Сергей Зиновьев Мастер

Философия кулинарии - каковы варианты?

Аппетит как воля.

Шопенгауэр, Фрейд, ранние психоаналитики. Что нужно для толкового приема пищи? Компания, деньги, спиртное, приборы? Нет. Без чего нельзя обойтись — так это без аппетита. Ведь голод, наряду с любовью, правят нами (а либидо — только производное). И беречь это надо так же, как чувство к даме или к музе. Слишком часто к завтраку нас зовет будильник, к обеду — распорядок дня, к ужину — телепередача… Теряем волю есть когда хотим — теряем интерес к еде вообще (так строятся посты и диеты: внешний «будильник»). Отсюда — обжорство, фанатизм и девальвация приема пищи. Мы начинаем кушать не блюда, а килокалории вкупе с углеводами и витаминами. Путь назад сродни тропе алкоголика или наркомана «на пути исправления». Где бессмертная душа, когда ты — нечто среднее между дизель-генератором и кормоизмельчителем?

Волевой человек при ощущении голода не будет пихать себе в рот первое попавшееся съестное ради свободной минуты, как при влечении любовном не побежит за первым попавшимся сексуально «пригодным» объектом. Он отнесется к этому как к любви и оставит для этого незамутненные суетой минуты (помните «советские газеты перед обедом»?), и тогда он будет не есть, а кушать.

Философия компромисса.

Эклектизм, разнообразные ереси. Классический пример — овощные супы. Не замыкаясь в патриотизме супов заправочных (борщ, солянка, щи), отметим, что идея овощного супа — не столько в насыщении, сколько в наслаждении (вкусом, ароматом, нежной консистенцией, чувством меры). При этом овощной суп не требует канонического рецепта и свободен как верлибр. Нравится как любознательным романтикам, так и сходящим с ума по диетам. Возьмите что угодно для основы: цветную капусту, шпинат, картошку. Дайте вскипеть и заправьте чем угодно: помидоры, сельдерей, крупа (только не слишком густо). Доведите до готовности и сдобрите тоже чем угодно: зеленью, тертым сыром, сметаной или маслом. Возьмите ложки и убедитесь, что такие блюда готовят не из бедности или скупости.

Философия равноправия.

Даже не Маркс, а социализм в шведском виде. Испокон веков прекрасный пол требовал освобождения от кухонного рабства. Добились, раскрепостились. Теперь никого не удивит дама-генерал или даже пастор, но мало где можно найти женщину в роли шеф-повара. Итак, пока прекрасный пол баллотируется в президенты и ходит на каратэ, сильный выгуливает пекинесов и солит огурцы. И все, заметьте, добровольно! Просто для мужчины кухня — не ад, а скорее творческая лаборатория. Просто одни отказались от обязанности зарабатывать деньги, а другие — от обязанности быть хорошими женами. Все довольны.

Традиционализм и творчество.

Кухня домашняя и ресторанная. Прежде чем говорить о бездушности технологического процесса ресторана (пища-то готовится не для друзей или любимых, а для потребителя), заметим, что здесь доминирует не гастрономический, а экономический интерес. Конфликт реального и идеального в чистом виде. Отдельные личности считают домашнюю кухню банальной. Это — снобизм в чистом виде. Но на самом деле дома никогда нельзя дважды приготовить одинаковые щи или пироги, что с удручающей регулярностью удается поварам даже лучших общепитов. Все дело в богатстве эмоциональной нюансировки — сравните кашу для любимого дитяти с таковой же для тещи с тестем…

Да, кулинария — язык богатейших возможностей, и образ еды человека скажет о нем больше, чем врач и исповедник с адвокатом. А упреки в банальности домашней кухни по меньшей мере смешны: это вечная категория, ибо кушает человек каждый день.

Обновлено 21.04.2018
Статья размещена на сайте 2.12.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: