Илья Пожидаев Профессионал

«Бедность – не порок»: насколько справедлива данная формула?

Кажется, пословица «Бедность — не порок» — исконно русская. Оно и понятно: меркантильным европейцам никогда бы в голову не могло прийти нечто подобное, а нам, с нашим вселенским сознанием, личное богатство вовсе не обязательно, мы и бесплатно запустим ракеты и перекроем Енисей — оттого народный ум и сгенерировал данную формулу.

Д.Денгель, «Счастливы вместе» Фото: Источник

Кому-то с первых слов могло показаться, что я собираюсь ёрничать и иронизировать, но это не так. Тема более чем серьезна, и скажу даже больше: я разделяю утверждение, что бедность — не порок. Но с некоторыми, весьма принципиальными, уточнениями, о которых, собственно, и пойдет речь в настоящей статье.

Как всегда, хорошо бы определиться с понятиями. Что такое бедность? Это нехватка материальных средств для удовлетворения каких-то насущных потребностей. Можно ли в состоянии бедности быть счастливым? Наверное, все-таки да, при непременном условии наличия весьма скромных материальных амбиций. Но — да, счастье в бедности очень даже возможно. Оно встречается нечасто — можно даже сказать, совсем редко, но есть люди, способные быть бедными и одновременно счастливыми. Получают свои 15 тысяч рублей в месяц, периодически занимают по 500 рублей от случая к случаю — и живут себе, не парятся.

Может ли бедность стать причиной гнусных мыслей, побуждающих на гнусные поступки, в свою очередь, втягивающие человека в пучину порока? Применительно к людям, счастливым в бедности, — однозначно нет. А кто беден, но при этом завистлив, — однозначно да.

«Бедность – не порок»: насколько справедлива данная формула?
Фото: Depositphotos

Но завидовать ведь можно и будучи миллионером. Тоже всего может быть мало, и всегда найдется тот, кто материально успешнее: у одного соседа яхта больше, у второго — квартира ближе к Кремлю или к Воробьевым горам, а у третьего — и вовсе, помимо жены, 35 любовниц, и каждой из них он каждый месяц дарит бриллианты на миллион долларов.

Человеческая алчность зачастую не знает пределов, это правда. Но сама по себе бедность, как таковая, — действительно не порок. Бедность позволяет человеку физически выжить, не отказывая себе в минимально необходимых благах, а это значит, что счастье потенциально возможно и в бедности.

Ну, а как быть с тем, когда уже просто есть нечего, надеть на себя нечего, даже никуда выйти нельзя, потому что некуда и не на что? А это уже, собственно, не бедность, а нищета, то есть такое состояние, при котором приходится себе отказывать в необходимом. Вот избежать порока, будучи нищим, действительно практически невозможно. Ну, разве что периодически погружаться в медитацию эдак на недельку-другую, чтобы не тратить «лишние» деньги на хлеб, воду, водку и макароны.

Нищета неизбежно низводит человека до положения скота, который днем и ночью думает о своем желудке и о невозможности удовлетворить его естественные позывы. Но это даже вторично. В первую очередь, нищий думает о том, почему у соседа больше и, следовательно, какая он сволочь, и как мир несправедлив. В таких случаях в планах обычно не заработать больше денег, а напакостить соседу. Но даже если мысль о чуть большем заработке и приходит в голову нищего, то и она сопряжена с агрессией: мне недодали, а пойду-ка я заработаю чем-то асоциальным. Ни к чему хорошему, а уж тем более доходному, это закономерно не приводит, но логика нищеты пуленепробиваема и бульдозером не сдвигаема.

«Бедность – не порок»: насколько справедлива данная формула?
Фото: Depositphotos

Каждый много раз видел назойливых побирушек на вокзалах, в метро, в других «злачных» местах. Попробуйте доверительно пообщаться с такими нищими и от чистого сердца порекомендовать им попробовать найти работу, можете даже по доброте душевной предложить им эту самую работу. Ни разу не видел, чтоб согласились. Вас обвинят в жадности и в том, что вам все преподнесено на блюдечке, вам скажут, что работу сейчас не найти, в вас могут даже в буквальном смысле слова плюнуть, но ни в коем случае совету заработать побольше денег конструктивным трудом нищие не последуют. Никогда. Потому что это для их сознания принципиально невозможно. Такова неумолимая логика нищеты.

Жизнь нищих замкнута на зависти, ненависти и лености. В то же время, бедные легко могут быть независимыми от такого рода комплексов. Большинство бедных, конечно же, по психологии мало чем отличаются от нищих, но, тем не менее, они без проблем с головой легко могут быть и добродушными, и работящими, и с чувством собственного достоинства. Всех этих конструктивных чувств у нищего не может быть по определению. Бедность и нищета — это все же две совершенно разные материальные ниши и, как следствие, разные психологические состояния.

Многие могут спросить: ну, а как же монахи — они ведь нищие и при этом счастливые. Во-первых, с чего это все берут, что монахи счастливы? Подозреваю, что в черное духовенство идут не от избытка счастья. А во-вторых, монахи все же, скорее, бедные, чем нищие: денег у них нет, зато есть натуральное хозяйство, обеспечивающее их продукцией, минимально достаточной для их субтильного телосложения. Так что и в этом случае неумолимой логики бедности и нищеты избежать не удается.

«Бедность – не порок»: насколько справедлива данная формула?
Фото: Depositphotos

А есть люди, живущие в лесах и в пещерах, в том числе и с семьями. Но если они при этом способны добывать себе много пищи, то они могут быть даже богатыми, хоть и без денег. А если мужчина в мегаполисе зарабатывает 50 тысяч, но у него в семье 10 неработающих голов, то он и его семья — нищие, со всеми вытекающими психологическими, а то и психическими, проблемами. Богатство, средний достаток, бедность и нищета определяются не объемом хрустящей бумаги с каким-то количеством нарисованных нулей, а именно способностью удовлетворять определенные жизненные потребности.

Придется побыть банальным и согласиться-таки с сентенцией Федора Михайловича Достоевского о том, что бедность — не порок, а вот нищета — порок. Идеализация не позволяет спрятаться от материализации, хоть ты тресни. К сожалению.


Что еще почитать по теме?

Цепкие ли у бедности лапы?
Привлекаем бедность, или Как работает Закон генетической нищеты?
17 октября — Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Как, чем и зачем помогать неимущим?

Обновлено 6.02.2017
Статья размещена на сайте 29.01.2017

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • помните у Некрасова: "не жалок ей нищий убогий - вольно ж без работы гулять". никогда не подаю нищим, большинство из них - просто бездельники или члены мафии нищих. идите работать - не придётся попрошайничать. лучше бродячим животным помогайте - они не виноваты в своей участи.

    • Ольга Пруссова, о, да...наблюдала одну сцену...стоит одна бабуля на коленях у метро c иконами...на работу иду стоит, с работы опять стоит...сколько здоровья то надо иметь на это?

  • Автор выложил свою точку зрения - ну и каша же у него в голове!

    Оценка статьи: 3

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 7 февраля 2017 в 10:31 отредактирован 7 февраля 2017 в 10:37

    Рассуждения молодого человека, замкнутого на своем узком опыте (что вижу - то и чувствую) - скажем помягче.

    1) про бедность и порок поговорки есть и у других народов (на ум приходит poverty is no disgrace (no sin). А если покопаться, то они отыщуться и у др.)
    2) бедность - не нищета, умеренность и скромность - не бедность. Автор плохо различает разницу.
    3) монахи - не нищие (во всяком смысле, в нашем понимании). И с чего вы вдруг взяли, что они обязательно несчастливые? Вы там были, хотя бы?-)))
    4) и т.д. и т.п. Вся статья - это первые опыты молодого человека, подверженного мощной культуре успеха и устремления к богатству. Вопросы и "режущиеся зубы".
    Хотя, концовка в верном направлении: дело в том самом общественном мнении, уровне и установках, которые нам диктует наш социум. И нам так важно выглядеть "правильными" в глазах других-)

    Понятия "умеренность", "необходимость", "обеспеченность", "бедность", "нищета", "богатство" давно сместились, размылись. Сегодня бедным считается тот, кто может себе позволить и еду, и крышу надо головой, но не может позволить, например, поездку за границу или новый айфон. Или кому это не нужно-)
    И люди дей-но мучаются от того, что кто-то купить новый Х-крузер, а им приходится ездить на обычном Ф-вагене. (Но ведь есть те, которые просто счастливы ходить пешком-)

    Знаю на примере своей жизни, и жизни своих близких - здесь мне не нужны чьи-то книжные, тенденциозные истины (а мы были и нищими в понимании автора, и обеспеченными): чувство счастья, единения и радости бытия случается чаще именно когда человек живет скромно. И множество примеров того, когда приходящие немалые деньги разъединяют, расхолаживают, даже губят...

    Еще, откройте любую серьезную книгу (философов, например): вы убедитесь в том, что почти все они воспевают именно умеренность, свободу от вещей, свободу... И мало кто из неглупых людей пропоет вам о том, как хорошо богатство.
    Несвобода от денег, поверьте, крайне опасная штука. А иметь их в достатке и не беспокоиться о них, мало кто умеет.

  • Никита Рязанский Никита Рязанский Читатель 7 февраля 2017 в 08:12 отредактирован 7 февраля 2017 в 08:16

    Как бы ни хотелось автору, а придётся. Придётся не только побыть банальным и согласиться-таки с Достоевским, а остаться именно нищим. Сколько таких нищебродов, скитающихся в поиске интеллектуального признания и неспособных позаботиться о собственном развитии, в сети, и не только. Вот уж где порок. И к бедности это не имеет никакого отношения.
    "Бедность", если рассматривать происхождение слова, это "забота", а ещё "клятва", "присяга", "зависимость", в общем, - беда. Именно от этого - победить, означало подчинить. С этой точки зрения, бедных людей, ну просто большинство. Бедных (зависимых) по разным причинам. Графомания, как зависимость, она, как алкоголизм, тоже беда. И это конечно не порок - это всё недуг, который лечится, это лишние заботы.
    А вот "банальность", дословно, "изгнание" приводит к нищете, к поиску решения своих проблем не внутри себя, а снаружи. А ещё, "нищий" означает "чужой". Чужой самому себе.

    Оценка статьи: 2