После возвращения из Кузнечного для нас, десяти студентов кафедры экономической географии, началась практика — экскурсия по Волге, которая запомнилась на всю жизнь.
Вместе с нами в поездке участвовали три китайских аспиранта с нашей кафедры — Ван, Чен (или Чжен) и Ян, очень милые, интеллигентные ребята. Они заканчивали аспирантуру и неплохо говорили по-русски, хотя и с акцентом. Руководила практикой и несла за нас полную ответственность преподаватель Лагутина Екатерина Ивановна.
Целью практики было познакомить нас с хозяйством различных районов страны, с промышленными предприятиями. За время поездки мы посетили четыре крупных города на Волге: Горький (теперь Нижний Новгород) и Куйбышев (сейчас Самара), Сталинград (Волгоград) и Ростов-на-Дону. Я использую старые названия, как они у меня записаны в дневнике. В Горьком, Куйбышеве и Сталинграде мы были по пять-шесть дней, в Ростове-на-Дону — два дня, там практика заканчивалась.
Кроме перечисленных городов, где мы базировались, еще посетили немало небольших, но очень интересных населенных пунктов. Всю поездку оплачивал университет, то есть проезд, жилье и даже небольшие «суточные» на питание.
27 июля 1959 года в середине дня поездом мы прибыли в Москву. Там были всего полдня, но побывали на Ленинских горах около МГУ, съездили на ВДНХ — Выставку достижений народного хозяйства, погуляли по Красной площади. А в полночь сели в поезд — Москва — Горький. Утром 28 июля были уже в крупнейшем городе на Волге, Горьком (Нижнем Новгороде).
Устроили нас в общежитии университета, условия хорошие — по три человека в комнате. Во второй половине дня наша руководитель провела беседу, рассказала о планах на всю неделю и отпустила гулять самостоятельно. Конечно, отправились к Волге! Душа пела от восторга при виде этой могучей реки!
29-го с утра была встреча в Совнархозе — старшие помнят, были такие органы регионального управления. Там с нами беседовал ответственный работник планово-экономического отдела. Он очень интересно рассказал о промышленности Горьковского экономического района, о достопримечательностях города, посоветовал, что посмотреть.
Что же мы успели осмотреть в Горьком за неделю пребывания? Самое яркое впечатление — ГАЗ, Горьковский автозавод! Экскурсию проводил главный инженер штамповочного цеха, ходил с нами весь день. Мы были в восторге от всего увиденного, осмотрели наиболее интересные и понятные для нас цеха. Завод огромен, в нем было 140 цехов, в них — около 80 тысяч рабочих и инженеров, население среднего города.
Главный конвейер цеха сборки ГАЗ-63, ГАЗ-63а и ГАЗ-51 имеет в длину 230 метров, а когда завод только построили, в 1932 году, он был 80-метровым. С главного конвейера каждую минуту или полторы минуты сходит автомашина.
Еще мы посмотрели цех сборки легковых автомобилей «Волга» и «Чайка», цех сборки кузовов и штамповочный. Особенно понравилась «Чайка», она действительно похожа на птицу, готовую взлететь. Машина развивает скорость 160 км в час! (Не удивляйтесь моему восторгу, ведь это был 1959 год.)
Завод утопает в зелени, около каждого цеха деревья, клумбы с цветами, фонтаны, скамеечки. В каждом цехе работают столовые самообслуживания, в одной из них мы пообедали очень вкусно и дешево. При заводе имеются два техникума, филиал Горьковского политехнического института, свои вечерние школы, училища по подготовке рабочих — то есть созданы все условия для учебы и работы.
Побывали мы с экскурсией в Кремле, построенном в XVI веке, и в краеведческом музее, посетили дом-музей
В один из дней ездили на экскурсию в поселок Правдинск, где тогда находился крупный ЦБК — Целлюлозно-бумажный комбинат. Правдинский комбинат выпускал газетную и оберточную бумагу, причем газетной бумагой обеспечивал весь Советский Союз, а часть поставлял за границу. Комбинат построен в 1928 году, это детище первой пятилетки. Нам показали полностью весь процесс — на наших глазах из еловых стволов рождалась бумага!
2 августа ездили на автобусе в небольшой городок Павлово на Оке, в промышленный музей. Ехали два с половиной часа. Из окна автобуса открывались такие дали! Дорога идет по угорам, с холма на холм, то вверх, то вниз. Кругом столько зелени, и из неё выглядывают домики сел. Природа необыкновенно красивая.
Павлово стоит на высоком берегу Оки. Это очень древний город, прославившийся умельцами по изготовлению всевозможных замков — от самых больших, до крошечных, ножей всевозможного назначения, топоров. Все это представлено в Павловском музее. Мы видели такие маленькие замочки, которые весят чуть больше одного грамма, и даже один замочек нам показали весом 0,26 грамма.
4 августа в 14 часов на большом теплоходе «Добрыня Никитич» мы отошли от причала гостеприимного Горького по направлению к Куйбышеву. Путь занимает двое суток, в больших городах теплоход делает довольно длительные остановки, можно сойти на берег и погулять полчаса. Правда, нам удалось это сделать только в Казани и в Ульяновске, где на берегу, рядом с пристанью, был настоящий рынок, и мы покупали себе помидоры, огурцы, яблоки. Остальные большие остановки пришлись на ночное время.
Теплоход очень красивый, огромный, четырехпалубный. Мы познакомились с молодыми механиками, которые тоже были студентами и проходили практику на теплоходе, и они нам показали и машинное отделение, и рубку, и все палубы. Путешествие было приятным!
В один из дней ездили на экскурсию в поселок Правдинск, где тогда находился крупный ЦБК — Целлюлозно-бумажный комбинат.
Почему же - был? Он и сейчас там стоит! И всё так же выпускает бумагу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
2 августа ездили на автобусе в небольшой городок Павлово на Оке
Гера... А как же Павловский автомобильный завод, выпускавший знаменитые ПАЗики (автобусы ПАЗ)?!! В 59-ом завод уже должен был работать...
Кстати, сейчас как-то не слышно про бренд "павловские замки", но в советское время о нем знали многие. Как-то я поинтересовался в отделе скобяных товаров качеством приглянувшегося мне замка: как, мол?! На что получил в ответ: "Да ты что, мужик, это - павловский... ПАВЛОВСКИЙ замок!".
И ещё, что тогда меня поразило. В паспорте приобретенного мною по итогу замка было написано, что он изготовлен... АРТЕЛЬЮ. Название артели, как-то не запомнилось, а вот само слово артель (не завод, не фабрика, - АРТЕЛЬ) - врезалось в память. Помню, еще подумал: "Вот, атавизм капитализма. Небось, ещё со времен НЭПа сохранилась эта самая артель"...
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо, за отклик! Про "ПАЗики" нам ничего не говорили, видимо руководство решило, что и ГАЗа достаточно. А может и времени на еще одну экскурсию не было, все ведь планировалось заранее..
0 Ответить