До шоссе друзья не дошли. На лесной поляне, на которую они приехали на автобусе, было много транспорта.
— Наверное, сюда любят приезжать туристы, — рассудительно заговорил Любознайка, — а это значит, что здесь мы можем найти машину или автобус, следующий до аэропорта. Идём слушать разговоры людей.
— Идём! — согласился Многознайка.
Паучок и муравей без устали сновали от одной машины к другой, от одного автобуса к другому. Наконец они услышали заветное слово «самолёт». Но вслушавшись в беседу, поняли, что речь идёт вовсе не о полёте, а о том, какие самолёты будут в будущем.
— Мечтатели, а не путешественники, — разочарованно проговорил Многознайка, направляясь к автобусу, в который заходили люди.
Вдруг он услышал:
— Завтра утром мы уже будем в Африке и ступим на раскалённый песок Сахары…
— Любознайка, иди сюда! Садимся! Они летят в Африку, — радостно закричал муравей.
Друзья благополучно прибыли в аэропорт и сели в самолёт. Они забрались в рюкзак одного из путешественников и утром вместе с ними ступили на песок Сахары.
Любознайка уже имел представление о пустыне, поэтому сказал муравью:
— Нам нельзя отходить от людей. Если потеряемся в этой огромной и жаркой пустыне, то пропадём.
— Понял, — ответил Многознайка, и друзья, усевшись в тени рюкзаков, терпеливо стали ожидать, когда же путешественники пойдут на экскурсию.
Но люди не спешили. Сначала они долго любовались необычными пейзажами. Вдалеке, среди скалистых горных вершин, кое-где виднелись пустынные травы. А прямо перед ними громоздились дюны золотистого песка.
Солнце катилось к закату, и часть дюн окрасилась в зловещий чёрный цвет. Люди засуетились и начали что-то мастерить. Вскоре возле одиноко растущей пальмы они построили себе жилище — палатку. Потом запахло едой, послышалась музыка.
— Сегодня они точно никуда не пойдут, — недовольно пробормотал крестовик, — давай, пока совсем не стемнело, хоть немного погуляем, — предложил он.
— Сходим вон до той, самой близкой, дюны. Дойдём до неё и сразу же вернёмся, — предложил муравей.
— Идём! Здесь мы точно не заблудимся — палатка яркая, её будет видно издалека.
И друзья отправились на прогулку. Они бодро шагали к намеченной цели. Но чем дальше они отходили от палатки, тем темнее становилась дюна. И вот настал момент, когда она слилась с ночным небом. Сплошная темень окружила путников. Муравей изо всех сил вертел своими усиками, но ничего не мог понять. Со всех сторон только песок и ничем живым не пахло.
— Хоть бы паучок какой-нибудь местный повстречался или муравей, — шептал испуганным голосом Любознайка.
Вдруг в последнем заходящем солнечном лучике что-то блеснуло и тут же потухло. Многознайка оживился, его усики напряглись, он схватил друга за лапку и сказал:
— Пойдём по следу. Здесь недавно прошёл муравей. Я, конечно, не знаю, какой у него характер, но стоит рискнуть — хоть какая-то надежда на спасение будет.
— Пойдём! У меня же сохранился белый флажок, я его прилепил паутинкой к задней лапе, — отозвался паучок, доставая маленький белый флажок.
Друзья направились на поиски местного муравья. Впереди шёл Многознайка. Он то и дело останавливался, уточняя направление движения.
Когда муравей в очередной раз остановился, Любознайка обошёл его и продолжил шагать вперёд. Вдруг он обо что-то споткнулся и растянулся на песке. Паучок поднял голову и снова прилип к песку — перед ним стоял муравей и недовольно водил усами.
Любознайка сообразил, что надо делать. Он быстро поднялся на лапы и начал размахивать перед муравьём белым флажком.
— Да перестань ты махать этим белым лоскутом у меня перед носом, — послышался недовольный голос местного жителя. — Кто ты такой? Откуда здесь взялся на мою голову?
Подоспел Многознайка и начал объяснять муравью, кто они такие и что им надо. Казалось, тот понял и готов был помочь путникам.
Ощупав усиками незваных гостей, муравей сказал:
— Идёмте сначала в наш дом, отдохнёте, покушаете, а рано-рано утром я покажу вам дорогу к лагерю людей. Я знаю, где они всегда строят свои временные дома. Здесь они изучают нашу жизнь и снимают про нас фильмы. Они хорошие люди — вреда нам не причиняют.
— А какого ты вида? — спросил Многознайка местного муравья.
— Я серебристый муравей, из рода муравьёв-бегунков. Серебристыми нас называют из-за серебристого цвета волосков, покрывающих наше тело. Эти волоски хорошо отражают солнечные лучи и помогают нам выживать в этой жаркой местности.
— А где вы строите свои муравейники? И почему вас ещё называют бегунками? — продолжал расспрашивать садовый муравей.
— Живём мы небольшими семьями в норах. У нас длинные лапы, и мы умеем очень быстро бегать. Находим добычу и обратно в дом, чтобы не перегреться. Здесь много ящериц, наших главных врагов. Вот и приходится бегать как можно быстрее, чтобы от ящериц спастись и еду найти. Поэтому и называют нас бегунками, — закончил свой рассказ серебристый муравей, подходя к небольшой горке песка, окружавшей лаз в нору.
В глубине норы было чисто и уютно. Местный муравей познакомил путешественников с сородичами, накормил их и показал уютное местечко, где они смогут отдохнуть.
Солнце ещё не взошло, когда серебристый муравей разбудил путешественников.
— Пока не так жарко, идёмте, я покажу вам дорогу в лагерь людей, — сказал он, направляясь к выходу.
Друзья поспешили за ним. Песок немного остыл за ночь и не обжигал лапки. Местный муравей развернулся спиной к восходящему солнцу и сказал:
— Идите так, чтобы солнце светило вам в спину. Скоро вы увидите пальму, возле которой люди ставят свои палатки.
Поблагодарив гостеприимного жителя Сахары, друзья пошли на поиски своих попутчиков. Действительно, вскоре они увидели пальму, а возле неё яркое большое пятно — это была палатка людей.
Паучок и муравей пришли вовремя. Не успели они отдышаться от быстрого перехода по песку, как подъехала машина. Люди быстро собрали палатку, вещи и уселись в неё. Друзья не отставали от них — они юркнули под сиденье и стали прислушиваться к разговорам людей.
Как оказалось, они направляются в тропическую часть Африки. В это время года там происходят массовые переходы кочевых муравьёв на новые места.
За время пути друзья узнали много чего об африканских кочевых муравьях, и это их очень напугало. Оказывается, эти муравьи в несколько раз крупнее муравьёв, с которыми им приходилось встречаться. Живут они огромнейшими колониями, в которых может быть больше двадцати миллионов муравьёв.
Кочевые муравьи не живут на одном месте и не строят муравейников. Они постоянно переходят с места на место, поэтому их и назвали кочевыми. Чтобы прокормить такое количество членов колонии, муравьи-охотники нападают на всех мелких животных, которые попадаются им на пути. Их жертвами становятся даже змеи, ящерицы и птицы, которые устраивают гнёзда на земле. Редко кому удаётся спастись от такой армии хищников.
Друзья притихли, слушая рассказы водителя, местного жителя, про набеги кочевых муравьёв.
— Слушай, Любознайка, нам лучше не высовываться из машины, — сказал садовый муравей. — Эти кочевники наверняка нас съедят.
— А как же мы будем наблюдать за ними? — спросил паучок. — Давай что-нибудь придумаем.
— Давай подумаем, — неуверенно отозвался муравей.
Друзья думали-думали, но ничего толкового не приходило в их головки.
В это время водитель сказал:
— Кинокамеру вам лучше установить на крыше автомобиля, и самим туда забраться. Если вы будете стоять у муравьёв на пути, вам не поздоровится.
— Слышал, что сказал человек? Отличная идея. Мы тоже устроимся на крыше, туда муравьи-охотники не полезут, — с умным видом изрёк Любознайка.
— Хорошо, спрячемся на крыше и оттуда будем наблюдать за кочевниками, — сказал Многознайка.
Через время автомобиль съехал на обочину дороги и остановился. Близился вечер. По шоссе, словно ручей с грязной водой, потянулась колонна муравьёв.
Перебравшись через дорогу, колонна сбавила скорость. Разведчики засуетились, выбирая подходящее место для ночлега. Вот они подошли к стволу упавшего дерева, на котором торчали обломки крупных веток. Похоже, место разведчикам понравилось. Они отправились за рабочими. И вскоре работа по сооружению временного жилища закипела.
Сотни рабочих муравьёв забрались на ветку, сцепились коготками лапок друг за друга и образовали живую цепочку, которая свесилась до самой земли. Через время из таких цепочек образовался вместительный висячий шатёр. Рабочие затащили внутрь королеву и её потомство — яйца, личинок и куколок в коконах.
Многознайка так увлёкся наблюдением, что не заметил, как подполз к самому краю крыши. Вдруг его лапки заскользили по гладкой поверхности, и он свалился вниз.
— Ой-ой-й! — только и успел крикнуть садовый муравей.
Любознайка с ужасом смотрел, как его друг летит прямо на спину крупного рабочего муравья, тащившего в гнездо кокон. Многознайке повезло: кочевник был занят важным делом и не обратил внимания на приземлившееся у него на спине существо.
Кочевой муравей всё ближе подходил к живому шатру, и тогда паучок прошептал:
— Или спасу друга, или погибнем вместе.
С этими словами крестовик закрепил паутину за кинокамеру, стоящую на крыше автомобиля, и прыгнул в сторону идущего кочевника. Он рассчитал прыжок верно и теперь планировал прямо на Многознайку. Время для него тянулось так медленно, как идущая на прогулку черепаха.
И в тот миг, когда муравьи, из которых состояло живое гнездо, учуяли запах чужака и заволновались, паучок всеми своими лапками ухватился за садового муравья.
«Теперь только чудо спасёт нас», — подумал Любознайка, спрыгивая со спины кочевого муравья. Со всех сторон к путешественникам спешили муравьи-солдаты, ещё миг — и они схватят их своими ужасными жвалами.
И в это время произошло чудо — машина тронулась. Друзья, как на страховочном тросе, двигались за ней на паутинке. А колония кочевых муравьёв всё дальше и дальше отдалялась от путешественников.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...