Портрет мечтателя столь же несовместим с ограниченными рамками, как и то, что искусство — только Пикассо. Многое зависит от возраста, мировоззрения, характерных черт конкретного представителя сообщества, и даже его ролевых ожиданий. И все-таки есть типичные признаки.
Согласно концепции американских исследователей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува, приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение которых — при условном сравнении в соответствующем возрасте — заметно отличается от убеждений предшественников. Штраус и Хоув предложили типизацию поколений «бэби-бумеров», Х, Y, Z и Альфа.
Типизация условно формализована, ибо на «границах поколений» можно фиксировать разные признаки, свойственные и раннему, и позднему типу. Но надо же от чего-то отталкиваться. А общее у них то, что в сокровенной области истинной мечты мужчины замкнуты, отшучиваются односложными формальными ответами и не каждому раскроют душу. И да, душа есть у мужчины, хоть ее не принято выставлять напоказ.
Разные ожидания
Состоявшийся мужчина Вадим Лысенко, уверенно стоящий на ногах в свои 37 лет, откровенно рассказал, что на каждое 23 февраля получает в подарок ручки. И прошедший праздник исключением не стал. Авторучки, а также носки, иное нижнее белье и туалетные принадлежности, а иногда недорогую парфюмерию ему дарят представительницы ближайшего круга общения.
— Что хотел получить в этом году? — спросил я с надеждой в голосе.
— Что-то необычное, не то, что раньше, — был ответ представителя поколения «X».
И оказалось, что от близкого друга, женщины, он хотел бы получить «общую радость» — в форме билета в кино, театр, оплаты ужина, как вариант — небольшого путешествия вдвоем. Причем все желания в обязательной связке — совместного удовольствия.
Вот он типичный мужской ответ и подход, подумал я. Он хочет, чтобы раз в год оплатила «она», а время, проведенное вместе, запомнилось обоим. Если речь идет не о личном — скромный наш современник хотел бы получить в подарок… хорошую книгу. Потому что любит читать. Довольно необычное желание в наши дни.
По поводу общения с ним согласен 24-летний, ранее служивший один год в российской армии, романтик Алексей Ложкинен. Этот представитель поколения «Y» до сих пор мечтает о прогулке по ночному городу с дамой сердца, о долгих задушевных разговорах. C удовольствием бы принял в подарок прыжок с парашютом с самолета или — вариативно — поучаствовал бы в игре в пейнтбол или побывал «две недели на любом море, где есть солнце, чтобы вдоволь валяться на песке, последнее — самое желаемое».
Отмечающий 32-й день рождения за два дня до праздника мужчина по имени Даниил сообщил, что для него от любимой теплых и добрых слов достаточно. А мечтает он об уюте в доме, тихой мирной жизни («мир во всем мире») и земном счастье с женой-христианкой.
Еще один шаблон, который хочется опровергнуть в отношении настоящих и бывших военных, сотрудников органов, в целом — «силовиков». Их почему-то считают настоящими мужчинами. Ходит преядовитейшее суждение, будто в означенных структурах «нет женщин — есть офицеры», а у мужчин в погонах формируется упрощенное восприятие картины мира.
Вовсе нет! Люди — они и в Африке люди. Душевные струны мужчин, привычных к статусу и командным должностям, вы заставите звучать не пресс-папье с гербом страны и стопками в красивом наборе. И даже не саблей с клеймом г. Кизляр, бутафорией они уже насыщены. А удачно, сиречь тщательно подобранным к костюму — рубашке, галстуку, запонкам с драгметаллами и совместному культурному ужину где-нибудь на горной вершине в окрестностях Монблана.
И мешочек зеленого чая
Надо заметить, что все опрошенные мужчины, а их было два десятка, отличались тем, что спокойно, без позы, с конкретикой отвечали на мои внезапные вопросы. И если мне удалось уточнить некоторые моменты с высокой степенью откровенности изложенные, то женщина смогла бы выведать у них самое сокровенное.
Но важен и другой аспект. Нередко любящий, заинтересованный мужчина перед своей «канимурой» скромничает, не желая по великодушию обидеть ее нескромным запросом. Поэтому и придумывает простые желания, а передо мной стесняться-то нечего: я сразу в интервью заявляю, что «за спрос не бьют, и даже не расстреливают».
Знакомому представителю поколения «бэби-бумеров», возраст которого чуть больше 60-ти, по специальности строителю, женщины дарят исключительно строительные инструменты, иногда качественные и дорогие. Ему приятно, что не одинаковые, иначе от сотни разных отверток можно было бы спятить. А самый выдающийся по неожиданности подарок, кой пока имел удовольствие получить в праздник автор этих строк — мешочек престижного зеленого чая.
Может показаться неожиданным, что мужчины предполагают подарки не только от женщин в своих настоящих и будущих семьях, но и от руководителей. Один мечтает о долгожданном сане дьякона, другой — о долгосрочной, хорошо оплачиваемой командировке, третий — о должности начальника отдела, на которую претендуют несколько соискателей-коллег, четвертый банально — о премии к празднику. И кто теперь скажет, что мужчины не романтики: ведь и нам не чуждо ничто человеческое.
По доступной статистике ясно, что в текущем году в топе подарков на мужской праздник были электромассажеры (при сравнительном росте с прошлым годом на 400%), парогенераторы, электрические зубные щетки, триммеры, виртуальные игры и предметы к ним, зажигалки, электронные книги, электроинструмент, набор сверл, прочие безделушки и так далее.
Разумеется, сие не значит, кто кому-то не подарили смартфон, перстень или… лобзик. С мотивацией: «У тебя есть лобзик? На лобзик!» Важно иное: типично для выбора подарков мужчине тратится не очень много времени. Как будто ему почти все равно.
Дорогие женщины, не забывайте, что словом и действием вы можете окрылять, а можете «топить» своего мужчину. Сие не абстрактные красивые фразы. А факт, который психотерапевты утверждают без доли лести. Печально много женщин не умеют приобрести дар использования слов во благо. У таких бытует мнение: «Если внушить ему, что он никчемный человек, то я на его фоне буду звездой! Он будет меня ценить, бояться потерять… ведь кто еще его такого полюбит…». Или: «А когда мой дизайн собачьих ночнушек заметят в Париже, я сниму студию с видом на Сену, а ему скажу: «Окстись, больше на твои вонючие шашлыки я не поеду!»
Дайте себе труд задуматься: типичный мужчина, даже с хорошо выраженным восприятием юмора, окрыляется не от подобных откровений, а скорее — наоборот. Но… поговорим о приятном.
И простое счастье
За редким исключением, мужчина мечтает о простом мелкобуржуазном счастье: доход — 60−80 тысяч долларов в год, домик на Тенерифе или в Болгарии, несколько счетов со сложными процентами в устойчивых банках. И еще: не сильно убиваться на работе.
Важно, чтобы подарок не был номинальным. Большинство опрошенных мужчин говорили о том, что хотят реального, чувственного, живого общения, а не масштабного эмоционального заражения через социальные сети. Очень важен пример и тонус.
Пессимистичные настроения, если они позиционируются как норма, заразительны, такие парни сами начинают распространять негатив. Их «мужская отдача», составляющая счастье любимой женщины, не будет эффектной. Если же заботиться искренне, он это чувствует и посылает всем окружающим лучи добра. Такова великая сила в понимании культуры одарения на праздник. Она мало зависит от материальной стоимости. Но… как важно не номинальное участие и пример.
Подарки на самом деле не бесплатны. Посмотрите на предпраздничные полки в магазинах — из года в год одно и то же: трусы, носки, бюджетная туалетная вода в сочетании с мылом или кремом «от бритья». К «женскому дню» ассортимент сменяется соответственно, но сохраняет тенденциозность и шаблонность. Создается впечатление, что торгуют тем, что не смогли продать в прошлые годы. Ибо главный «секрет» рекламы товаров в том, что она формирует «норму» и мировоззрение, кричит о том, какие потребности в соответствии с гендером сегодня актуальны. Чего хотеть пристойно, чего — престижно, а какие желания — это лузерство и отстой.
Если задуматься, мужчинам и женщинам удобнее не столько отслеживать интересы объекта заботы, сколько формировать их, не так ли? Но иногда здравый смысл вытесняется в область маргинального. Старая и расхожая житейская мудрость «для счастливой жизни человеку нужно мало» становится тайной за семью печатями. Я — за простые решения. А ценности остаются прежними:
…честность, порядочность, ноги подруги, плечи ребенка, беседа с умным, молчание с ним же, гости издалека, цикады ночью, утренний запах сада, бесшумная походка кошки, книги, дающие возможность жить не здесь, и нормальная дружба, когда обоим ничего не надо…
Так говорил Михаил Жванецкий о простых вещах.
Трудно сопротивляться формированию картины мира, навязываемой, пусть даже корректно, в круге общения. Поэтому выбор своего окружения крайне важен. Как и реализация мечты — хотя бы иногда.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...