Для начала надо определиться с терминологией, а именно: что такое торговля и что такое кража. «Торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». «Кража — преступное действие, направленное на завладение чужим имуществом, денежными средствами и тому подобным. Предполагает скрытное сознательно совершение порицаемого обществом действия — в отличие от грабежа, разбоя и пр.».
Кража в торговле предполагает изъятие в пользу торговца (и/или его сообщников) материальных ценностей или денежных средств, причем такое изъятие наносит ущерб владельцу торгового дела — государству, частной компании или хозяину торговой точки.
Попутно заметим, что кража как бы не наносит прямого ущерба покупателю, он сам отдает деньги. От него скрыты некоторые особенности сделки: это может быть качество или рыночная цена товара. Но если сделка состоялась и покупатель не считает себя обманутым, от нечестных действий продавца страдает только владелец бизнеса.
Торговля всегда имела джентльменский набор: обвес, обмер, обсчет, продажа залежалого товара…
Обвес.
В те времена, когда весы были рычажными — использовались гири с неполным весом. Они все подлежали поверке и клеймению, но между поверками… Манипуляции с весами были очень и очень распространены. Продавец кидает товар и не дает весам успокоиться, чтобы покупатель увидел: отвешено точно. Современный вид обвеса — использование упаковки и тары, заметно повышающих суммарный вес товара. Например, вы на вес покупаете выпечку. Ее можно упаковать в пластиковый пакет, в бумажный пакет и в картонную коробку. Продавец, как правило, будет предлагать вам картон, потому что он тяжелее. Мелочь, а все в дом!
Обмер.
Самый простой вид обмера — прокинуть метр. Это случалось, когда покупатель брал не один-два метра ткани, а с десяток. Обмер посложнее — натягивание ткани при отрезке куска. Скажем, в штуке ткани 40 метров. Если ее тянуть — глядишь, на платье или (в крайнем случае) на юбку останется.
Если вы берете много ткани — будьте внимательны: вам могут продать материю с изъянами. И хорошо, если продавец потом согласится компенсировать вам убытки, вызванные таким мошенничеством.
Обсчет.
Самый распространенный — недодача денег при расчете. Немного повиртуознее (это уже в супермаркетах) — когда кассир достает из-под своего стола обертку съеденного им шоколадного батончика и проводит над устройством, считывающим штрих-код. Если вы покупаете 2−3 наименования — это с вами не случится. Если 20−30 — будьте внимательны, количество товара одного вида набирается вручную и может оказаться любым. Еще один вид обсчета — завышение цен в чеке, когда в магазине нет считывателя штрих-кода. Продавец может поставить лишний нолик, пробить 91 вместо 19
Далее — манипуляция с ценами. Это делается на глазах покупателей: цена на товар зависит от того, кто покупает. Если продавцу не нравится покупатель (или он уверен, что покупатель богат и не будет спорить из-за мелочей) — цена будет завышена, иногда до безобразия (поэтому государственные инспекторы следят за тем, чтобы на всех товарах стояли наклейки с ценой).
Тяжелее всего проверить качество товара. Если есть шанс, что обманутый покупатель вернет покупку, продавец поостережется всунуть ему откровенное барахло. А вот сменить этикетку с датой годности пищевого продукта — запросто. Продать замороженное мясо или рыбу, которые в силу каких-то причин разморозились в торговой точке и потом были заморожены снова — без проблем.
Еще один вид «легкого» надувательства связан с гарантийными обещаниями производителя при продажах недорогих вещей. Это скорее не прямой обман, а манипуляция сознанием покупателя. Допустим, вы покупаете товар за 100 рублей с гарантией на 3 года (так указано в документе фирмы). «О, — говорите вы, — это солидно!» и покупаете товар. За эти годы вы уехали в другой район, далеко от торговой точки и центров обслуживания. У вас испортился ваш прибор, а срок гарантии еще не вышел. Вы захотите воспользоваться тем, что дает гарантия? Вряд ли! Ваши затраты на получение обслуживания по гарантии превысят стоимость нового товара! На этом и построена такая продажа — особенно при заказах по каталогам.
В Израиле меня поразило то, что некоторые торговые точки принадлежали государству (в год моей эмиграции — 1994 — это еще было). Мне показалось совершенно диким, что такое может быть при капитализме. И вот какие у меня были соображения на этот счет.
Когда частный владелец ведет с покупателем нечистую игру: цены на его товар заметно выше, чем в других торговых точках, качество уступает, культура обслуживания — ниже уровня пола и прочее — теряет от этого только покупатель. Но у последнего остается свобода выбора, потому что конкуренция очень высокая: ему достаточно пройти двести метров (а то и меньше) и взять такой же товар на 20−30 процентов дешевле. Торговец не выдержал конкуренции и закрылся — это только его проблема.
Когда в государственной торговой точке вас обманывают, покупатель терпит дважды: его обманывают за прилавком, он не может купить дефицитный товар, который припрятан для «нужных» людей. Он может пострадать и в третий раз, когда дефицит ему будет продан с большим завышением цены (но, как было сказано выше, если у него не будет претензий к продавцу, — все в порядке).
Возможны также прямые кражи, когда товар исчезает бесследно, без оплаты. В этом случае потребитель, гражданин страдает косвенно: деньги изымаются из оборота в чью-то пользу, они не поступают в бюджет. Следствие: нет лекарств в больницах, нет дорог, школ, не платят зарплату и пенсию…
Государственная торговля по определению создает почву для воровства. Плановое распределение товаров — причина тотального дефицита, а дефицит сам по себе — питательная почва для установления специфических отношений. «Достал по блату» — кто не слышал этой фразы? И другое изречение, дошедшее до наших дней через 60 лет: «Блат сильнее Совнаркома»!
Привожу пару цитат из упомянутой статьи:
«И все же хищения оказались отнюдь не самым главным способом обогащения продавцов. Куда проще и безопаснее было оплатить дефицитный товар в кассу магазина, а затем продать его своим людям уже по другой, гораздо более высокой цене. Прекрасно зная об этом, заведующих отделами и продавцов обкладывали данью завмаги. А с них в свою очередь взимали мзду работники торгов и складов, распределявшие дефицит и отпускавшие его в торговые точки. Правда, воровство и обман классического типа никуда не исчезли. Аппетит приходил во время еды, и труженики социалистической торговли лихо обвешивали и обсчитывали строителей коммунизма и изымали подотчетные товары без всякой оплаты».
«О масштабах происходившего можно судить и по уровню жизни руководства столичных магазинов и универмагов. К примеру, директор магазина № 32 Краснопресненского промторга в 1940 году, когда личные автомобили и мотоциклы, как считалось, выделялись лишь самым известным и передовым людям страны, имел машину, два мотоцикла и построил себе дачу, стоившую 100 тыс. руб., получая официально несколько сотен рублей в месяц. Мало того, он провел к даче асфальтовую дорогу длиной в километр. И это в то время как большинство подмосковных трасс в лучшем случае покрывалось щебенкой».
В статье также приводятся данные о результатах проверок торговых точек в дореволюционной России — они поражают размерами мошенничества!
Так что крали при Николае, при Александре, при советской власти и при капитализме тоже будут красть! Такова природа торговли! И никто из этических соображений не откажется от торговых операций, потому что «акт купли-продажи можно сравнить только с сексом» (по Р. Бендлеру).
Но не стоит отчаиваться, только будьте бдительны! И продолжайте покупать и продавать! Живите полной жизнью!
У многих народов честность не является добродетелью. В Китае, например. А на Руси раньше, да и сейчас говорят: " простота - хуже воровства ".
0 Ответить
Когда государственная торговая точка имеет вышеперечисленные прелести, при отсутствии конкуренции страдает прежде всего покупатель.
Вы не рассмотрели именно ситуацию, о которой рассказали: "В Израиле меня поразило то, что некоторые торговые точки принадлежали государству." - то есть при наличии конкуренции доходность такой торговли - забота государства.
Вспомните, и в СССР были рынки, и сейчас частный торговец даст всё свежее, лучшее, с перевесом-бонусом, лишь бы взяли у него, а не у соседа, сделает побольше скидку на товар чуть похуже и т.д.
Так что неважно, кто владелец торговой точки. Если за прилавком не он сам, контролировать наемного продавца и все его махинации ему сложно. О чем Вы и говорите: "если сделка состоялась и покупатель не считает себя обманутым – от нечестных действий продавца страдает только владелец бизнеса".
Частная торговля всегда имела набор всякого рода прелестей: обвес, обмер, обсчет, продажа залежалого товара.
...
Торговец не выдержал конкуренции и закрылся – это его личная проблема.
Поэтому не всякий торговец занимается такими прелестями. Зато слово "частная" можно спокойно опустить - государственная на это обречена, а у частника есть выбор - быть честным или терять покупателя.
Существует такое понятие как гарантия. Допустим, вы покупаете товар за 100 рублей с гарантией на 3 года (так указано в документе фирмы). За эти годы вы уехали в другой район, далеко от торговой точки и центров обслуживания. У вас испортился ваш прибор, а срок гарантии еще не вышел. Ваши затраты на получение обслуживания по гарантии превысят стоимость нового товара! На этом и построена такая продажа – особенно при заказах по каталогам.
Какая - "такая"? С гарантией? А без гарантии не бывает, по закону.
Уезжают в глушь единицы. Покупайте продукцию крупных фирм, имеющих сервисные центры по всему миру... Российские законы, например, дают покупателю выбор - обратиться за гарантийным ремонтом к продавцу или производителю. За 100 рублей никто и до киоска не дойдет, где покупал китайский будильник, но выбирая телевизор даже за 10 тысяч, разумные люди ходят именно по гарантийным мастерским, смотрят, чего там нет... Поверьте, есть там тоже очень и очень много, не пустуют они, наоборот, гарантийный ремонт затягивается надолго, поскольку ломается множество предметов бытовой и компьютерной техники.
0 Ответить
Марианна, спасибо за комментарий.
В упомянутой мной статье говорится о том, как крали при советской власти. И дело не в доходности торговой точки. Дело в том, что само явление "государственная торговля" - почва для преступлений.
Природа преступлений в торговле - стремление обогатиться так, чтобы никто это не заметил. А когда наворованное лезет наружу - завести такие связи во властных структурах, так повязать всех на дефиците, чтобы чувствовать себя в полной безопасности.
Кстати, у меня по поводу статьи никаких мыслей и не было, я даже не стал ее цитировать. Но сама история краж в торговле, начиная с 19 века, показалась мне любопытной.
Для того, чтобы экономически обосновать свой взгляд, я должен был бы провести статистическое обследование торговых точек (хотя бы десятка). У меня для этого нет физических возможностей. Факты замены дат - из личного опыта, продажи размороженных-замороженных продуктов - тоже.
Существует в Израиле и государственный контроль за торговыми точками, но он не вездесущий. Власти больше полагаются на то, что недобросовестный продавец либо сам придет в норму, либо разорится (что происходит достаточно часто). Справедливости ради следует сказать, что разорившийся продавец открывает вскоре новую торговую точку, привычки - сохраняются!
0 Ответить
Броский заголовок, а ничего конкретного. Пересказ какой-то статьи, почему просто не дать ссылку?
По поводу обоснования что все везде крадут - похоже на ворчание бабок в очереди в поликлинику. При капитализме у вас есть выбор, так что покупатель выбирает тот магазин, где крадут меньше. Поэтому образуется зависимость "крадешь меньше - продашь больше". Это же только совковые и постсовковые горе-торговцы не понимали, что для прибыли надо не цены поднимать, а обороты продаж.
А тут сумбур какой-то, из которого делается именно что брюзгливо-старушачий вывод: "хде ни живи, все равно обворують" и "продавец всегда вор".
0 Ответить
Уважаемая Жаба, спасибо за комментарий. Я поправил: ссылка в конце статьи есть, не было обозначено название и автор.
Что касается извечного ворчания в очереди в поликлинику: оно так и есть. Везде обворуют. Но понятие "обворуют" присуще только государственной торговле. В частной торговле это прибыль, маржа, как хотите. И вовсе нет прямой зависимости, которую все хотели бы видеть: больше обороты- больше прибыли.
Есть другие обстоятельства, о которых я не писал (это не интересно российской публике): почему, несмотря на завышение цен, обман, хамство, в лавочке может годами сохраняться стабильная клиентура. Причем все жалуются на это - и продолжают покупать в той же лавке.
Что касается пропорции "больше обороты - больше прибыли": в целом она существует, но в частности может установиться такой баланс, когда продавцу выгодно держать меньше оборот и выше цены. Почему? Да потому что его собственные затраты труда не растут.
А в целом вы правы, все равно где-нибудь, когда-нибудь, кто-нибудь вас обманет. И хорошо, если вы при этом останетесь довольны.
0 Ответить
Борис, за статью 5
Мне кажется, отказаться от торговых операций невозможно не по этическим соображениям, а по чисто материальным
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валя, спасибо за оценку и комментарий.
Торговля - это часть нашей жизни. Мы все время торгуемся: с самого рождения - за мамину грудь, позже - за лакомство за столом, потом - за награду по поводу сделанных домашних дел...
Другое дело, что в этих операциях нет денежных знаков, они приходят в быт с возрастом и необходимостью выйти в люди.
А обман - да вся наша жизнь состоит из мелких обманов. Вы кому-то пообещали, что придете в гости - и нашли повод не пойти (или наоборот).
Торговля отличается от всего остального только всеобщим эквивалентом - деньгами.
Так что не спите! Может быть, потери будут меньше!
0 Ответить