Наблюдение, связывающее оба понятия, обозначенные в заголовке статьи, принадлежит, к сожалению, не её автору. Человек, который сделал такой вывод, был очень наблюдателен, очень образован, много путешествовал по миру, много знал, исследовал и разработал. Это выдающийся человек, и многие знают его, многие пользуются его разработками, но также есть большая часть людей, всё ещё не знакомых с ним. Впрочем, сегодня хотелось бы затронуть лишь одну тему — образование.
Волновал ли вас когда-нибудь вопрос о том, как получить хорошее образование? Зачем нужно образование? Чему обучать детей? Нужна ли узкая специализация? Есть ли толк от учёных, или нам нужны исключительно практики?
Было ли вам когда-нибудь обидно или досадно, что человечество не может понять, как строились египетские пирамиды, например? Мы ведь живём на той же Земле, на которой они были построены. Мы, более современное и более цивилизованное общество, чем те люди, которые не знали компьютеров и автомобилей, не можем понять, как удалось нашим «необразованным предкам» воздвигнуть такие сооружения! Однако, если они могли, а мы — нет, то кто из нас варвар? Кто из нас более образован? Очевидно — тот, кто знает и умеет.
Но как такое может быть?! Мы говорим о прогрессе, но очевиден упадок, а это — нечто совершенно противоположное прогрессу. В чём причина? Как это остановить?
Вернёмся к тому самому наблюдательному учёному и исследователю, упомянутому в начале этой статьи. Он обращает наше внимание на то, что когда-то давно существовало очень много разных, очень разных цивилизаций, у каждой из которых было своё собственное знание и умение того, как что-то делать. Нечто совершенно особенное, чего не было ни у кого больше, ни в одной другой цивилизации. То, что иногда проникало в другие цивилизации, а порой так и погибало с последним Мастером.
Цезарь (тот самый, известный всем нам по учебникам истории) упоминает о плетёных колесницах, идущих в атаку через Ашдаунский лес. Кельтские плетёные колесницы. Где сейчас эта цивилизация, куда и как она исчезла? Почему упоминания о её захвате и уничтожении нет в истории битв и сражений?
Кажется логичным предположить, что великие побеждают, тогда как слабые сдаются и оказываются побеждёнными. Что наука и знание всегда побеждает тьму невежества. К сожалению, история говорит об обратном. Но не история сражений, а история мирной жизни. Индийская цивилизация, китайская цивилизация — что стало с ними?
Можно не ходить так далеко. Знаете ли вы, что на заре авиации, в сравнительно совсем недавнем прошлом, существовало целых тринадцать способов удержания летательных аппаратов в воздухе? Можете ли вы назвать хотя бы два, кроме известных сейчас крыла и пропеллера? А знаете ли вы, что жесткое крыло было одним из наименее эффективных способов поднятия аппарата в воздух? Летательного аппарата, который тяжелее воздуха. Воздушные шары и дирижабли не в счёт. Как, например, насчёт принципа вращающегося стержня? Вы что-нибудь о нём слышали?
Что произошло? Технология была утрачена. Каждый раз, когда цивилизация теряла свои знания или сдавала позиции, вы можете найти технологию, которой она владела или которую нашла, но которая позже была утрачена. Как сохранить технологию?
Обучение
Только обучая новые поколения можно передать им то, что способствовало выживанию целых народов. И если люди не умели или не хотели учиться, их ждала быстрая и медленная, но бесславная гибель, вырождение, потеря силы и влияния. Как говорил человек, о котором шла речь в начале этой статьи, «Цивилизации склонны развиваться до определенного пика, а затем, в тяготах сражений и под воздействием различных факторов, они начинают утрачивать свою технологию. Они утрачивают свою технологию просто потому, что никто её не изучает».
Впрочем, что толку сокрушаться о том, чего уже не вернуть, и о тех, кого уже нет с нами? Чем сокрушаться о потерях прошлого, давайте подумаем о будущем. О своём личном будущем. О том, какую выгоду образование и обучение несёт лично вам.
Пусть этот вопрос кажется эгоистичным, однако, если задуматься, то что такое общество, страна, цивилизация, из чего они состоят? Очевидно — из отдельных граждан, из нас с вами. Если гражданин процветает и преуспевает, помогает процветать и преуспевать тем группам, членом которых является (это касается семьи, профессии, даже хобби) — то же будет и с обществом.
Разбирать подробное устройство общества и все взаимосвязи в нём не является целью данной статьи. Давайте коснёмся лишь образования.
В процессе обучения передаются разные науки и способности. Способность танцевать и водить машину, плавать и считать, строить мосты и убивать вредных микробов, и ещё много и много всего. Обучение, следовательно, жизненно важно. Но практическое обучение, применимое на практике. Что толку выдавать налету рецепт приготовления рождественского печенья или самую успешную формулу торговли акциями на бирже, если никто из слушателей и даже сам произносящий это не может их использовать так, чтобы получить хоть сколько-нибудь удовлетворительный результат?
Результат зависит от применения технологии. Технологии, содержащейся как в самом описании (как готовить, как торговать и так далее), так и в самом способе передачи знания. Должна быть технология обучения. Не заучивания или запоминания текстов, но технология обучения применению знаний.
Как чему-то научиться, чтобы уметь это использовать на практике?
Тот самый человек, который уже не раз упоминался в этом тексте, полностью восстановил и описал эту утраченную технологию — технологию обучения. Технологию того, как чему-то научиться, как не утратить и передать знания. Имя его — Л. Рон Хаббард.
Разработанная им технология обучения позволяет любому человеку изучить что угодно, причём сделать это без чрезмерных усилий и с гарантированным результатом. Изучить же эту технологию может любой человек, она доступна даже школьникам. Научившись тому, как усваивать знания, вы можете стать не просто образованным человеком. Вы сможете отличить действительное знание от пустых слов. Вы сможете стать успешнее. Вы сможете добиться в жизни того, чего захотите.
Научитесь учиться и осуществите любые свои мечты!
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...