Ирина Лопатухина Грандмастер

Подарки: зачем их друг другу дарить?

«Давай другим то, что хотел бы получить для себя».

Жизнь складывается из разнообразных контактов человека с окружающей средой. Контактов поглотительных — когда мы что-то забираем из среды — еду, звуки, впечатления, материальные формы.

Контактов выделительных — когда мы что-то отдаём в среду — звуки, впечатления, продукты своего творчества, материальные формы.

По завершении поглотительного контакта человеку свойственно испытывать удовлетворение — примиряющая с жизнью послеобеденная сытость…

После выделительного контакта человек испытывает радость — подтверждение тому радость ребёнка, с гордостью демонстрирующего Взрослому содержимое своего горшка.

Способов контакта за историю человечества сложилось великое множество. Обмен подарками — один из древнейших. В начале времён обмен был прямой и честный — шкуру на бивень, коренья на мамонтятину. Или так — я тебе и шкуру, и бивень, а ты будешь мне сыновей рожать… Ну и коренья собирать…

Потом как-то всё усложнилось и продолжает усложняться. Деньги появились. Человек развился в прямоходящую, обезображенную интеллектом особь. Помимо простых инстинктов и потребностей — пищевых и продолжения рода — появились сложные новообразования типа потребностей в самоуважении, в признании социумом… Коммуникация подарками тоже усложнилась. Но базовые законы действуют по-прежнему.

Когда вы задумываете кого-то одарить, залог успеха — своевременно и правильно ответить себе на вопросы: «Зачем МНЕ это делать?» «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» «Что бы мне хотелось получить в результате?».

1. «Зачем МНЕ это делать?» — отвечая на этот вопрос, вы разберётесь со своими мотивами. Кратко, мотивы — основные движущие силы поведения человека. Сюда включаются потребности, намерения, цели, интересы, стремления, которые формируются и развиваются в течение жизни. В нашем случае основными потребностями, которые можно удовлетворить вручением подарков, являются потребность в любви, в самоуважении и принадлежности к социуму, а именно потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

2. «Что я хочу сообщить адресату своим подарком?» — для ответа на этот вопрос придётся, прежде всего, разобраться со своими чувствами к адресату. Что вами движет — любовь, уважение, признательность, благодарность или желание проконкурировать, угодить, зависимость, страх? Если первое, то ваша интуиция поможет вам ориентироваться во вкусовых предпочтениях адресата, если второе — затрудняюсь советовать…

3. «Что бы хотелось получить в результате?» — с этим сложнее всего. Все помнят детский опыт — напиши список желаемых подарков Деду Морозу, и, если будешь хорошим мальчиком (девочкой), под ёлкой потом найдёшь… Таким образом с детства обещание подарков становится хорошим способом регулятора поведения: получишь куклу или машинку, если мама — папа — учительница будут тобой — довольны. Повезло, когда есть чёткие представления о том, «что такое хорошо и что такое — плохо», и, соответственно, шанс попасть в ожидания Другого… А как жить в режиме «Играл и не угадал ни одной буквы»? Вот в том-то и дело… Как у Адресата, так и у Дарителя может случится разочарование — особенно если подарок и правда планируется в обмен на такие чувства, как верность, преданность, любовь, эксклюзивное внимание… Вообще чувства — категория нематериальная. И когда вместо вполне для всех прозрачного обмена «Товар — Деньги — Товар» затевается игра: «Кто полюбит меня лучше всех — тот получит и Товары, и Деньги, и Деда Мороза в круглогодичное пользование» — хорошо бы для начала именно со своими ожиданиями от такого рода обменов разобраться. Причем всем участвующим в этой достаточно мутной игре.

А лучше всего, по-моему, относиться к этим процессам с юмором… И все-таки в сфере человеческих отношений больше полагаться на нематериальные обмены — эмоциями и чувствами. Хотя подарки — это просто прекрасно! Дарите и принимайте их — с детским непосредственным удовольствием! Обменивайтесь радостью — и жизнь станет немножко волшебной. А это так приятно!

Обновлено 9.02.2010
Статья размещена на сайте 23.12.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • На мой взгляд, самое разумное, не ожидать от всякого рода обменов - в том числе и в сфере нематериальных обменов эмоциями и чувствами, никакой благодарности. Тогда если скажут спасибо, будешь радоваться. Если не скажут - не будешь огорчаться. Речь идет конечно о добрых поступках. А плохих лучше не делать - и ждать ничего не придется.

    Оценка статьи: 5

  • Идёт один житель горных районов и тащит на плечах барана. Навстречу идёт другой житель горных районов и спрашивает:
    - Зачэм баран нэсёщь?
    - Ээ, этто нэ баран - этто калым! Баран - в Москва в институт паступаит!

    Известно, откуда пошёл обычай среди граждан из состоятельных слоёв подносить друг другу провизию и предметы роскоши типа изделий из мамонтовой кости...

  • Человек развился в прямоходящую, обезображенную интеллектом особь…

    Круто... особенно с мамонтятиной!