По документам из архива удалось восстановить историю гибели и место захоронения моего дяди — Захарова Василия Семеновича.
Третий сын в многодетной семье. Он был душой и гордостью семьи — первый инженер среди Захаровых. Хорошо рисовал, сочинял стихи, играл на гитаре. На фронте — с первых дней Великой Отечественной войны.
Дальнейшее повествование о военном времени полностью основано на архивных документах.
Старший лейтенант
27 июля 1944 года 38-я армия освободила город Львов. Левофланговые части армии продвигались с боями вперед и 3 августа 1944 года вышли к государственной границе СССР.
27 июля в районе села Журавли шел крупный бой. Было взято в плен до 1000 немцев. Численность окруженных войск противника, находившихся в лесах, составляла до трех дивизий.
2 августа 1944 года батальон, где служил старший лейтенант Захаров, прибыл в село Трутовице.
268-й батальон двигался к городу Санок. Маршрут пролегал по дороге, между высокими горами, покрытыми лесом. Небольшой ночной привал…
4 августа 1944 г. В районе села Залуж оказались взорваны 5 мостов. Комбат дал приказ восстановить два из них с помощью местного населения.
Командование батальона в лице комбата Цицишвили, зама по политчасти Кудрявцева, помощника по технической части Захарова, начальника штаба Виленского выехало на рекогносцировку мостов в селе Залуж.
Старший лейтенант Захаров с подразделениями батальона приступил к выполнению боевого задания по восстановлению разрушенных противником мостов на шоссе Залуж−Санок.
В 13.00 поступили сведения, что две подводы роты обстреляны бронетранспортерами противника, вышедшими из леса, восточнее железнодорожной станции Залуж. Комбат приказал 2-й и 3-й роте прочесать район станции. В районе станции Залуж были обнаружены трупы 10 лошадей 1-й роты.
В 14.00 роты достигли опушки леса, откуда вышли 6 бронетранспортеров и один танк противника. Они открыли огонь. Роты залегли. Завязался бой с бронетранспортерами и подходящей пехотой.
Противник прорвался в село Залуж, роты остались сзади.
В 15−00 три бронетранспортера противника с десантом автоматчиков ворвались в село Залуж и внезапно появились у моста, который восстанавливали саперы под руководством Захарова.
В момент внезапного появления бронетранспортеров противника тов. Захаров, действуя в соответствии со сложившейся обстановкой, занял оборону и в течение часа вел бой с противником. В неравном бою проявил исключительный героизм и не щадя своей жизни, как верный сын Родины, пал смертью храбрых.
Около 16.00 4 августа противник прорвался в город Санок и продержался там до 11 августа.
Группа разведчиков пробралась в село ночью 4 августа. По опросу местных жителей в селе Залуж была найдена могила. При вскрытии были обнаружены трупы Виленского и Захарова. Личности убитых были засвидетельствованы лицами, производившими вскрытие, и документами, обнаруженными в одежде убитых. Противник обстрелял разведчиков. Они засыпали могилу и под огнем противника отошли. Поиск погибших производился в течение ночи под командованием старшего лейтенанта Шушкет.
С 4 по 12 августа 1944 года группами и поодиночке возвращались из района Залуж, где вели неравные бои офицеры, сержанты и рядовые. Но среди них не было никого из командования батальона.
11 августа, когда выгнали немцев из города Санок, поляки показали безымянные могилы, в них хоронили тех, кого подобрали на улице, в садах, огородах, за околицей.
В течение ночи 13 августа 1944 года в селе Залуж отрыты, опознаны и привезены в штаб трупы Захарова, Виленского, Кудрявцева, Обозного, Талалай. Все они похоронены с отданием воинской почести на кладбище села Трепча Санокского уезда Краковского воеводства в Польше. Оформлен памятник погибших 4 августа в селе Залуж и восстановлена ограда вокруг кладбища села Трепча.
5 человек из батальона не вернулись с поля боя, их могилы не найдены и они считаются без вести пропавшими. Позже выяснилось, что командир батальона был ранен в обе ноги и попал в плен.
Они не вернулись, но продолжают незримо охранять рубежи нашей Родины.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...