Оксана Манкевич Мастер

Как вести домашнюю бухгалтерию?

Часто слышу от знакомых фразы: «Зарплату только недавно получили, а денег уже нет».

«Куда все деньги ушли, ума не приложу».

«Совсем не умею экономить — получаем вроде немало, но отложить все равно не получается».

И у меня так было поначалу, когда пришлось самостоятельно распоряжаться своими финансами. Бывало, сядешь и задумаешься — на что же я свои денежки потратила?

В определенный момент мне стало ясно, что так не может дальше продолжаться: деньги разлетаются, как пыль, а я даже не могу точно сказать, на что они были потрачены. Я решила, что пора ответственнее относиться к домашним финансам. Но как? С чего начать?

Домашние финансы, как и финансы любого предприятия, нуждаются в контроле. И если на любом предприятии ведется бухгалтерия, то почему бы не начать ведение бухгалтерии домашней? Я решила, что буду вести планирование доходов и расходов, учет и контроль расходов и, проанализировав полученные результаты, решать, на что тратится слишком много средств из семейного бюджета, а на что недостаточно. И сколько денег можно безболезненно для сегодняшнего дня отложить на крупные завтрашние приобретения.

Планирование доходов и расходов.

Планирование я провожу в определенный день месяца — перед самым крупным вливанием в домашние финансы. Записываю все предстоящие доходы нашей семьи на текущий месяц. Суммирую. Затем планирую расходы. К сожалению, строк в статье расходов намного больше, чем в статье доходов, но что поделаешь?! Хотелось бы, конечно, чтобы было наоборот, но так, наверное, не бывает.

Итак, планируя расходы, учитываю в первую очередь коммунальные платежи, плату по счетам за телефон, траты на мобильные телефоны. Кстати, в советские времена на ежемесячные траты, такие, как коммунальные платежи, платы за пользование услугами детского сада, деньги на школьные завтраки, уходило менее 10% семейного бюджета. Сейчас обязательные ежемесячные платежи у большинства наших соотечественников съедают намного больше.

Запланировав обязательные платежи, перехожу к планированию расходов на питание. В первый месяц вряд ли получится точно подсчитать предстоящие расходы на питание, но постепенно этой сложной наукой овладеет любой. Важно не забыть учесть, сколько денег отложить на обеды, если кто-то из членов семьи в рабочие дни питается вне дома. Приблизительно подсчитали сумму предстоящих расходов на питание, записали.

Обязательно нужно запланировать расходы на хозяйственные нужды, на средства гигиены, косметику и т. п. Планируем расходы на бензин, на проезд в общественном транспорте. Не забываем в статью расходов внести строку «Резерв». Вдруг, у вас появятся непредвиденные траты — подарки, посещение стоматолога, ремонт машины, обуви, бытовой техники и т. п.

Запланировав все необходимые расходы, подсчитываем остаток и решаем, как мы будем им распоряжаться — то ли что-то приобретем, то ли отложим. Я использую такой принцип использования остатка: я делю его на три равные части.

Одну часть мы можем потратить на себя в текущем месяце — купить что-то из одежды, книги, диски, посетить ресторан, сходить в кино, театр и т. д.

Вторая часть уходит на так называемые некрупные приобретения — мебель, бытовую технику, материалы для ремонта и т. п. Если денег в этом месяце не хватает для покупки желаемого, то их можно отложить до следующего месяца.

Ну, а третью часть я откладываю на крупные приобретения (например, на квартиру или на новую машину). Как бы мне не хотелось купить в этом месяце дорогую вещь, я все равно не выйду за рамки того, что я запланировала.

Я стараюсь продумывать расходы на несколько месяцев вперед — если в декабре я планирую купить шубу, то деньги из первой части остатка в течение нескольких месяце я не трачу на сто первую кофточку и двести второй диск для сына. Все, что не потрачено в это месяце, переходит на следующий, а потом не следующий. Таким образом — Опа! — и в декабре у меня новая шубка.

Учет и контроль расходов.

В первые шесть месяцев ведения бухгалтерии я записывала все без исключения расходы. Для этого я начертила таблицу в тетради. В вертикальных столбцах записала виды расходов. Причем, расходы на питание разделила на подвиды — молочное, хлеб, мясо, сладости, овощи, фрукты, бакалея, масло и сыр, рыба и т. п. В горизонтальных строках записывала дату траты и вид расхода, а цену помещала в нужную клеточку: 5.01, творог 2п. — 40 р. (в клеточке «молочное»). Подсчет расходов вела за день, за неделю и за месяц, причем за месяц — по видам и подвидам расходов.

Сначала тяжело привыкнуть записывать все расходы, но постепенно привыкаешь запоминать цены в магазинах, сколько и на что потрачено. Со временем появляется навык. Удобно собирать все чеки за день в сумочке, а вечером пяти минут хватает достать чеки и записать все расходы.

Есть очень удобные компьютерные программы, помогающие вести домашнюю бухгалтерию. Они облегчают вашу работу, потому что программа сама считает и выдает результат. Ваши расходы программа может представить в виде графиков и диаграмм — тогда вы наглядно увидите, какие расходы у вас реально зашкаливают. Многие такие программы можно бесплатно скачать в Интернете. Когда Вы уже определитесь, сколько и на что у вас тратится в месяц, и на чем можно безболезненно сэкономить, строгий учет расходов можно и не вести.

Анализ.

Итак, проведя подсчет расходов и имея перед глазами реальные цифры, можно приступить к анализу. В первые месяцы ведения расходов я была шокирована размером суммы, которую мы тратили на сладости. Ведь от печенья, рулетов, шоколада, мороженого и пирожных пользы совсем не много, вреда больше. И я, планируя в следующие месяцы расходы на питание, уменьшила сумму, так как выяснила, на чем без вреда (скорее с пользой) для здоровья можно сэкономить на питании.

Анализ результатов учета расходов точно показывает, на что вы тратите слишком много, и, сделав выводы, вы сможете сэкономить ваши средства.

Какая-то женщина, увидев, сколько денег в месяц она тратит на косметику, придет в ужас. Кто-то, увидев цифру в графе «Сигареты», получит мощный стимул бросить курить и вместе с тем возможность экономить.

Благодаря полученным результатам и анализу вы сможете четко планировать расходы на следующий месяц. И уж точно всегда будете знать, куда же, как пыль, разлетелись ваши денежки.

Желаю вам открыть для себя такой способ ведения домашней бухгалтерии. Он приведет вас к процветанию и благосостоянию. Главное — не переусердствовать и не превратиться в Плюшкиных!

Обновлено 21.09.2007
Статья размещена на сайте 28.07.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Артур Левицкий Читатель 13 мая 2013 в 22:51 отредактирован 27 мая 2018 в 19:55

    Спасибо большое автору за статью!)))) Никогда не вел учет своим доходам и расходам. И, как оказалось, очень зря! После первой же недели все стало настолько прозрачно и понятно, куда деваются все мои деньги и где следует сэкономить)))) Аж стыдно самому стало, что раньше не попробовал. Поначалу, пробовал записывать в блокнот. Понял, что не совсем удобно и начал искать специальные программы. Их, как оказалось, огромное количество в интернете и половина из них платные или слишком запутанные. В общем, начинайте, люди, брать под контроль свои финансы, пока они не взяли под контроль Вас ;))))))))

  • Александр Иванов Читатель 3 августа 2011 в 10:12 отредактирован 25 мая 2018 в 10:43
    Отличная статья

    Недавно скачал программу "Крохобор". Данная система позволяет не только вести учет доходов и расходов, но также и планировать домашний бюджет на месяц и год.

  • Статья еще раз подтвердила правильность моих действий в отношении семейного бюджета. Подобную бухгалтерию веду уже несколько лет и очень довольна.

    Оценка статьи: 5

  • Супер! Я тоже так делаю!

  • . К сожалению, строк в статье расходов намного больше, чем в статье доходов, но что поделаешь

    СТРОК в статье "доходы" обычно 1-2 (зряплата, нашел на улице), редко, очень редко больше (полученные на руки прибыли от инвестиций, выиграл в карты(если это не работа ), сдал квартиру и тд).
    а вот ИТОГО в строке ДОХОДЫ и РАСХОДЫ.. желательно должны быть примерно равными, правда, лучше, чтоб доходов больше было

    всем удачи в преобладании дохода над расходом!

  • Статья в закладках, на ус намотала...Проголосовала пятеркой.

    Оценка статьи: 5

  • Пишут про это много, но обычно бестолково. Как я А у вас просто здорово все, наглядно так... 5, в общем.

    Оценка статьи: 5

  • очень толковые советы! Молодец Оксана! Я так делала и когда совсем без денег была, и продолжаю делать уже хорошо зарабатывая. Подстегивает и не дает финансово распускаться! Умница!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, как раз думал над этой проблемой Спасибо

  • А я пробовала. В обычном Excel'е. Месяцев 8 вела учёт всех-всех трат...
    Очень полезное дело!
    Хотя кому как... Кому-то, может, и считать нечего...

  • Спасибо, Оксана, за опыт. А я вот сколько раз ни пробовала все считать - не получается!

  • Жууууть. А ведь когда-то экзамен сдавала по экономике, с зачетом по бухучету....

  • Это можно проделать, но разово. Как говориться для вычисления "дыр" в бюджете. Если делать это из месяц в месяц...то время, что тратиться на эту "бумажную" работу можно потратить на благо себя и бюджета.

  • В первые шесть месяцев ведения бухгалтерии я записывала все без исключения расходы. Для этого я начертила таблицу в тетради. В вертикальных столбцах записала виды расходов. Причем, расходы на питание разделила на подвиды – молочное, хлеб, мясо, сладости, овощи, фрукты, бакалея, масло и сыр, рыба и т.п. Если начнешь все это записывать, создавать подкатегории, рисуя таблички, и т.д, по-моему времени уйдет столько, что можно уже кое-что заработать...
    В стаье всё написано по делу. Но, знаете, не поможет тому, у кого денег нет или их очень мало. Человек заплатит за квартиру, телефон, детский сад, купит картошки,самого дешевого молока и булку хлеба...и так на остаток до конца месяца и протянет, считая дни до следующей зарплаты...А все эти программы и записульки, ну, не знаю, не то...Вы уж простите. К тому же приятнее иногда махнуть рукой и купить себе что-нибудь этакое, дорогое, качественное, чем копить-копить...а потом неизвестно что. Никто не знает, сколько нам суждено прожить...а жизнь она одна...

  • Жаль. когда непредвиденных расходов больше чем планируешь. Так никакие учеты и записи не помогут.

    Оценка статьи: 5

  • 5! Отличная статья! Надо попробовать вести бухгалтерию. спасибо за советы.

    Оценка статьи: 5

  • Для жителей провинции будет актуален вопрос: "А если после учёта коммунальных платежей остается меньше тысячи рублей, как распределить эти деньги по остальным статьям расходов?"

  • Дело полезное. 5.
    А для компьютеров существует много готовых программ для этого.

  • +5

    полезно всем без исключения лучше, конечно, все это делать на ПК или даже на КПК - с тетрадками можно замучаться...

    Оценка статьи: 5

    • Да, согласна, что намного удобнее вести учет на КПК, но ведь он есть не у всех- вот начнет человек планировать, учитывать и анализировать свои расходы, а там, глядишь, и сэкономит себе на КПК.
      Ну и спасибо, что оценил!

      Оценка статьи: 5