Законы и безопасность
Ростислав Глинка Дебютант

Что мы знаем о мусульманском праве?

Ислам входит в число трех мировых религий, около тридцати государств признают его в качестве государственной религии. Более 800 миллионов мусульман в своей повседневной жизни руководствуются нормами своего Священного писания. Однако значение Корана для последователей Мухаммеда не ограничивается религиозной сферой.

С момента зарождения в VII в н.э. ислам стремился объять все сферы жизни рядового мусульманина. Со временем религиозные положения ислама приобрели юридическую силу и были объединены в единую систему мусульманского права. Эта система стала одной из важнейших составляющих правового климата современной цивилизации, наряду с англо-саксонской и романо-германской «правовыми семьями».

Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, в которых заложены фундаментальные принципы правовой доктрины мусульман. Среди этих принципов есть декларативные положения, например: «Будьте стойки и справедливы», «Судите по справедливости» и т. д. Вместе с тем значительное внимание уделяется и более конкретным правовым нормам.

Так, в Коране подробно освещены отношения семейного права, закладываются основы наследственного права и договорных отношений, уделяется внимание вопросу дееспособности: «Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это… А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости».

После смерти Мухаммеда развитие мусульманского права вступило в новую фазу. Общество развивалось, складывались новые институты, возникали новые отношения, поэтому разрозненные нормы Корана и Сунны нуждались в систематизации и толковании. Вплоть до середины X века ученые-правоведы, которые непременно должны были быть признанными знатоками ислама, давали свое толкование нормам и принципам, заложенным в Священных книгах. Одним из важнейших источников мусульманского права становится иджма — единогласное мнение правоведов по конкретному вопросу.

В соответствии с принципом иджтихада судья мог выносить решение по своему усмотрению, когда нормы Корана и Сунны умалчивали о том, как следует решить конкретное дело. При этом служитель закона неизменно руководствовался принципом справедливости и применял общепризнанный метод правового суждения по аналогии — кияс.

Таким образом, Коран и Сунна составляют первую группу источников мусульманского права, иджма и кияс — вторую группу. Все эти источники рождали действующие нормы права и в совокупности стали стержнем правовой доктрины мусульман. На основе этой доктрины действует шариат — «путь следования», угодные Аллаху предписания, имеющие юридическую силу.

К концу X века основы мусульманского права были окончательно оформлены. С XI века утрачивает силу принцип абсолютного иджтихада, то есть непосредственного толкования норм Корана и Сунны. Шариат вступает в фазу таклида — исполнения существующих правовых предписаний. С этих пор в рамках догмы мусульманского права новые нормы не создаются — действуют лишь те правила и принципы, которые признаны иджмой.

В отличие от европейской правовой традиции, нормы шариата не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности перед Всевышним. Предписания носят императивный (властный, приказной) характер. Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман. Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.

Кроме писаного права, в мусульманских странах сохраняются правовые обычаи — адаты, отвечающие местным традициям. Они действуют наряду с шариатом. Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени. Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариата.

В настоящее время мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды.

Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними.

Обновлено 25.08.2008
Статья размещена на сайте 27.07.2008

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ростислав Глинка, возможно я не по-теме, но задумайтесь, почему, например, в Сирии или Саудовской Аравии продавец какого-нибудь магазина спокойно может отлучиться на час или два не закрыв дверей, и при возвращении все лежит на месте... в этих странах ничтожный процент воровства, наркотиков, алкоголиков... у них за воровство отрезают руку - у нас через несколько лет выходит из "зоны" тот же вор (тюрьма давно уже не исправляет...), и сколько он людей обворует, пока опять не сядет (а ведь он когда-то был хорошим парнем, чьим-то сыном...), дальше убийцы, насильники, наркоторговцы... Жестоко? возможно... а калечить жизнь оступившемуся на"зоне", после чего выпускать уже "зверя" на свободу?! почему мать троих детей остается без трусливого мужа и становится алкоголичкой? почему во многих "развитых" странах все меньше и меньше несовершеннолетних девственниц?... гомосексуалисты, лесбиянки... может не мусульманское право и законы надо бояться?... мне искренне больно видеть эту картину! "что мы знаем о мусульманском праве?" - кто искренне хочет узнать, не будет искать шаблонное определение.
    "Коран" смысловой перевод Эльмира Кулиева, свод достоверных хадисов имама Аль-Бухари и имама Муслима. написанное в этих книгах даже и не снилось исследователям мусульманского права! Прошу извинить!

  • о статье

    Статья информативна. Все, что анонсировано - освещено. Кратко? Да. Для слегка подготовленного читателя - в самый раз.
    Все, что хотел узнать, я получил. Есть начальная информация для самостоятельного изучения вопроса. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Это - ниже пояса, но я держу и это. Что я имею к исламу, кроме уважения? А мусульманское ПРАВО я хочу видеть только в мусульманских республиках, но не в моей, а в чьей-то мусульманской. Вот тогда я приеду к вам по всем правилам шариата и с уважением. Но когда в моей стране кучка мусульман возымеет право устанавливать ИХ право - позволю себе указать им место. Что-то не так? Ничего не имею против, но дома, дома.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 августа 2008 в 14:23

      Так и они дома. Граждане. Америки, Германии, Франции, России... И их все больше. И они имеют право избирать и быть избранными, а значит - проводить в жизнь новые законы... Для большинства населения, которое вполне может через не так уж много лет стать мусульманским.

      • читать дальше →

        • +1

          только один вопрос: а что такое "А после 9.11 на многих арабских номерах машин появились такие :US PAID 4. И за это нельзя арестовать, только морду набить." ? я не совсем поняла эту надпись на машине..в смысле Америка заплатит за..?

          Оценка статьи: 4

          • Ага. Заплатила за все. За право их теток ходить в мордах закутанных, за нашу политтерпимость строить на наших, моих налогами оплаченнных землях, их мечети. Лично я уже заплатила 4. И мужик мой. А они у меня за углом резвяться как пилотировать. Моя старшая сейчас курс берет на сесне летать. Как было половину странных фамилий, так и есть в ее группе. Все граждане США. Я распечатку ее счета спецаильно засейвала у себя.

      • да, с юридической точки зрения могут. но как то это.. неправильно. многие вещи, которые есть у каждого народа, сложились в культуре исторически. и когда одна волна, накрывает другую, это грустно..не потому что что-то лучше а что то не очень..просто...печально всё это, когда в своём доме ты оказываешься чужим...

        Оценка статьи: 4

  • Предпоследний абзац - "под воздействиеМ".

    Западная цивилизация *должна* осознавать важность внешних и внутренних влияний на мусульманское право и считаться с ними? Звучит немного забавно.

    • Не убедительно. Конспективно. Вопрос был поставлен громаден - о сути мусульманства, о чистоте Корана, как учения. И вот так все испортить безлико. Сорри, автор. Вы бы хоть с муллой умным посовтовались. Извините.