Татьяна Сарбаева Мастер

Какие фразы заставляют нас совершать покупку?

Далеко не всегда мы готовы с первого раза принять решение о покупке той или иной вещи. Многие очень долго присматриваются, принюхиваются, примеряются и прицениваются к товару, прежде чем принять окончательное решение. В этом случае продавцы пытаются со своей стороны как-то ускорить этот процесс и сделать так, чтобы решение было принято в пользу магазина.

Andresr, Shutterstock.com

Часто продавцы используют простейшие НЛП-методы, а если по-русски — манипулирование. Чтобы вы лучше поняли, о чём идёт речь, я постараюсь здесь привести наиболее часто употребляемые фразочки, так называемые «волшебные слова», которые делают покупателя более сговорчивым.

Вы наверняка не раз уже слышали эти фразы в своей жизни, и они вас мотивировали на покупку того или иного товара.

1. У меня у самой дома такой же

Продавец может абсолютно искренне утверждать, что и сам пользуется этой продукцией. А может оказаться, что это всего лишь рекламный ход. Если вы успели проникнуться доверием к менеджеру-консультанту по продаже аудио- и видеотехники, то фраза «У меня дома такой же телевизор» станет решающей для вас при покупке. До вас он убедил таким же способом ещё 10 покупателей. Нет у него 10 разных плазменных экранов дома, просто он так помогает людям принять решение о покупке. Мы верим, что менеджер себе домой точно плохую технику не купит.

2. Таких, как вы хотите, не бывает!

Представьте, вы что-то примериваете в магазине. В процессе примерки выясняется, что сидит на вас вещь не очень, или вы хотите такую же, но с перламутровыми пуговицами. Терпению продавца приходит конец, и он вам заявляет: «Того, что вы хотите, не существует в природе!»

Поверьте, в природе, особенно в джунглях супермаркетов, существует такое, что этой тёте из магазина и во сне не приснится. Поэтому избегайте таких продавцов с ограниченной фантазией. Помните фразу: «Любой каприз за ваши деньги!»

3. Вы брать будете? Тогда покажу

У нас часто встречается весьма грубое обращение с покупателем типа «Если не намерены покупать, то и обслуживать я вас не буду». Предполагаю, что продавец пытается как можно дольше сохранить товарный вид изделия, не подпуская к нему покупателей.

Ещё некоторые продавцы таким образом пытаются создать элитный образ товара — мол, «не для всех» — и «прощупывают» покупателя, есть ли у него деньги. Не надо оскорбляться и тут же демонстрировать свою платёжеспособность. Ну кому нужен «кот в мешке»? Помните, никто не может вас заставить купить вещь только потому, что вы её примерили или попросили продемонстрировать, как она работает.

4. Вам хорошо! Вам идёт!

Лесть всегда глубоко западает в сердце покупателя. Человек часто не видит себя со стороны и не может адекватно оценить будущую покупку. Поэтому, женщины, не ходите по магазинам одежды одни. Если вы попадёте в коварные сети льстивых продавцов, они будут осыпать вас комплиментами. А дома вы очень сильно расстроитесь от своей покупки. Редкие магазины принимают вещи обратно — и только при наличии брака.

5. Эту вещь можно подогнать под ваш размер

Брать или не брать вещь, которая вам велика или длинновата, — решать вам. У нас существует распространённая практика: мужчины покупают брюки, а потом несут в ателье и подшивают до необходимой длины. Если вы не готовы платить дважды — сначала в магазине, а потом в ателье — берите только то, что хорошо сидит.

6. Она разносится

Часто так говорят об обуви из натуральной кожи. Ну да, автор этой статьи как-то разнашивала сапоги четыре сезона (2 весны и 2 осени), и когда она, наконец, заменила в них молнию, то — о, чудо — они разносились! Помните правило: обувь из натуральной кожи должна сидеть чётко по ноге. В носке не должны выпирать пальцы, иначе со временем в этих местах кожа деформируется под анатомию вашей стопы, и выглядеть это будет не очень красиво.

Голенище сапога должно плотно облегать ногу, но так, чтобы молния застёгивалась свободно и без натяга, в противном случае носить эти сапоги станет для вас мучением.

Когда кожа растягивается, она утончается и может либо протереться со временем, либо разойтись по шву. Поэтому при покупке обуви ориентируйтесь только на свои личные ощущения и не надейтесь на растяжку обуви.

7. Это последний экземпляр!

Вам понравилась какая-то вещь, но вы не уверены, что она вам так уж необходима, или у вас есть какие-то сомнения. Продавец говорит: «Берите! Это последняя! Вчера девушка подходила — тоже хотела купить». И вот вы уже достаете кошелёк. Стоп! Почему последняя? Для кого последняя? Что значит «в единственном экземпляре»? Оцените обстановку: действительно ли это такая уж уникальная и редкая вещь? Может, в соседнем магазине выбор побогаче будет.

8. К этой кофте у нас есть замечательные… очки

Шутка! А если честно, часто вас пытались убедить купить что-то «в нагрузку» к основной вещи? Например, этот аксессуар к этому платью. Вы покупаете платье, о реальной рыночной стоимости аксессуара вы не задумывались, потому что не планировали его покупать. Но ведь эти бусики так хорошо смотрятся с этим платьем! Вот только за углом магазина они продаются с 50% скидкой. Что это не скидка, а реальная их стоимость, вы узнаете позднее.

9. Купите 2 вещи, а третью получите в подарок

Обычно так у нас торгуют ширпотребом. Ну, сами подумайте, когда магазину выгодно дарить каждому своему покупателю пару сапог? Только при условии, что цена товара в несколько раз превышает его себестоимость. Часто это скорее свидетельствует о низкопробном сырье, чем о спекуляции продавцов.

10. «Меняем старые лампы на новые!»

Дословно звучит так: «Меняем ваше старое на наше уже не новое». Так, некоторые магазины бытовой техники предлагают обменять вашу старую технику на залежавшуюся технику магазина. Разумеется, с доплатой. Учитывая сумму доплаты, вам просто сделают скидку в 1000—2000 рублей.

Итак, давайте подсчитаем, что вы в итоге получаете:
1) возможность утилизации через магазин своей старой бытовой техники;
2) номинальную скидку в 5−10%, но по сравнению с рыночной ценой вы всё равно переплатите;
3) вы становитесь счастливым обладателем лидера продаж прошлого-позапрошлого года.

А может, лучше просто найти хороший интернет-магазин и выбрать ту модель техники, которая вас абсолютно устраивает по всем своим характеристикам?

11. При покупке вы получаете подарок!

М-м-м, как мы любим подарки! Хлебом нас не корми, но только подари нам какую-нибудь безделушку. Сама этим грешу. Хожу в продуктовый магазин и собираю фишки домино «Ледниковый период». Кто-нибудь помнит, сколько фишек домино должно быть в комплекте? А давайте меняться фишками: а то у меня уже две одинаковые попались! Люди любят такие акции в магазинах.

Среди магазинов обычных и магазинов, устраивающих раздачу призов в борьбе за покупателя, всегда выигрывают последние. Кто бы мог подумать, что для полного счастья нам не хватает полосатых футболок и одноразовых зонтиков, ради этого мы готовы скрупулёзно вырезать изображения Матроскина из каждой упаковки и аккуратно складывать их в конверт.

Хочется маленькой радости? Лучший подарок — тот, который ты выберешь и купишь себе сам. Проверено — работает!

Обновлено 26.11.2011
Статья размещена на сайте 22.11.2011

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Два торговых агента хвастают:
    - Недавно, - рассказывает один, - я продал одной женщине газовую плиту. При этом к её квартире даже не подведён газ."
    - Это ещё что, - подхватывает другой. - Я продал одному человеку часы с кукушкой и ещё к ним в придачу два центнера корма для птиц.

    Оценка статьи: 5

  • Все покупки совершаю сам и не реагирую на дежурные комплименты типа "Вам хорошо! Вам идёт!".
    Выводы о товаре нужно делать собственные, но мнение продавца стоит выслушать всегда.
    Ведь и среди них есть часть Людей с большой буквы, для которых личная Совесть важнее Золотого Тельца.

    • Татьяна Сарбаева Татьяна Сарбаева Мастер 29 ноября 2011 в 10:33 отредактирован 29 ноября 2011 в 10:35

      Олег Р, только один раз в своей жизни встретила продавца, который мне сказал: "Нет, это вам не по фигуре. Снимайте! Померяйте вот это!"
      Вот недавно видела в магазине женщину, мне прям жалко её стало: одела обтягивающее длинное вязаное платье (это притом что она не высокая и животик и "проблемные зоны" имеются) и говорит продавцу: "Мол что-то карманы как-то ассиметрично расположены - смущает это." А та: "Берите! Я вам скидку сделаю!" Я ей хотела сказать: "Не покупайте ни в коем случае!" - но подумала обидится человек, да и в магазин меня в следующий раз не пустят.
      Ну не умеют у нас многие женщины подбирать себе одежду по фигуре. Может поэтому передача Модный приговор так популярна.

  • Статья хорошая! Действительно часто сталкиваюсь с такими "штучками" продавцов!
    А сама вот была честной, когда в книжном магазине работала: там и я, и другие консультанты просто забирали у слишком самостоятельных покупателей те учебники, которые были им не нужны (не всегда покупатель знает, что одних только учебников химии - десять разных, берет с .полки первый попавшийся и несет на кассу). Переспрашивали, уточняли, убеждали позвонить учителю и выяснить автора учебника... А ведь книги обмену и возврату не подлежат и казалось бы - себе в ущерб работали... А покупатели довольны были и к нам еще возвращались. Значит, не в ущерб!

  • Александр Петров Александр Петров Читатель 26 ноября 2011 в 22:26 отредактирован 26 ноября 2011 в 22:27

    Вот мне и повезло с моим 45-м К сожалению такое редко бывает. В Белоруссию что ли съездить?

  • В магазине долго рассматривал туфли. Подошла девушка продавец:
    - Вас что то не устраивает?
    - Меня цена смущает (Цена была в два раза меньше других рядом стоящих моделей)
    - Берите и не сомневайтесь, это последняя пара из партии и большой размер, неходовой. А нам партию продать надо, вот и сбавили цену.
    Взял и поверьте, ни сколько потом не жалел об этом. Спасибо продавцу что честно все объяснила.

    • Александр Петров, меня в этом плане радует одна обувная сеть. Стартовые цены у них как правило зашкаливают за двести баксов за обувь из новой коллекции. При этом на старую коллекцию они делают скидку тридцать процентов. Потом сорок, потом пятьдесят. А летняя обувь ближе к зиме вообще продаётся в цену, которая составляет тридцать процентов от стартовой стоимости. Ведь не все покупают босоножки зимой или зимние сапоги весною. Но справедливо и то, что самые красивые фасоны остаются в самых маленьких и самых больших размерах...

      Оценка статьи: 5

  • Как раз позавчера увидела на дверях магазина косметики объявление:"Купите два продукта фирмы №%"#$@& и возьмите третий из этой линейки бесплатно!" Честно говоря об этой фирме слышала впервые, и не планировала покупать пока что ни крем для лица, ни молочко-смывку для косметики, но об акции задумалась. Только я думала ещё вот о чём: ну допустим я куплю молочко за 40 единиц, тоник за 35, а в подарок захочу крем-лифтинг за 90! Разрешат мне такое? Или "подарком" станет тоник, а всё остальное придётся оплатить?
    Те же раздумия грызли меня в магазине "Фокстрот", когда у них была акция "Каждый второй товар в чеке со скидкой 30 процентов!" А мне как раз перед Новогодними праздниками и Днём Рождения мамы надо было подарков накупить: фен, блендер и подумывала о хлебопечке. И вот классно было бы её второй между феном и блендером, а? Но не купила. Обошлась феном...

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, "Купите два продукта фирмы №%"#$@& и возьмите третий из этой линейки бесплатно!" Честно говоря об этой фирме слышала впервые..." Я всегда в таких случаях задумываюсь: "А оно мне надо? Непонятная косметика, неизвестного качества, непредсказуемые последствия... тем более на лице."

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 ноября 2011 в 20:38

      Ксения Печий, мелким шрифтом обычно поясняется, что скидка возможна только на самый дешевый товар в чеке, а подарок можно выбрать только из определенного списка. Просто спрашивайте!

  • Одесса. Молодой человек заходит в магазин головных уборов. Долго выбирает и наконец говорит:
    — Дайте мне посмотреть вон ту кепочку.
    Старый еврей за прилавком поворачивается и дает прошенный товар, после чего отворачивается от покупателя и продолжает заниматься каким-то своим делом. Покупатель примеряет кепку, смотрится в зеркало. В это время еврей поворачивается опять к прилавку и так испуганно говорит:
    — А де етот жлоб, шо просил у меня кепочку?!
    Покупатель в шоке:
    — Так это я...
    Продавец:
    — Граф, вилитый граф, шоб я так жил!!!

    Оценка статьи: 5

  • Ванесса Стилл Читатель 26 ноября 2011 в 13:43 отредактирован 26 мая 2018 в 13:35

    Статья очень понравилась-именно такие фразы чаще всего можно услышать от продавцов. Так что-жизненно

  • Ну да, а еще распродажи. Сказка. Даром. И давай сметать с прилавков ну совершенно ненужные тебе вещи. Вещь, которая и стоит столько же как до "распродажи" продается как с охренительной скидкой. Особенно этим грешат в Америке. Там распродажи настоящие, но тоже ненужных (возможно) покупателю вещей. Вот и давят друг друга, топчут и т.д. Только что не убивают. Хотя вчера в новостях показали тетку, которая разбрызгивала из баллончика что-то ядовитое, что бы очистить себе дорогу к вожделенным тряпкам. У нас по 2-3- часа стоят к поясу Богородицы и стоят молча, никого не давя, а тут убить готовы, что бы получить лишнюю дешевую тряпицу. Вот оно СЧАСТЬЕ!

    Оценка статьи: 5

  • Толково, грамотно и в полном соответствии с идеей школы жизни.

    Оценка статьи: 5

  • ещё есть такая штука как не подарок после, а падарок до покупки, аля ручки или чего нибудь ещё мелкого, были исследования, продажи выростали на 40%

  • Анна Колесник Читатель 26 ноября 2011 в 04:40 отредактирован 26 мая 2018 в 13:35

    Вот именно поэтому большинство покупок я совершаю в интернете, а если еще и можно избежать посредничества полностью, то вообще прекрасно. На днях нашла на сландо телефон б/у тот, который хочу, только дешевле из-за того, что не новый, так вот, была приятно удивлена, что продавец очень честно рассказывал все недостатки

  • Статья очень понравилась. Впредь, посещая магазины, буду более осмотрительна.