• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Борис Рохленко Грандмастер

Проснитесь! Вас обокрали! Бывает ли торговля честной?

Недавно мне на глаза попалась статья Евгения Жирнова («Коммерсант») «Торговля крадет добро». Очень интересный материал по истории советской торговли, точнее, государственной торговли. Вот это последнее уточнение очень важно!

Для начала надо определиться с терминологией, а именно: что такое торговля и что такое кража. «Торговля — вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». «Кража — преступное действие, направленное на завладение чужим имуществом, денежными средствами и тому подобным. Предполагает скрытное сознательно совершение порицаемого обществом действия — в отличие от грабежа, разбоя и пр.».

Кража в торговле предполагает изъятие в пользу торговца (и/или его сообщников) материальных ценностей или денежных средств, причем такое изъятие наносит ущерб владельцу торгового дела — государству, частной компании или хозяину торговой точки.

Попутно заметим, что кража как бы не наносит прямого ущерба покупателю, он сам отдает деньги. От него скрыты некоторые особенности сделки: это может быть качество или рыночная цена товара. Но если сделка состоялась и покупатель не считает себя обманутым, от нечестных действий продавца страдает только владелец бизнеса.

Торговля всегда имела джентльменский набор: обвес, обмер, обсчет, продажа залежалого товара…

Обвес.
В те времена, когда весы были рычажными — использовались гири с неполным весом. Они все подлежали поверке и клеймению, но между поверками… Манипуляции с весами были очень и очень распространены. Продавец кидает товар и не дает весам успокоиться, чтобы покупатель увидел: отвешено точно. Современный вид обвеса — использование упаковки и тары, заметно повышающих суммарный вес товара. Например, вы на вес покупаете выпечку. Ее можно упаковать в пластиковый пакет, в бумажный пакет и в картонную коробку. Продавец, как правило, будет предлагать вам картон, потому что он тяжелее. Мелочь, а все в дом!

Обмер.
Самый простой вид обмера — прокинуть метр. Это случалось, когда покупатель брал не один-два метра ткани, а с десяток. Обмер посложнее — натягивание ткани при отрезке куска. Скажем, в штуке ткани 40 метров. Если ее тянуть — глядишь, на платье или (в крайнем случае) на юбку останется.

Если вы берете много ткани — будьте внимательны: вам могут продать материю с изъянами. И хорошо, если продавец потом согласится компенсировать вам убытки, вызванные таким мошенничеством.

Обсчет.
Самый распространенный — недодача денег при расчете. Немного повиртуознее (это уже в супермаркетах) — когда кассир достает из-под своего стола обертку съеденного им шоколадного батончика и проводит над устройством, считывающим штрих-код. Если вы покупаете 2−3 наименования — это с вами не случится. Если 20−30 — будьте внимательны, количество товара одного вида набирается вручную и может оказаться любым. Еще один вид обсчета — завышение цен в чеке, когда в магазине нет считывателя штрих-кода. Продавец может поставить лишний нолик, пробить 91 вместо 19 и т. п.

Далее — манипуляция с ценами. Это делается на глазах покупателей: цена на товар зависит от того, кто покупает. Если продавцу не нравится покупатель (или он уверен, что покупатель богат и не будет спорить из-за мелочей) — цена будет завышена, иногда до безобразия (поэтому государственные инспекторы следят за тем, чтобы на всех товарах стояли наклейки с ценой).

Тяжелее всего проверить качество товара. Если есть шанс, что обманутый покупатель вернет покупку, продавец поостережется всунуть ему откровенное барахло. А вот сменить этикетку с датой годности пищевого продукта — запросто. Продать замороженное мясо или рыбу, которые в силу каких-то причин разморозились в торговой точке и потом были заморожены снова — без проблем.

Еще один вид «легкого» надувательства связан с гарантийными обещаниями производителя при продажах недорогих вещей. Это скорее не прямой обман, а манипуляция сознанием покупателя. Допустим, вы покупаете товар за 100 рублей с гарантией на 3 года (так указано в документе фирмы). «О, — говорите вы, — это солидно!» и покупаете товар. За эти годы вы уехали в другой район, далеко от торговой точки и центров обслуживания. У вас испортился ваш прибор, а срок гарантии еще не вышел. Вы захотите воспользоваться тем, что дает гарантия? Вряд ли! Ваши затраты на получение обслуживания по гарантии превысят стоимость нового товара! На этом и построена такая продажа — особенно при заказах по каталогам.

В Израиле меня поразило то, что некоторые торговые точки принадлежали государству (в год моей эмиграции — 1994 — это еще было). Мне показалось совершенно диким, что такое может быть при капитализме. И вот какие у меня были соображения на этот счет.

Когда частный владелец ведет с покупателем нечистую игру: цены на его товар заметно выше, чем в других торговых точках, качество уступает, культура обслуживания — ниже уровня пола и прочее — теряет от этого только покупатель. Но у последнего остается свобода выбора, потому что конкуренция очень высокая: ему достаточно пройти двести метров (а то и меньше) и взять такой же товар на 20−30 процентов дешевле. Торговец не выдержал конкуренции и закрылся — это только его проблема.

Когда в государственной торговой точке вас обманывают, покупатель терпит дважды: его обманывают за прилавком, он не может купить дефицитный товар, который припрятан для «нужных» людей. Он может пострадать и в третий раз, когда дефицит ему будет продан с большим завышением цены (но, как было сказано выше, если у него не будет претензий к продавцу, — все в порядке).

Возможны также прямые кражи, когда товар исчезает бесследно, без оплаты. В этом случае потребитель, гражданин страдает косвенно: деньги изымаются из оборота в чью-то пользу, они не поступают в бюджет. Следствие: нет лекарств в больницах, нет дорог, школ, не платят зарплату и пенсию…

Государственная торговля по определению создает почву для воровства. Плановое распределение товаров — причина тотального дефицита, а дефицит сам по себе — питательная почва для установления специфических отношений. «Достал по блату» — кто не слышал этой фразы? И другое изречение, дошедшее до наших дней через 60 лет: «Блат сильнее Совнаркома»!

Привожу пару цитат из упомянутой статьи:

«И все же хищения оказались отнюдь не самым главным способом обогащения продавцов. Куда проще и безопаснее было оплатить дефицитный товар в кассу магазина, а затем продать его своим людям уже по другой, гораздо более высокой цене. Прекрасно зная об этом, заведующих отделами и продавцов обкладывали данью завмаги. А с них в свою очередь взимали мзду работники торгов и складов, распределявшие дефицит и отпускавшие его в торговые точки. Правда, воровство и обман классического типа никуда не исчезли. Аппетит приходил во время еды, и труженики социалистической торговли лихо обвешивали и обсчитывали строителей коммунизма и изымали подотчетные товары без всякой оплаты».

«О масштабах происходившего можно судить и по уровню жизни руководства столичных магазинов и универмагов. К примеру, директор магазина № 32 Краснопресненского промторга в 1940 году, когда личные автомобили и мотоциклы, как считалось, выделялись лишь самым известным и передовым людям страны, имел машину, два мотоцикла и построил себе дачу, стоившую 100 тыс. руб., получая официально несколько сотен рублей в месяц. Мало того, он провел к даче асфальтовую дорогу длиной в километр. И это в то время как большинство подмосковных трасс в лучшем случае покрывалось щебенкой».

В статье также приводятся данные о результатах проверок торговых точек в дореволюционной России — они поражают размерами мошенничества!

Так что крали при Николае, при Александре, при советской власти и при капитализме тоже будут красть! Такова природа торговли! И никто из этических соображений не откажется от торговых операций, потому что «акт купли-продажи можно сравнить только с сексом» (по Р. Бендлеру).

Но не стоит отчаиваться, только будьте бдительны! И продолжайте покупать и продавать! Живите полной жизнью!

Статья опубликована в выпуске 8.05.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У многих народов честность не является добродетелью. В Китае, например. А на Руси раньше, да и сейчас говорят: " простота - хуже воровства ".

  • Когда государственная торговая точка имеет вышеперечисленные прелести, при отсутствии конкуренции страдает прежде всего покупатель.

    Вы не рассмотрели именно ситуацию, о которой рассказали: "В Израиле меня поразило то, что некоторые торговые точки принадлежали государству." - то есть при наличии конкуренции доходность такой торговли - забота государства.
    Вспомните, и в СССР были рынки, и сейчас частный торговец даст всё свежее, лучшее, с перевесом-бонусом, лишь бы взяли у него, а не у соседа, сделает побольше скидку на товар чуть похуже и т.д.
    Так что неважно, кто владелец торговой точки. Если за прилавком не он сам, контролировать наемного продавца и все его махинации ему сложно. О чем Вы и говорите: "если сделка состоялась и покупатель не считает себя обманутым – от нечестных действий продавца страдает только владелец бизнеса".

    Частная торговля всегда имела набор всякого рода прелестей: обвес, обмер, обсчет, продажа залежалого товара.
    ...
    Торговец не выдержал конкуренции и закрылся – это его личная проблема.


    Поэтому не всякий торговец занимается такими прелестями. Зато слово "частная" можно спокойно опустить - государственная на это обречена, а у частника есть выбор - быть честным или терять покупателя.

    Существует такое понятие как гарантия. Допустим, вы покупаете товар за 100 рублей с гарантией на 3 года (так указано в документе фирмы). За эти годы вы уехали в другой район, далеко от торговой точки и центров обслуживания. У вас испортился ваш прибор, а срок гарантии еще не вышел. Ваши затраты на получение обслуживания по гарантии превысят стоимость нового товара! На этом и построена такая продажа – особенно при заказах по каталогам.

    Какая - "такая"? С гарантией? А без гарантии не бывает, по закону.
    Уезжают в глушь единицы. Покупайте продукцию крупных фирм, имеющих сервисные центры по всему миру... Российские законы, например, дают покупателю выбор - обратиться за гарантийным ремонтом к продавцу или производителю. За 100 рублей никто и до киоска не дойдет, где покупал китайский будильник, но выбирая телевизор даже за 10 тысяч, разумные люди ходят именно по гарантийным мастерским, смотрят, чего там нет... Поверьте, есть там тоже очень и очень много, не пустуют они, наоборот, гарантийный ремонт затягивается надолго, поскольку ломается множество предметов бытовой и компьютерной техники.

    • Марианна, спасибо за комментарий.

      В упомянутой мной статье говорится о том, как крали при советской власти. И дело не в доходности торговой точки. Дело в том, что само явление "государственная торговля" - почва для преступлений.

      Природа преступлений в торговле - стремление обогатиться так, чтобы никто это не заметил. А когда наворованное лезет наружу - завести такие связи во властных структурах, так повязать всех на дефиците, чтобы чувствовать себя в полной безопасности.

      Кстати, у меня по поводу статьи никаких мыслей и не было, я даже не стал ее цитировать. Но сама история краж в торговле, начиная с 19 века, показалась мне любопытной.

      Для того, чтобы экономически обосновать свой взгляд, я должен был бы провести статистическое обследование торговых точек (хотя бы десятка). У меня для этого нет физических возможностей. Факты замены дат - из личного опыта, продажи размороженных-замороженных продуктов - тоже.

      Существует в Израиле и государственный контроль за торговыми точками, но он не вездесущий. Власти больше полагаются на то, что недобросовестный продавец либо сам придет в норму, либо разорится (что происходит достаточно часто). Справедливости ради следует сказать, что разорившийся продавец открывает вскоре новую торговую точку, привычки - сохраняются!

  • Броский заголовок, а ничего конкретного. Пересказ какой-то статьи, почему просто не дать ссылку?

    По поводу обоснования что все везде крадут - похоже на ворчание бабок в очереди в поликлинику. При капитализме у вас есть выбор, так что покупатель выбирает тот магазин, где крадут меньше. Поэтому образуется зависимость "крадешь меньше - продашь больше". Это же только совковые и постсовковые горе-торговцы не понимали, что для прибыли надо не цены поднимать, а обороты продаж.
    А тут сумбур какой-то, из которого делается именно что брюзгливо-старушачий вывод: "хде ни живи, все равно обворують" и "продавец всегда вор".

    • Уважаемая Жаба, спасибо за комментарий. Я поправил: ссылка в конце статьи есть, не было обозначено название и автор.

      Что касается извечного ворчания в очереди в поликлинику: оно так и есть. Везде обворуют. Но понятие "обворуют" присуще только государственной торговле. В частной торговле это прибыль, маржа, как хотите. И вовсе нет прямой зависимости, которую все хотели бы видеть: больше обороты- больше прибыли.

      Есть другие обстоятельства, о которых я не писал (это не интересно российской публике): почему, несмотря на завышение цен, обман, хамство, в лавочке может годами сохраняться стабильная клиентура. Причем все жалуются на это - и продолжают покупать в той же лавке.

      Что касается пропорции "больше обороты - больше прибыли": в целом она существует, но в частности может установиться такой баланс, когда продавцу выгодно держать меньше оборот и выше цены. Почему? Да потому что его собственные затраты труда не растут.

      А в целом вы правы, все равно где-нибудь, когда-нибудь, кто-нибудь вас обманет. И хорошо, если вы при этом останетесь довольны.

  • Борис, за статью 5
    Мне кажется, отказаться от торговых операций невозможно не по этическим соображениям, а по чисто материальным

    Оценка статьи: 5

    • Валя, спасибо за оценку и комментарий.

      Торговля - это часть нашей жизни. Мы все время торгуемся: с самого рождения - за мамину грудь, позже - за лакомство за столом, потом - за награду по поводу сделанных домашних дел...

      Другое дело, что в этих операциях нет денежных знаков, они приходят в быт с возрастом и необходимостью выйти в люди.

      А обман - да вся наша жизнь состоит из мелких обманов. Вы кому-то пообещали, что придете в гости - и нашли повод не пойти (или наоборот).

      Торговля отличается от всего остального только всеобщим эквивалентом - деньгами.

      Так что не спите! Может быть, потери будут меньше!