Законы и безопасность
Ирина Литновская Грандмастер

Какая государственная реформа нужна, чтобы вытащить детей из подворотен и Сети?

Детский досуг полностью ложится на плечи родителей. Притом что большую часть жизни ребенок проводит в стенах школы, где формируется его личность, культурный уровень, жизнестойкость и прочие важные черты и навыки. Есть в вашем классе мамы с известным предметом в попе? Считай, вам повезло: чадо обегает весь город, получит прививку культуры.

Фото: Pixabay.com

Но дело в том, что одиночными вылазками ситуацию не поправишь. Вы не вытащите детей из Сети. В Сети сидят те, кому в реальной жизни скучно, у кого «завалялось» на это время. И если мы действительно хотим вернуть детей в реальность, если хотим, чтобы они не велись на смертоносные детские игры, наподобие «синих китов», не ходили на митинги «псевдо- чегевар», рискуя оказаться за решеткой, мы должны предложить им что-то взамен, не менее интересное.

Нельзя запретить соцсети, но заставить их работать на себя — вполне реально. И это требует более глубокого планомерного целенаправленного вмешательства на государственном уровне. Я бы сказала — тотального, ибо социальный и ментальный уровень семей в школах различается колоссально, и некоторые вещи нельзя слепо отдавать на откуп родителям. Кто-то нагрузит ребенка так, что ему и дышать будет некогда, кому-то на ребенка наплевать, а кто-то надеется выехать за счет других, да мало ли разного люда в России-матушке.

Средства, выделяемые из бюджета на организованный отдых, ничтожно малы. На них удается провести не более 1−2 поездок в год, причем далеко не в самые интересные места. В то же время потребность составляет не менее 1 раза в месяц, а то и более. Лично мне удается «вытаскивать» три класса почти в полном составе 2−3 раза в месяц.

Чем разнообразней мероприятия, чем больше дети контактируют с учеными, с творческими людьми — тем лучше, ибо для подростка слово чужого человека весит куда больше слова «мапы». В таком случае пусть лучше слушают ученых, чем не пойми кого.

Раньше была пионерская организация. Кому- то в ней нравилось, но в нынешних условиях она не сработает, слишком тоталитарным было ее устройство. Я знаю, о чем говорю. Сейчас другие времена. Нужна государственная реформа, затрагивающая одновременно и учреждения образования, и учреждения культуры.

Ее цели:

1. Повышение образовательного и культурного роста школьников, устранение социального неравенства, разрыва в культурном уровне между слоями населения, организация досуга и направление энергии молодежи в позитивное русло.

2. Повышение взаимодействия между государственными учреждениями, отвечающими за дополнительное образование детей.

Какая государственная реформа нужна, чтобы вытащить детей из подворотен и Сети?
Фото: Depositphotos

Откуда брать деньги?

Государство заявляет, что воспитание молодежи — это его прямой интерес. Предложенные меры — прекрасный способ проверить, так ли это на самом деле. Вытащить детей из подворотен и Сети не так уж технически сложно.

Музеи должны оплачиваться государством через бюджеты школ. Таким образом, средства не покинут системы, а лишь распределятся между учреждениями. Возможно установление единой цены для школ: скажем, 2000 руб. за экскурсию на один класс. Недостающие средства доберутся продажей сувенирной продукции. Единый пропускной порог — класс. Сейчас музеи сами устанавливают, сколько детей должно быть в группе, это порождает неравенство.

Необходима электронная отчетность. Контроль за тем, чтобы в самые интересные музеи ходили дети из класса, а не дети администрации школы, осуществит родительский комитет. Родители также обеспечивают проезд и сопровождение. Надо стимулировать продажу сувенирной и печатной продукции в самом музее, размещать рекламу в стенах школы на специальном стенде бесплатно, что обеспечит приток частных посетителей.

Кто организует?

Необходимо отдельное должностное лицо в штате школы. Это может быть студент или взрослый человек и т. д. Как показывает практика, порой достаточно иметь шило в попе, чтобы всё организовать. Но он не должен быть членом родкомитета.

Его обязанности:

1. Анализ и подбор экскурсии по возрасту и проходимым темам. Это должны быть всесторонние мероприятия: гуманитарные, творческие, спортивные и естественно-научные. Это позволит ребенку выбрать, в какой среде ему комфортней.

2. Опрос родителей, какие мероприятия они считают нужным посетить.

3. Согласование планов с руководством.

3. «Встраивание» выездов в расписание класса.

4. Решение оргвопросов с учреждениями культуры, контроль за бронью и оплатой. Оплата должна быть безналичной, наличные не должны фигурировать в расчетах.

5. Решение вопросов сопровождения.

6. Контроль над исполнением.

Какая государственная реформа нужна, чтобы вытащить детей из подворотен и Сети?
Фото: Depositphotos

Когда ездить?

Многим этот вопрос кажется сложным, в то время как он один из самых простых. Достаточно правильно заявиться, и родители со временем станут подстраиваться под режим школы, как подстраиваются под общее расписание. По моему опыту, лишь 2% из класса игнорируют общие мероприятия, остальные понимают их важность.

Возможно назначение единого дня поездок — скажем, определенное число месяца. Возможно чередование будней и выходных дней. Согласование планов с родителями обеспечит понижение числа «прогульщиков». Люди пойдут туда, где интересно и к тому же оплачено. Посещение музеев можно заменить приездом музеев в школы во время эпидемий. В хорошую погоду возможны прогулки с экскурсоводом. Все это есть, но требует планомерной оргработы.

И главное в обеспечении посещаемости: чтобы поездка не стала пустым выхлопом, нужны какие-то выводы по ее итогам. От сочинения до совместной проектной работы, но не на компьютере, а в виде плаката с фотографиями (который можно разместить в холле). Или конференция, интеллектуальная игра. То есть нечто, вынуждающее людей встречаться по позитивному поводу и работать вместе. И как вариант — создание страниц в той же Сети, посвященных поездкам, что позволит наполнить смыслом ту часть времени, которую ребенок так или иначе проведет в Интернете.


Что еще почитать по теме?

Школьные проблемы. Почему ребенок плохо учится?
Почему нужно запретить социальные сети?
Уборка класса. Можно ли реанимировать старую добрую традицию?

Обновлено 15.04.2017
Статья размещена на сайте 12.04.2017

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: