Однажды режиссёр Павел Арсенов встретился с коллегой Ричардом Викторовым. Уже вышли на экраны его фильмы «Через тернии к звёздам» и «Москва-Кассиопея», он же и рассказал Павлу Оганезовичу о перспективности фантастического кино. На творческой встрече с детьми, где на вопрос, по какой книге они посоветовали бы ему снять фильм, большинство назвали повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Арсенов обратился к автору, и оба написали сценарий по повести.
На роль «девочки из будущего» пробовалось немало школьниц. Наташа Гусева уже снялась в кино — в короткометражной ленте «Опасные пустяки», знакомящей детей с правилами дорожного движения. На озвучивании своей героини девочка попалась на глаза ассистенту Павла Арсенова.
Её привели на «Киностудию имени Горького». Школьница хотела получить автограф Кира Булычёва. При знакомстве с Павлом Арсеновым девочка так распереживалась, что своим годом рождения назвала 1872. Арсенов в шутку назвал её «гостьей из прошлого», просто посмеялся, но никого другого приглашать не стал. А Наташа получила и автограф, и… роль Алисы Селезнёвой.
Образ примеряла и школьница Наташа Шанаева, однако для неё нашли другую роль — Лены Домбазовой, одноклассницы и подружки Коли Герасимова.

На роль самого Коли был утверждён Алёша Фомкин. Он однажды пробовался на роль в фильме «Чучело». Пробы не прошёл, но фотографии остались на «Киностудии имени Горького». Алёша начал сниматься в «Ералаше», его заметил Павел Арсенов и предложил роль Коли Герасимова.
Фомкин выступил в фильме не только как актёр, но и в качестве дублёра. Так, в сцене, где Алиса и Юля Грибкова вышли на улицу, переодевшись женщиной, Наташа Гусева сидела на его плечах. Фомкин надел гольфы и школьное платье и весь день носил Наташу перед камерой. А девочка подсказывала, куда идти, так как из-под плаща не было видно дорогу.

В повести фамилия Коли, который побывал в будущем, не Герасимов, а Наумов. В начале повести он просто Коля, а читатели узнают, какой из трёх Коль побывал в будущем, только с Алисой. В фильме такой приём был невозможен, поэтому здесь фамилия известна сразу.
Фамилии двух других Коль в фильме сохранены — Сулима и Садовский. Первого сыграл Антон Суховерко, сын Рогволда Суховерко (актёра театра, кино, радио, дубляжа и озвучивания). Второго сыграл Семён Бузган. Он вспоминал съёмки так:
«Всякое бывало. И несколько дублей делали, и переснимали. Как правило, даже если сцена удавалась с первого раза, то её все равно дублировали на всякий случай. Конечно, помогало то, что играл я „самого себя“. Легче всего, конечно, было работать с мастерами. Взрослые актеры помогали нам во всём: стояли за кадром, подсказывали, говорили, как лучше сделать ту или иную сцену. Мы были детьми, поэтому уровень ответственности у нас был намного ниже».
По его же воспоминаниям, почти все мальчики, снявшиеся в фильме, на самом первом прослушивании должны были читать отрывок из роли Фимы Королёва. Это был «своего рода экзамен», по результатам которого Павел Арсенов определял у кандидата умение играть.
Роль самого Фимы Королёва получил школьник Илья Наумов. В книге он не так уж и виноват в том, что Коля попал в будущее. Он по просьбе Фимы отправляется в квартиру соседа, чтобы снять мерки с фрегата для друга. В фильме же Королёв выступает инициатором слежки за Полиной — дамой из далёкого будущего.

Саму Полину сыграла манекенщица Елена Метёлкина. На тот момент зрители знали её как инопланетянку Нийю в киноленте «Через тернии к звёздам». Сценаристом фильма был Кир Булычёв. Фамилию Метёлкина он дал Полине в повести «Пленники астероида» (1981). Фамилия героини в телефильме не упоминается.
В картине в неё влюблён романтичный робот Вертер. В книге такого героя не было. Разве что
«…странное существо, то ли рыцарь-лилипут, то ли пылесос на ножках. Головы у уродца не было, зато многочисленные ручки прижимали к бокам и спине листочки, сор, а круглые щетки выскакивали из-под карлика и, вертясь, обмахивали перила и ступеньки, а мусор загоняли в блестящий мешок, прикрепленный сзади».
Вертера придумали специально для фильма. Вид героя был позаимствован из итальянского фильма «Война роботов». Костюм был сшит из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Ткань не пропускала воздух, а комбинезон не имел ни молний, ни пуговиц.
По словам Герасимова, он надевался так тяжело, что актёра втискивали в одежду в начале съёмочного дня, и всю смену он изнывал в нём от жары. Смех Вертера придумал сам Евгений Владимирович.
Зрители не могли сдержать слёз, наблюдая за гибелью Вертера. Он пал в неравном бою с космическими пиратами — Крысом и Весельчаком У.

Антагонистов сыграли Вячеслав Невинный и Михаил Кононов. Импровизации, придуманные ими, иной раз настолько нравились Павлу Арсенову, что он вставлял их в сценарий на место уже прописанных сцен. Например, встречать Колю Садовского пираты должны были в «горбатом» «Запорожце» («ЗАЗ-965»).
«Помню, по сценарию моего героя должны были окликать Весельчак У и Крыс, сидящие в горбатом „Запорожце“. Невинный в машину втиснулся, а вот Кононов и оператор туда ну никак влезть не могли. Вячеслав Михайлович обсудил что-то с режиссером, и в результате сцена обрела новое звучание», — вспоминал Семён Бузган.
Кононов же придумал, что его персонаж будет постоянно носить зонтик.
Разговор Крыса и Алисиного папы — также импровизация. Реплика профессора Селезнёва — знаменитая скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит», которую Юрий Григорьев три раза прочитал задом наперёд.

Приложить фантазии пришлось и к созданию миелофона. В книге нет точного описания прибора. Режиссёру предлагали разные варианты, но сам он выбрал кристалл. По словам художника-постановщика картины Ольги Кравчени, его сделали специально для фильма.
Прототипом стали призмы, что применяются в производстве фотоаппаратов. Дизайнер Елена Рыбникова, создававшая для картины модели летательных аппаратов и пультов, работала на оптико-механическом заводе и как-то принесла на площадку те самые кристаллы и призмы. Павлу Оганезовичу это понравилось, и он взялся за идею кристалла. В книге есть указание, что основой миелофона служит особо редкий кристалл с какого-то астероида. В итоге склеили сложный по форме кристалл.

Звуки миелофона — Первый концерт
Специально для киноленты изготовили летающие флипы. Для сцены полёта флипов в небе создали миниатюрные модели. В больших же флипах сидели актёры, а сами аппараты поднимали подъёмным краном или устанавливали на кузов грузовика.
Из-за небольшого бюджета многие чудеса будущего пришлось вырезать. Также были убраны фантастические животные из «КосмоЗоо». Остались только говорящий козёл Наполеон и крокодил Сеня. Инопланетное животное под названием склисс не показали в фильме, однако его упоминает Крыс.
Козёл Наполеон был настоящим. Съёмочная группа вспоминала, что козёл соглашался играть после того, как ему предлагали пачку «Беломорканала». Он просто жевал папиросы, после чего и выполнял поставленные задачи.
Крокодил Сеня же был ненастоящим. Он представлял собой макет из пенопласта. Им управляли водолазы под водой. А одна из сцен с крокодилом в финал не попала. В сцене, где пираты крадут у главной героини миелофон, её должны были столкнуть к крокодилу. Вода была слишком холодной, поэтому режиссёр не стал снимать.

Не попал в фильм и эпизод, описанный в сценарии так:
«За окном растет большой дуб. Ветви не достают 2 метров до окна. Вдруг Алиса прыгает вперед, на лету хватается за толстый сук, качается на нем, перелетает на следующий и оттуда, как кошка, — на землю».
Не попал в фильм и фокусник, который добавлял юмора. Например, в сцене прощания ребят с Алисой утирал бы им слезы платком.
Вырезали и сцену, в которой Алиса выигрывает во время сеанса одновременной игры в шахматы. Гроссмейстера сыграл… Раднэр Муратов (тот самый Вася Алибабаевич). Помимо шахмат, Алиса Селезнёва могла бы показать успехи в баскетболе и доказывать сложную теорему по алгебре.
Вырезали также сцену, в которой Алиса бегала по крышам проезжающих автомобилей. В этом эпизоде должна была сняться Оксана Компаниец. Эта девочка и была дублёром Наташи Гусевой в тех сценах, где Алиса перебегала дорогу перед троллейбусом, выпрыгивала из школьного окна и перепрыгивала через забор. Актёры были готовы сами выполнять сложные трюки, однако режиссёр был против, поэтому задействовали дублёров.
Фильм имеет немало отличий от книги. Кроме уже упомянутых, были и такие.
В книге действие начинается в апрельское воскресенье. В фильме же — 13 апреля 1984 года. По календарю это пятница. Поэтому Коля и надел пионерский галстук и школьную форму.
В книге машина времени расположена в квартире Колиного соседа Николая Николаевича и похожа на телефонную будку, только большего размера. В фильме она находится в заброшенном доме и представляет собой обычную установку с пультом.
В книге действие происходит в 1976 году, а Коля переносится не на сто, а на 106 лет вперёд — в 11 апреля 2082 года. В фильме же он попадает вперёд ровно на 100 лет — в весну 2084 года.
В книге герои учатся в 6-м «Б» классе 26-й московской школы. По словам Коли, школа английская. В фильме — в 6-м «В» классе 20-й московской школы.
В книге присутствует мама Юли Грибковой по имени Наташа. Она выступает полноценным персонажем. Косвенно упоминается папа (с моими стариками всё улажено), а также дедушка. В фильме появляется только бабушка (в книге её звали Мария Михайловна, а в фильме она не называется по имени). В книге у неё двое детей: Наташа и сын. В фильме она упоминает сына (то есть Юлиного дядю).

Напротив, родителей Коли в книге называют мама и папа. По именам и отчествам их не зовут, они не произносят ни одной реплики, а большой роли не играют. В фильме же маму зовут Инна Кирилловна, и она выступает как второстепенный персонаж. Что касается папы, то о нём зритель узнаёт с Колиных слов: «Скоро мои приезжают, а я обещал» и «А как же мои?»
В книге Коля Наумов дружит с Катей Михайловой, а в фильме Коля Герасимов — с Леной Домбазовой.
Учѝтеля физкультуры в книге звали Эдуард Петрович. Автор описывал его так:
«Вообще-то он был борец, тяжеловес, а как бросил спорт, растолстел, облысел и совсем не был похож на спортсмена. Хотя все знали, что он удивительно сильный».
Прозвища не было. В фильме Эдуард Александрович показан стройным молодым человеком, которому нет и 30. Дважды упоминается прозвище (скорее — шутливое) Илья Муромец.

В книге есть персонаж Пётр Ишутин. Он старший повар в ресторане. В момент похищения Коли курит трубку и читает детективный роман. В фильме фамилия известна лишь по титрам, он не курит (возможно, ведёт здоровый образ жизни), а о роде деятельности можно косвенно узнать по «Книге о вкусной и здоровой пище».
Кстати, это может быть неким приветом. Ишутина сыграл Андрей Градов, а он ранее играл повара в музыкальной комедии «Берегите женщин». Ещё один привет Кир Булычёв «передал» своей школе: дед Павел говорит, что учился в 59-й школе, на Староконюшенном. В ней учился и Игорь Можейко, известный под псевдонимом Кир Булычёв.
В роли дедушки Павла снялся Владимир Носик. Он выступил в фильме в двух ипостасях: актёра и чтеца. Именно он в каждой последующей серии читает краткое содержание предыдущих. Козла Наполеона в сцене сообщения Колиного адреса озвучил Евгений Герасимов, а остальные реплики — Игорь Ясулович (исполнитель роли Электрона Ивановича).
В фильме также снялись Марьяна Ионесян, Елена Цыплакова, Борис Щербаков, Георгий Бурков, Валентина Талызина, Мария Стерникова, Людмила Аринина, Татьяна Божок, Вячеслав Баранов, Наталья Варлей, Мария Скворцова, Светлана Харитонова и другие актёры.

Снялся и один из операторов ленты — Александр Лысых. Он сыграл прохожего, поймавшего Алису и Юлю на улице, а также мужчину, отправившего школьников на бульвар. Оба героя произносят реплики голосом Михаила Кокшенова.
Одну из школьниц сыграла Инна Чуркина. Сегодня это известная актриса Инна Гомес. По её воспоминаниям, она также попала в этот фильм благодаря «Опасным пустякам». Ещё одну школьницу сыграла девочка по имени Лена Перова, однако это не знаменитая певица, а просто тёзка.
В фильме прозвучала музыка Евгения Крылатова, а также песня на слова Юрия Энтина — «Прекрасное Далёко». Режиссёр заказал поэту песни для ленты. Но вскоре Энтин узнал, что фильм смонтирован, а место для песен не нашлось. И тогда Арсенов предложил Энтину просто посмотреть фильм и выразить всю мысль в одной песне, которая будет звучать во время финальных титров.
«Я ужасно разозлился, пошел домой и минут за 30 сочинил песню „Прекрасное Далёко“», — вспоминал Энтин. А вот композитор Евгений Крылатов говорил, что кому бы Энтин не передал эти стихи, это была бы лучшая песня композитора. «Но моя песня была лучше всех», — заметил он.
Изначально песню должны были исполнить солистки Большого детского хора, но режиссёру их пение не понравилось. Поэтому песню спела 38-летняя Татьяна Дасковская.

Съёмки фильма велись с 1983 по 1984 г. А в весенние каникулы 1985 года фильм вышел на телеэкраны. Зрителям фантастическая кинокартина тут же понравилась. Журнал «Мир фантастики» поставил «Гостью из будущего» в рейтинге экранизаций «Алисы Селезнёвой» на второе место (после мультфильма «Тайна третьей планеты»). «Прекрасное Далёко» стало настоящим шлягером, который спустя 40 лет также любим не одним поколением.
Гусева вспоминала:
«По сей день мне не дают покоя алисоманы — повзрослевшие поклонники фильма, застрявшие в прошлом. Звонят, пишут, хотят знать обо мне всё-всё. Нет, роль не испортила мне жизнь, но усложнила её точно. Я вынуждена постоянно менять номер мобильного. И устала повторять, что Алиса Селезнёва осталась в моей прошлой жизни».
На волне популярности телефильма через несколько лет Павел Арсенов снял фильм «Лиловый шар». Алисой Селезнёвой вновь стала Наташа Гусева, с ней в фильме были задействованы 6 актёров «Гостьи…» (но сыграли других героев), а песню Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Хоть глазочком заглянуть бы» исполнила Татьяна Дасковская. Но этот фильм не стал таким же популярным.
А вот «Гостья из будущего» и сейчас радует зрителей. Одним этот фильм напоминает о детстве, другие его пересматривают в трудные моменты, третьим он просто нравится.
Про упомянутого в статье Эрнста Буша Симонов написал стихотворение, начинающееся так В Берлине, на холодной сцене Пел немец, раненый в...