• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Яна Малинка Мастер

«Большая перемена». Как снимали самую добрую советскую комедию?

«Большая перемена» — один из самых добрых, сентиментальных картин советского кино. Хотя уже давным-давно нет ни рабочей молодежи, ни вечерних школ, но его хочется смотреть снова и снова.

Кадр из фильма «Большая перемена»

А началось все в 60-х годах с книги Георгия Садовникова «Иду к людям», где автор (сам преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь своих учеников и коллег-учителей. Книга была далеко не смешной, а где-то даже грустной, но, тем не менее, довольно оптимистичной и жизнеутверждающей.

Кто-то из руководителей «Мосфильма» прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссером должен был стать Алексей Коренев («Адам и Хева» (1969), «Вас вызывает Таймыр» (1970). Несмотря на то что в книге было не так уж много смешного, решили снимать именно комедию. Автор был против, но режиссер все равно настоял на своих идеях, и «Большая перемена» стала одним из самых смешных фильмов советского кинематографа.

«Большая перемена». Как снимали самую добрую советскую комедию?
Скан обложки диска

В целом весь сценарий значительно отличался от книги. В особенности не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, поскольку Нелли (Крючкова в фильме) училась в девятом классе, а ее мама — в пятом. Петрыкин (Быков) был толстым и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Ляпишеву (Шаляпин).

Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа (Збруев) вообще участвовал в одном-единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком. А Тимохина (Крамаров) и Люськи (Азер) не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием. Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. Однако все эти изменения и добавления лишь улучшили фильм.

Нестор Петрович и Нелли
Нестор Петрович и Нелли
Кадр из фильма «Большая перемена»

В начале 1972 года Алексей Коренев приступил к кинопробам. Перед началом работы над картиной у него было всего лишь несколько актеров, которых он хотел пригласить в фильм без кинопроб. Это были великие старики МХАТа — Анастасия Георгиевская (учительница географии) и Михаил Яншин (профессор Волосюк). Они сразу же без раздумий согласились принять участие в этой незатейливой кинокомедии.

Однако это была лишь капля в море, поскольку персонажей в фильме очень много, и предстояло найти около двадцати актеров на роли учеников 9-го «А», порядка десяти актеров на роли учителей, а также множество актеров для эпизодов. Претендентов было много, но режиссер подошел к вопросу отбора исполнителей со всей возможной ответственностью, поэтому состав актеров получился настолько органичным и профессиональным, что создавалось впечатление, будто они действительно настоящие ученики и учителя вечерней школы.

Леднев и Ганжа
Леднев и Ганжа
Кадр из фильма «Большая перемена»

Очень тяжело было подобрать главного героя на роль Нестора Петровича. На эту роль, кроме Михаила Кононова, претендовал также и Андрей Мягков. Причем Коренев изначально склонялся больше именно к кандидатуре Мягкова, тем более что Кононов особого рвения к этой роли не выказывал, хотя и ходил исправно на пробы. Однако проблема была в том, что Мягков тянул в фильм и свою жену Анастасию Вознесенскую, которую режиссер снимать в своем фильме желанием не горел. В итоге после того, как было отказано Вознесенской, отказался от роли и Мягков. Кононов же соглашаться на роль не спешил, поэтому пробы успели пройти еще несколько актеров (Константин Райкин, Евгений Карельских).

Нестор Петрович
Нестор Петрович
Кадр из фильма «Большая перемена»

Кстати, изначально фильм назывался вовсе не «Большая перемена», а «Приключения школьного учителя». Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете «Вечерняя Москва», в Министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев.

Однако режиссеру удалось-таки убедить министра, что в своем фильме он и не думал насмехаться над учителями, а наоборот, целью фильма является обратить внимание на необходимость уважительного и почтительного отношения к профессии учителя. Министр с ним согласился, но название все же попросил изменить.

Буквально на следующий день Коренев объявил в съемочной группе конкурс. Тому, кто придумает новое название фильму, была обещана бутылка коньяка. Конкурс выиграл оператор Анатолий Мукасей, который предложил назвать картину «Большая перемена».

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


Съемки начались в конце марта и проходили не только в павильонах Мосфильма (где были выстроены декорации класса, квартиры главных героев), а и в реальных местах (Шинный завод, одна из московских школ).

6 апреля 1973 года съемки были закончены, а уже 29 апреля-2 мая состоялась премьера фильма. Во время его показа улицы советских городов вымирали. Успех кинокартины был ошеломительный!

Смотреть фильм онлайн

Статья опубликована в выпуске 19.09.2008
Обновлено 28.12.2023

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: