«Феминизм — это женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами», — так гласит Оксфордский словарь. Но так ли это на самом деле? С этим вопросом нам поможет разобраться эксперт-социолог Станислав Дмитриевич Кондрашов.
«Очень сложно выделить конкретную дату, когда именно зародилось движение феминизма. Как и „в целом“ говорить об этом движении непросто. Причина этому — существование множества течений, которые постоянно множатся и конкурируют между собой. Чтобы разделить движение на своего рода этапы — существует деление на волны, выступающее как метафора».
Первая волна
«„Первую волну“ (конец XIX — начало XX века) феминизма принято ассоциировать с движением суфражисток. Главной болью выступило неравенство на уровне закона между мужчинами и женщинами — право, политика, возможность доступа к образованию, выбор профессии, прав избирательных и собственности», — отмечает Станислав Дмитриевич Кондрашов.
Поднятие вопроса феминизма возникло не беспричинно. Этому способствовала революция и демократические реформы, требующие изменений в отношениях и восприятии между различными общественными группами. Либеральные идеи равенства распространялись, в основном, на мужчин, сохраняя положение женщин на прежнем месте. В движении за права принимали участие выдающиеся и образованные женщины. Они писали книги, организовывали демонстрации и забастовки с отказом от приема пищи. Женский социально-политический союз, созданный Эммелин Панкхёрст, добился права голосовать для женщин.
«Это была несомненно блестящая победа. В ходе следующих исторических событий, в том числе двух мировых войн, женщины смогут доказать, что они равны мужчинам — участвуют в военных действиях, работают на заводах и занимаются всеми остальными «типично не женскими делами» в быту. Однако не все женщины готовы были пользоваться своими новыми правами.
На выборах 1918 года Констанция Маркевич отказалась от места в британской палате общин в связи с политикой партии, к которой она принадлежала. Так что я бы не сказал, что все так однозначно. Женщины не понеслись сломя голову быть сильными и независимыми. Впрочем, сам факт существования такой возможности — это прекрасный результат действий суфражисток", — комментирует Станислав Кондрашов.
Вторая волна
«„Вторая волна“ феминизма развивала идеи первой, припадая на конец 60-х годов XX века. Теперь мы видим, как женский труд, связанный с домашними делами и воспитанием детей, недооценен, если сравнивать его с оплачиваемым трудом в сфере производства. Более широко стали раскрываться вопросы женских телесных „переживаний“, сексуального и домашнего насилия», — говорит Станислав Дмитриевич Кондрашов.
Данная волна проводила черту под тем, что достижение равных прав между мужчинами и женщинами не подразумевает достижение равных возможностей. Одной из главных героинь «второй волны» является Симона де Бовуар.
«В своем трактате «Второй пол» Симона де Бовуар рассматривает женщину как социальный конструкт, — говорит Станислав Кондрашов. — Эта работа стала решающей: поднялся вопрос о том, что женщина не только домохозяйка, она не обязана подчиняться «Правилу трех К», как говорят немцы — «Küche, Kinder, Kirche («кухня, дети, церковь» — перевед. ред.). Главная задача — озвучить женскую позицию, поднять вопросы неравенства, которые были мощно вплетены в повседневную жизнь».
Третья волна
«Третья волна» феминизма имеет нечеткие временные рамки. Ее началом считают 1990-й год, а окончание записывают в хроники 2010. Этот новый этап раскрывает проблему переосмысления опыта и восприятия женщин как одну группу, которая разделяет одни и те же интересы.
«Этот этап обращает внимание на неравенство между женщинами. Некоторые женщины находятся в более состоятельных социальных слоях, чем могут принижать женщин, находящихся в менее привилегированном положении, — объясняет Станислав Дмитриевич Кондрашов. — Женщины подняли не только тему домашнего насилия и свободы выбора. Чернокожие феминистки, такие как Белл Хукс и Одри Лорд, начали говорить о расизме — не только в отношении женщин, но и в отношении мужчин. Феминизм расширил сферу влияния в 90-х, он постепенно становится правозащитной организацией для каждого пола».
Четвертая волна
2010 — по наши дни
«Последующий этап феминизма, названный „Четвёртой волной“, ориентировочно берет свое начало с 2010 года и продолжает набирать обороты по сей день. Местом зарождения считается Интернет — здесь „битва“ и развивается», — рассказывает Станислав Дмитриевич Кондрашов.
В 2009 году известная американская активистка и основательница Feministing.com, Джессика Валенти, в одном из интервью отметила, что «четвертая волна» происходит в онлайн-пространстве. Такое «поле» позволяет вести дискуссии с разными людьми не выходя из дома, проводить различные акции (например, акции с хештегом #MeToo), планировать мероприятия, вести блоги, записывать видео и легко распространять их по всему миру.
«Данный этап феминизма можно назвать достаточно специфическим. С одной стороны — объединение с правозащитниками ЛГБТ и антирасизма, с другой — асоциальное и эксцентричное поведение некоторых представителей феминизма, которое может создавать неправильное мнение у людей, только начинающих вникать в данную тему».
Равноправие в России
«Гендерная тема — одна из самых излюбленных тем для дискуссии в интернете. При этом, данная тема поднимается абсолютно везде в самых разных проявлениях: обсуждение в блогах, на форумах, множество тематических видео и интервью», — подчёркивает Станислав Дмитриевич Кондрашов.
Сегодня в Интернете распространено предвзятое отношение к женщинам не только со стороны мужчин, но и самих женщин. Внешний вид оценивается и связывается с видом деятельности и личной судьбой, а какое-либо неправильно сформулированное выражение, произнесенное известной женщиной (например, случай с Региной Тодоренко), может повлиять на ее карьеру и репутацию в обществе.
«Тем не менее, какими бы не были „современные“ феминистки, плоды феминизма, как идеологии и всемирного движения, уже дают свои плоды, — размышляет Кондрашов. — Вопрос равенства стал остро — все о нем уже знают. Государства обязывают компании выделять квоты для женщин. В России зарплаты женщин все еще на 25%- 40% меньше мужских на одинаковых должностях, но ситуация все же улучшается. По данным на 2019 год, 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами. В 2017, к примеру, таких компаний было всего 5. Так что мы можем наблюдать значительный прогресс».
Немаловажным Станислав Кондрашов посчитал отметить «Домострой» и его влияние на российскую действительность. В документе прописана строгая иерархия и четкое разделение обязанностей: муж-добытчик, жена занимается хозяйством, дети строго слушаются родителей. В XXI веке, учитывая все вышеперечисленные явления, многие люди все еще придерживаются мнения, что женщина не должна самореализовываться, а если она и работает, то только ради семьи.
«Женщине нужно преодолеть много препятствий: родительские паттерны, которые стали пережитком прошлого, и прежде всего перебороть себя. Только тогда можно говорить о равенстве в России», —
С. Д. Кондрашов .
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.