Итак, вы можете смело, без разрешения властей издавать газету или журнал тиражом в 999 экземпляров. Потом раскладывать печатную продукцию по конвертам и рассылать для чтения влиятельным людям, например, премьер-министру Путину, английской королеве Елизавете, Папе Римскому… Список легко продолжить. Станет ли такое СМИ агентом влияния? Вопрос риторический.
Ещё можно сделать сайт в Интернете (лучше не в домене ru), обозвать его интернет-газетой (или журналом) и резвиться на нём, как заблагорассудится. Если такое СМИ находится не в доменах ru, su или rf, то на него не распространяется законодательство Российской Федерации. В подобном СМИ вы можете с самозабвением размещать подкасты, клипы, видеоролики, в том числе оппозиционной направленности, выпускать программы в прямом эфире, критикуя Генерального прокурора, Патриарха, Премьер-министра и Президента. Всё это можно делать, сидя за компьютером и не выходя из дома. После чего вы будете гордо именоваться владельцем независимого СМИ. Оно действительно будет независимым ни от чего, кроме ваших желаний; оно будет независимым даже от зрителей. Однако и смотреть его будут считанные единицы интернет-пользователей, случайно наткнувшихся на ваше творение.
Если же говорить о зарегистрированных СМИ, то в современной России дешевле всего (но не проще) открыть собственную радиостанцию. Качественный журнал, а тем более общественно-политическую ежедневную газету осилит только богатый человек. Ну, а метровый или дециметровый телеканал способен содержать лишь олигарх, да и то не каждый.
Чтобы зарегистрировать СМИ, надо заполнить стандартное заявление о регистрации, уплатить относительно небольшой регистрационный сбор и подать документы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Роскомнадзор) или в соответствующий территориальный орган.
В заявлении о регистрации обязательно должны быть приведены сведения об учредителе СМИ. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если говорить о гражданах, то исключений не так уж и много (ст. 7 закона «О СМИ»): отсекаются душевнобольные, недееспособные, отбывающие наказание в местах лишения свободы и те, кому меньше восемнадцати лет. Также не может быть учредителем российского СМИ гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. А в соответствии со статьёй 19.1 закона «О СМИ» гражданин России, имеющий двойное гражданство, не вправе быть учредителем теле- и видеопрограмм.
Месяц даётся регистрирующему органу, чтобы рассмотреть ваше заявление и… отказать вам. Либо выдать свидетельство установленного образца о регистрации отечественного СМИ. После чего вы как учредитель имеете право приступать к производству продукции СМИ, причём это право сохраняется за вами в течение целого года. Пропустите год — пеняйте на себя: суд может признать ваше свидетельство недействительным. Именно так гласит закон.
Весьма важной представляется фраза в статье 19 закона «О СМИ»: «Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме». Если может быть, то соответственно может и не быть. При этом в статье 18 закона «О СМИ» указано: «Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции». Таким образом, разрешается осуществлять деятельность СМИ через учредителя, который, по сути, становится его владельцем. Путь от подачи заявления на регистрацию, где вы поставили свою мужественную подпись, до превращения в медиамагната можно одолеть в сегодняшней России за один месяц.
…Дальше надо решить, а для чего вы стали учредителем СМИ? Зачем вам нужна эта головная боль в виде собственной газеты или радиостанции? Может быть, вам больше подходит территория грёз, где на идеально подстриженной лужайке бродят павлины, маленькие дети играют с черепахой, а доверчивый пони трогательно лижет сахар с вашей ладони. Короче, разве вам не по карману стабильность и благополучие? Владея частным СМИ, это не получится.
Андрей Гусев, занятно, но теория разбивается вдребезги о суровую российскую действительность
0 Ответить
Ольга Забалуева,
в данном случае теория вдребезги не разбивается.
Пример: я являюсь соучредителем двух российских федеральных СМИ — газеты (с 1992 года) и журнала (с 1993 года).
0 Ответить
Андрей Гусев, я лично знаю человека, у которого не получилось за отведенный год согласовать частоту м/у минкомсвязи, фсб и кажется надзором в сфере связи, а может еще кем... не помню... в общем оборудование пришлось продавать так и не выпустив ни одной радиопередачи.
0 Ответить
Ольга Забалуева,
ну да, именно об этом я и писал: собственное радио — самый дешёвый, но одновременно и самый сложный проект.
0 Ответить
Андрей Гусев, а можете написать статью о подводных камнях открытия радиостанции? я б почитала...
0 Ответить
Ольга, моя статья о радиостанции опубликована на «ШЖ» ещё три года назад. Наверно, вы не заметили гиперссылку. Повторяю: «Как открыть собственную радиостанцию и зачем это нужно?» (https://www.shkolazhizni.ru/job/articles/3743/ )
0 Ответить
Андрей Гусев, конечно заметила и прочла Поэтому и хочется про подводные камни именно открытия, а потом уже думать о нуле, прибыли, способах раскрутки...
0 Ответить
Вроде бы, всё написано.
Радиопрограмма регистрируется так же, как газета или журнал. Для получения лицензии на вещание обычно надо участвовать в конкурсе. Конкурс можно выиграть, исходя из знания того, что в России процветает экономика РОЗ (распил, откат, занос). Занос – это до... откат – после.
0 Ответить
спасибо. интересно было почитать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Георгий Храмов,
O.K.!
0 Ответить