В июне 1954 года бортмеханик Владимир Поляков угнал «свой собственный» Ил-12. Произошло это в аэропорту Новосибирска. Дело в том, что он, неожиданно вернувшись с вылета, застал жену в постели с любовником. Обманутый муж напился и решил отомстить. Владимир был фронтовиком и в войну летал на Ли-2. Так что он без труда поднял «свой» Ил-12 — и полетел к дому изменщицы, желая его протаранить, отомстив ей таким образом.
Увы, точно попасть в дом у него не получилось ни в первый раз, ни во второй, ни в третий. Тяжелый Ил-12 делал над районом разные фигуры высшего пилотажа, на что он, в общем-то, совершенно не был рассчитан. Спустя время оскорбленный муж немного протрезвел и понял, что натворил. Он вышел на связь с диспетчером аэропорта и приземлил самолет на свой аэродром.
Вину свою он признал безоговорочно и был приговорен к расстрелу. Однако в дело вмешался конструктор Ильюшин. Он был покорен мастерством пилота и попросил для него снисхождения. Дело было переквалифицировано с терроризма и измены Родине на пьяное хулиганство. Уже через 4 года герой был выпущен на свободу. Как сложилась его дальнейшая судьба — неизвестно.
Увы, остальные случаи захвата самолетов были совсем не такими и часто заканчивались человеческими жертвами.
- 25 октября 1958 была попытка захватить Ан-2 в аэропорту Н. Кресты. Попытка сорвана, жертв нет.
- 21 июня 1961 была попытка захватить Ан-2 в аэропорту Ашхабада. Попытка сорвана, жертв нет.
- 3 июня 1969 года четверо преступников попытались захватить рейсовый самолет Ил-14, летевший по маршруту Ленинград-Таллин. Угон был предотвращен, при этом самолет был сильно поврежден, погиб бортмеханик.
С начала 1970-х годов попытки захвата самолетов в СССР начали происходить одна за другой.
Только в 1970 году в целях побега из СССР было предпринято пять попыток захвата самолета, в ходе которых погибла бортпроводница Надежда Курченко и были ранены трое пассажиров. Только одна из этих попыток (предпринятая отцом и сыном Бразинскасами) увенчалась успехом.
17 мая 1973 года произошла самая крупная катастрофа Аэрофлота, связанная с попыткой захвата самолета. Самолет Ту-104А летел по маршруту Москва—Челябинск—Новосибирск—Иркутск—Чита (рейс SU-109). Когда самолет уже подлетал к Чите, в 03:36 местного времени в диспетчерской аэродрома приняли аварийный сигнал: кто-то из команды нажал аварийную кнопку в кабине, сигнализируя о возникновении на борту внештатной ситуации. В 03:38 сигнал повторился, но в этот момент на экране радара изображение самолета вместо точки на секунду стало облачком — и исчезло.
Очевидцы услышали где-то высоко в небе взрыв — и на землю стали падать обломки самолета и тела людей. Ни у кого из 81 пассажира и членов экипажа не было ни одного шанса выжить. Комитет Государственной Безопасности начал расследование.
Довольно быстро стало ясно, что причиной авиакатастрофы стало взрывное устройство, мощностью 5−6 кг в тротиловом эквиваленте. Но кто его внес на борт самолета?
Среди обломков был найден пистолет милиционера в штатском Владимира Ежикова, который сопровождал этот рейс под прикрытием. В пистолете не хватало двух патронов. Один из трупов был сильно изуродован взрывом. При его вскрытии было обнаружено два пулевых ранения, одно — в область сердца.
Удалось выяснить, что убитого звали Тенгизом Рзаевым, уроженцем города Кировакан (ныне Гянджа). Он отслужил срочную службу в саперном подразделении, умел работать со взрывчаткой, после службы продолжил работать взрывником. У него дома была обнаружена схема бомбы и остатки похищенной им на работе взрывчатки и взрыватели. А еще дневниковые записи, из которых стало ясно, что он оскорблен собственным государством и хотел сбежать в Китай.
В чем заключалась обида Тенгиза? Он хотел стать дипломатом, несколько раз пытался поступить в МГИМО и не был принят, так как слабо знал даже русский, иностранные языки не знал вообще.
Почему он думал, что коммунистический Китай Мао Цзе Дуна отнесется к нему хорошо? Сложно сказать. Лично мне кажется, что Тенгиз был не совсем нормальным. Единственное — что отношения СССР с Китаем тогда были очень плохими. Но к преступникам там всегда относились очень сурово.
Судя по сохранившимся уликам, преступник пытался достичь кабины пилотов, в этот момент Владимир Ежиков его застрелил. Увы, умирая, террорист сумел взорвать свою бомбу. Повторюсь, это был самый масштабный теракт, произошедший во времена СССР.
А всего за 70−80-е годы произошло больше 50 попыток захвата самолетов пассажирских авиалиний, несколько из них увенчались успехом. Но всегда угонщиков или сажали в местные тюрьмы, или передавали для наказания в СССР. Как бы ни ругали КГБ, а безопасность полетов он хорошо обеспечивал.
Тема интересно-интригующая. Все замалчивалось и ходило как слухи с оттенком: ну, не могло такого быть на нашей прекрасной Родине. А оно было , да еще сколько оказывается. Про этот случай слухи ходили в связи с какой-то командой, не то членов команды, не-то баскетболистов. не-то парашютистов. Потом тень ложили на сотрудника: мол взрывное устройство было по типу гранаты- отпустил , взрыв. Получил пулю, отпустил, взрыв. Всплыло то , что уже летали специальные люди по борьбе, страшно подумать, терроризмом .
А все было прозаичнее и страшнее. Был занавес- ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС и указание - НЕ ПУЩАТЬ !!! И это наши люди, с верой в Родину, исполняли. Да пусть бы летели. Этим угонщикам, недоумным террористам ,там бы быстро небо в клеточку показали . И власти наши это знали. Только всегда боялись чего-то худшего, как бы все пассажиры не разбежались, как бы лишний раз никто не увидел забугорную жисть . Это была сметная кара. Хоть так, хоть сяк...
Оценка статьи : 5
0 Ответить