Госдума приняла закон о запрете принудительного сбора биометрических данных — Федеральный закон от
Закон регулирует сбор данных и их хранение, ограничивает перечень геномной информации, кроме того защищает данные российских граждан от передачи в другие страны. Ознакомиться с текстом федерального закона можно на портале правовой информации.
До принятия нового закона сбор биометрический данных тоже регулировался, к примеру, положениями федерального закона о персональных данных и локальными нормативно-правовыми актами.
Уместно обратить внимание на три условных направления:
- обязательный, целевой сбор биометрических данных;
- условно-принудительный;
- добровольный.
С начала 2000-х оцифровывалась база правоохранительных органов. Если с середины XIX века все, кто проходил через оперативно-следственные действия, принудительно подвергались процедуре «сдачи отпечатков пальцев», а данные хранились в картотеках, на бумажном носителе, затем в связи с научно-техническим прогрессом — в перфокартах и ином машиночитаемом виде, то с конца 90-х годов ХХ века эти данные стали переводить полностью в машиночитаемый, электронный вид. Процесс полной оцифровки картотеки до сотни миллионов человек завершен примерно к 2014 году.
На условно-добровольно-принудительной основе эти данные собирались при обращениях граждан за биометрическими паспортами, включая загранпаспорт, а также при поступлении на службу в государственные учреждения, в том числе при поступлении на ГГС (государственная гражданская служба); это было обязательным условием для кандидата.
На добровольной основе в заявительном порядке биометрические данные принимались в кредитных организациях — банковской сфере. Нельзя сказать, что «сбор» навязывался, но настойчиво это предлагалось якобы для того, чтобы удобнее и безопаснее пользоваться банковскими инструментами, для корректной и дополнительной идентификации в банкоматах при транзакции и в других случаях. Это не только отпечатки пальцев, но и геометрия лица, ладоней, сетчатки глаза.
Локально, но опять же по заявлению работника, носившего обязательный характер, «биометрия» собиралась в учреждениях и организациях — якобы для СКУД (систем контроля удаленного доступа), то есть идентификации при пропускном режиме на «режимных» и иных объектах. С аргументами: «чтобы было удобнее».
Таким образом, даже без «обязательной» в правовом поле работы по сбору биометрических идентификационных признаков человека, в федеральных службах создали многомиллионные базы данных не только государственные, но и частные предприятия и учреждения. Контроль за использованием баз — номинальный.
Разумеется, давно возникла угроза несанкционированного распространения таких персональных данных. Многие, кто хотел, из полномочных структур уже имеют все данные граждан, включая биометрические. Поэтому сегодня принятие такого нового закона, на мой взгляд, необходимо для упорядочивания правил обращения с этими базами и при наличии правовых условий-оснований при сборе новых биометрических данных.
Закон запоздал и введен «вдогонку», как «паровоз, нагоняющий опоздание». Но это лучше, чем если бы его не было.
Не помешает ли этот закон поимке преступников? Не помешает до тех пор, пока правонарушители не научатся подменять свои геномные данные другими. Это технический и вполне возможный процесс в направлении «искусственный интеллект — против искусственного интеллекта»; с аргументацией: «на всякое действие есть противодействие».
Поменяет ли что-то этот закон для обычных граждан РФ? Почувствуют ли они изменения? Нет, граждане практически не заметят изменений. По крайней мере в краткосрочной перспективе.
Несмотря на большие и реализованные возможности (выше) по сбору персональных данных, включая био- видео- геномную и иную идентификацию, все же базы данных недоступны обычному гражданину. Они собирались теми, кто так или иначе намеревался контролировать идентификацию людей, и как вариант — их логистику, перемещение, в том числе в реальном времени и в том числе дистанционно — через интернет.
Новый закон номинально ориентирован на граждан, но больше принят для упорядочения работы с базами данных силовых и административных структур, в том числе для предотвращения бесконтрольного распространения биометрических и геномных данных граждан, в том числе за пределы страны.
Какие последствия принятия этого закона для будущего страны? В ближайшие пару лет — никаких. Как и любой федеральный закон, этот должен «обрасти» соответствующими положениями по его применению, то есть техническими условиями соблюдения прописанных в НПА норм; а на это в России нужно еще какое-то время.
По номинальным основаниям российского законодательства будут собирать с гражданина больше «бумаг» относительно его «добровольного» желания в заявительном порядке предоставлять свои те или иные биометрические данные.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...