В целом в СМИ актуализируется домашняя еда (существуют различные кулинарные программы, например «Едим дома», «Смак»). Размываются географические границы кулинарии, и она принимает не национальный характер, а вносит преобладание полезной и простой еды без каких-либо рамок. Через гастрономическую культуру тем самым прививается идея толерантности.
Ведущие кулинарных программ становятся лидерами мнений в организации питания, диктуют моду на еду. Они становятся в обществе народными журналистами. Это совершенно отличается от типажа кулинарных изданий прошлых десятилетий.
В годы перестройки наибольшей популярностью пользовалась так называемая экономная кулинария, когда большинство изданий адаптировали свои материалы, посвященные кулинарному искусству, исходя из уровня доходов населения, которые в те времена были в большинстве своем невысокие. Экономные рецепты встречались также и в материалах СМИ 1990-х годов. Сейчас же вкусно есть и хорошо готовить становится модно.
Одновременно с этим наблюдается массированная атака рекламы индустриально-массовых продуктов питания. Урбанизированные жители мегаполисов испытывают постоянные психологические расстройства, и вкусная еда приобретает явную функцию своего рода утешения и облегчения жизни. Яркие примеры здесь дает реклама различных перекусов.
- К примеру, шоколадные батончики позиционируются как источники минутного удовольствия, а шоколад является продуктом для отдыха.
- Важной становится также возможность гастрономического туризма, которого не было в советский период.
- В СМИ появляется все больше материалов, посвящённых кулинарным путешествиям (в том числе в научно-популярных журналах
и т. д. ). - Крупные научно-популярные туристические журналы, например «Вокруг света», посвящают иногда большую часть номера теме кулинарии.
Еще одним ведущим направлением фуд-журналистики является видеоблогерство, которое выделилось в последние годы в самостоятельное медиа-явление и активно развивается в общем информационном контексте. Благодаря платформе YouTube начался новый этап развития food-журналистики.
В целом аудиторию специализированных кулинарных изданий можно подразделить на два типа:
- домохозяйки;
- люди, которые интересуются гастрономией как бизнесом и культурой.
Это не только непосредственно кулинарные издания, но и рубрики, посвященные гастрономической тематике, в крупных научно-популярных изданиях. В специализированных гендерных журналах («Cosmopolitan», «Elle», «Men's health») стало модно размещать публикации на кулинарную тематику. Читателям прививаются стереотипы светской составляющей гастрономики, популярность тех или иных мест общественного питания, наблюдается массированная популяризация ЗОЖ в гендерных журналах.
Что касается конкуренции на рынке специализированных фуд-изданий, то, по мнению главного редактора сайта eda.ru Марии Шаклеиной:
В данный момент на рынке есть сайты-агрегаторы (туда люди приходят за рецептами), сайты с широким спектром тем, уделяющие внимание гастрономии среди прочего, блоги, а также несколько сайтов, где есть и рецепты, и редакционная составляющая — материалы про культуру еды, продукты, техники (такие, как «еda.ru», «Гастроном», «Едим дома», например).
А поскольку люди все различаются, то все эти издания так или иначе конкурируют, однако эта конкуренция, по мнению Шаклеиной, не так высока.
Стоит отметить, что среди журналов гастрономической тематики встречаются и узкоспециализированные издания: к примеру, журналы о правильном питании для диабетиков «Diabetic Living», журнал про консервирование «Домашние заготовки» и многие другие. Такие издания также находят своего читателя, хотя и не в таких больших количествах, как более крупные издания.
В настоящее время в нашей стране существует немалое количество гастрономических изданий. Также и в крупных журналах существуют регулярные рубрики, которые охватывают кулинарную тематику. Кулинарные издания рассчитаны как на аудиторию домохозяек, так и на современных мужчин и женщин, которые интересуются тематикой еды, в частности здорового питания, так как следят за своим здоровьем.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...