
Да нет, замечательно она исполнена. За плохую работу призов и премий не дают. По-моему, это аксиома. И, соответственно, доказательства не требует. Просто сам по себе персонаж Сергеева — «человек в футляре», который, как легкая броня, должен закрыть его от той лжи и фальши, с которой он в силу своей профессии сталкивается постоянно.
А работает он клакером. Каждый день надевает костюм-двойку, белую рубашку и галстук-бабочку, приходит в театр и кричит «браво», создавая спектаклям искусственный успех. Или, наоборот, громким шепотом сообщает всем соседям слева-справа, сзади-спереди, что «такой пошлятины он давно не видел». Все зависит не от того, что происходит на сцене, а что конкретно заказано и за что он по итогу должен получить немаленький гонорар в конверте: успех спектакля или его полное фиаско.
Вот так и живет герой Игоря Сергеева. Вернее, думает… Или уверяет себя, что живет. Потому что жить — значит, в первую очередь, чувствовать. И не бояться своих чувств. Без чувств жизнь мертва. Как мертв и человек, спрятавшийся от них в узкий пенал своего личного пространства, отгородившись от окружающего мира тонкой стенкой обитого дорогой кожей футляра…
Но все это не может продолжаться бесконечно. И когда-то… Когда на очередном спектакле, на котором, отрабатывая гонорар, нужно говорить о «пошлятине» и «сене», он вдруг видит впереди, за несколько рядов от него, свою первую школьную любовь. Плачущую от происходящего на сцене. Вот тогда чувства, которые он когда-то испытывал к этой женщине, тогда ещё совсем девчонке, вновь вспыхивают в нем, пробивая тонкую стенку его футляра.
И он оживает. И надеется. На что надеется? О чем мечтает?
О чем этот короткий, всего чуть больше четверти часа по хронометражу, фильм? О том, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды? О том, что в жизни есть только миг? И надо жить этим, настоящим мгновением, не оглядываясь в прошлое и не пытаясь заглянуть в будущее? О том, что надо брать от жизни все, что она тебе щедро предлагает в данный, конкретный момент: «Да ты хоть представляешь, мудак, сколько эта штука стоит?!»? Тех же кто не берет предложенное, а смотрит на облака (луну), она жестко и неотвратимо наказывает? Кто смотрит на облака, не пашет. Может, поэтому после очередного спектакля Андрей оказывается без гонорара?
В одном из интервью Эвелина Барсегян призналась, что любит простые, внятные, но многослойные сюжеты. И «Бравист» — не исключение. Фильм — как та луковица. Снимаем первый смысловой слой, а под ним оказывается второй. Под вторым — третий…
И чем больше слоев снимаешь, тем сильнее хочется плакать. И не только зрителю. Но, похоже, и самому герою Игоря Сергеева.
Учитывая многослойность сюжетной составляющей фильма, уверен, каждый, кто решится его посмотреть… А оно, на мой взгляд, того стоит. Тем более, что времени займет всего ничего — чуть больше 15 минут. Зато потом думать над этим фильмом, наверное, можно не один вечер.
И вот для тех, кто решится. Сначала посмотреть. А потом — подумать.
Многие из тех, кто посмотрел «Брависта», считают, что это жизнь отвесила Андрею в финале короткометражки смачную и сильную оплеуху, после которой он очнулся. Раскрыл глаза. И понял… Я надеюсь, что понял: так дальше нельзя. В этой жизни надо что-то менять.
Да, скорее всего, оплеуху Андрею отвесила жизнь. Но… Почему?! А вот перед ответом на этот вопрос мне хотелось бы снова вспомнить нашу классику.
Был когда-то такой советский писатель Всеволод Кочетов, успех и всесоюзную известность которому принёс опубликованный в 1952 году роман «Журбины», о жизни рабочих судоверфи. Помимо прочего, есть у него и роман «Угол падения», главная мысль которого соответствует всем законам классической физики: угол падения равен углу отражения.
Вот и здесь, в фильме, все именно так: как ты к жизни, так и она к тебе. Точно так же. Поэтому, как по мне, зря Андрей, очнувшийся от своей «зимней спячки», в которой, похоже, пребывал, с самого выпускного школьного бала, надеялся, что все в его жизни будет хорошо. Просто классно. Надежды питают юношей. Но не зрелых мужиков, за тридцать. Уж они-то должны понимать простые законы классической физики. Которые, как оказывается, действуют и в нашей повседневной жизни…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...