Когда мне впервые довелось услышать подобное мнение, я не придала этому значения, решив, что общалась с несколько странным человеком, у которого не очень привычный (и, как я считаю, не очень логичный) взгляд на обучение иностранному языку. Его мнение состояло в следующем: языка он не знает, очень хотел бы его выучить, но на курсы хочет пойти тогда… когда немного позанимается им сам — подучит слова, грамматику…
И можно было бы не придавать значения этому факту, если бы позже время от времени не стали возникать довольно похожие на это мнение мысли и высказывания других людей. Например: «я хочу выучить грамматику, а затем научиться (у вас) говорить» или даже наоборот: «мы научимся у вас говорить, а потом хотим позаниматься грамматикой». Из последних двух высказываний очевидно, что грамматика — вопрос, который занимает умы многих людей.
Очевидно также, что многие уже стали понимать, что для того, чтобы говорить на языке (любом — родном или иностранном) вовсе не обязательно штудировать толстенные учебники, написанные филологами. Но откуда такое благоговение перед грамматикой и убеждение в том, что без грамматики невозможно жить? Давайте разберёмся, что такое язык, грамматика и общение, как всё связано и в каком случае на что нужно налегать.
Словарь определяет слово «грамматика» как «учение о строении языка». То есть грамматика любого языка описывает закономерности построения правильных осмысленных фраз, коротких и длинных высказываний и рассказов. Грамотным мы называем человека, который умеет излагать свои мысли.
Грамотный — то есть «знающий грамоту», грамматику. Попросту — владеющий речью. Над неграмотными мы потешаемся. В случае, когда ошибаются малыши, мы можем умиляться. Если же ошибаются взрослые, то гамма чувств колеблется от снисхождения до анекдотов или колкостей и ёрничанья.
Если же человек умеет говорить (писать), то есть выражать свои мысли на языке, то он обычно:
— употребляет слова в правильных значениях;
— верно расставляет акценты, знаки препинания;
— не путает порядок слов так, что искажается смысл сказанного.
Если вам легко общаться с человеком, скорее всего вы оба знаете грамматику. Практическую грамматику. При этом вы или он можете не знать или не помнить точных правил, точных определений всех грамматических терминов. Поэтому, если вам и вашему собеседнику предложат сдать экзамен, где бы проверялись эти знания, вы могли бы показать не очень высокие результаты. Но помешало ли бы вам это общаться? Нет. Вы смогли бы договориться с бизнес-партнёром о льготных условиях сотрудничества, не владей вы практической грамматикой? Вряд ли. А если бы вы не знали определения термина «причастие» или правила употребления деепричастных оборотов (именно в виде правила, а не в виде практического навыка)? Не думаю, что это очень повлияло бы на ваши взаимоотношения.
Если вы посмотрите на детей, то увидите, что их способность общаться в примерно 7-летнем возрасте очень разная. Но в основном она зависит вовсе не от того, сколько грамматических правил они знают, а скорее от их «среды обитания». У более образованных и развитых родителей вырастают более развитые дети. Но более разговорчивые, лучше владеющие языком и умеющие объяснить, высказаться. Выразить мысль семилетки стали такими вовсе не оттого, что штудировали учебники грамматики. Они больше слушали, больше общались, возможно, рядом с ними звучала более сложная речь. Потому знание языка они «впитали с молоком матери». Точно так же более начитанные люди владеют языком лучше тех, что изучали теорию.
Но это вовсе не значит, что учебники существуют зря и что они не нужны. Все мы имеем разные характеры, разный склад ума, разный подход к познанию мира. Проще всего познавать мир через практику (как это делают дети, этот путь проходим все мы, рождаясь и взрослея). Но некоторым очень важно понять общие законы, теорию, «науку языка», потому что бывает сложно уловить эти закономерности самостоятельно или по какой-нибудь другой причине. Как бы то ни было, но теория ради теории не имеет смысла. В конечном итоге всё равно мы приходим к тому, что язык — очень практический предмет и нужен он нам только лишь для того, чтобы иметь возможность знакомит других со своими идеями или знакомиться самим с идеями и мыслями других людей.
Можно ли начинать изучать язык с грамматики? Вопрос почти риторический. Ведь в школах и вузах именно так и преподают иностранный. Впрочем, что касается школ, то с грамматики преподавание языка начинают в основном, если изучение иностранного начинается в средней школе. Смотрите, как интересно: бытует мнение, что чем раньше человек начинает изучать иностранный, тем проще ему бывает выучить язык. А теперь ответьте себе на вопрос: обучают ли детей, например, в детском саду или первых классах школы грамматическим терминам и правилам? Нет. Не в этом ли секрет хорошего владения языком — что те, кто начинает с практики, более успешен? Теория, которая хорошо «ложится на практику», может быть лучше воспринята, качественнее усвоена и может быть применена. Если она не воспринимается и не прорабатывается, это может сказаться на владении родной или иностранной речью, а может и нет — зависит только от практики, которую человек получит параллельно с обучением.
К сожалению, опыт обучения иностранным языкам показывает, что если мы нарушаем естественный ход событий — то есть если начинаем обучение языку с грамматики, которой уделяется наибольшее внимание и количество учебного времени — учёба растягивается на годы, а успех может так и не придти. Нам всем знакомы люди, которые учили английский в школе, институте, частным образом, но которые при этом не способны пообщаться с иностранцем на улице или объясниться с персоналом отеля за границей, не говоря уже об участниках международной выставки или рабочего совещания. Поэтому, каким бы путём вы не решили осваивать английский, учтите описанные выше моменты.
Узнать немного больше о теории и практике усвоения английского языка, а также испытать один из практических методов обучения на собственном опыте можно, посетив бесплатный ознакомительный урок курса английского языка Прикладного Образования в Москве или других городах СНГ.
Усвойте английский и пусть ваше общение не имеет преград!
Елена Бабичева,
сотрудник курса английского языка
Прикладного Образования СНГ
Кроме двух дней равноденствий на орбите Земли есть 4 (!) дня равноудалений её от Солнца. Вот о них-то замолвите слово. По-моему, в этих...