Карин Андреас Мастер

Как сделать фотографию? Моя история

Наверное, скажете: проще простого — нащелкать кадры цифровой камерой или на телефон, загрузить их в компьютер, выбрать нужные снимки, обработать программой Photoshop, скинуть удачные из них на флешку и отнести в фотоателье, где их подвергнут обработке и напечатают. Всё сейчас просто, а ведь всего 25 лет назад это был трудоемкий процесс, окутанный тайной. Была некая романтика, действо.

Itsra Sanprasert Shutterstock.com

Любитель печатать фотографии имел соответствующее оборудование. У нас дома были даже книги по фотографии.

Печать черно-белых фотографий была проще и дешевле цветных и потому была более распространена. В нашей семье фотоаппарат появился в 1957 году — папа купил «Зоркий-2С». Последние фотографии на нашем оборудовании были напечатаны моим младшим братом в 1986 году.

Папа покупал пленку и с загадочным видом запирался в кладовке — ведь пленка заправлялась в фотоаппарат в темноте, иначе ее можно было нечаянно засветить и тогда она становилась бесполезной. В пленке было 36 кадров, но первый кадр мог засветиться. Прежде чем щелкнуть, нужно было выбрать удобное место, удачное освещение, настроить фотоаппарат. Для правильной настройки фотоаппарата использовали экспонометр — устройство для определения световых условий съёмки.

Пленку всю прощелкали? Теперь нужно ее извлечь из фотоаппарата обязательно в темноте. Далее пленку проявляли. Для этой процедуры нужны были химические реактивы и бачок.

Пленка проявлена — ее следовало высушить. Для этого на веревочке с помощью бельевой прищепки пленка закреплялась за тот самый первый испорченный кадр.

Мокрую пленку пальцами? Вы испортили какие-то кадры. Нужно очень осторожно за края пленки. Наконец пленка высохла и все пытаются в негативах разглядеть себя. Опять нужно напоминать: пальцами к кадрам не прикасаться. Если на пленке есть кадры, достойные дальнейших затрат, то можно приступать к процессу печати.

Процесс печати фотографий — это священнодействие. Необходимо иметь: фотоувеличитель, реле времени, лабораторный фонарь, кадрирующую рамку, глянцеватель, ванночки для проявления фотографий и пинцет, чтобы доставать фотографию из ванночки. Еще покупали фотобумагу и химические реактивы: проявитель, фиксаж (закрепитель) и реактивы для тонирования (по желанию).

Печатались фотографии ночью, когда дети спали. Движение в доме прекращалось, окно занавешивали одеялом, свет всюду выключали, и кто не спал — ходил на цыпочках. С фотобумагой и пленкой для чёрно-белой фотографии можно работать только при красном свете, поэтому весь процесс печати происходил при свете лабораторного фонаря с красным светом.

Проявитель и закрепитель приготовлены и разлиты по ванночкам, стоят две ванночки с чистой водой. Фотоувеличитель готов к работе. Кадрирующая рамка установлена. Фотобумага и пинцет под рукой. Чтобы сделать тонированную фотографию — коричневую или зеленую, готовился специальный раствор и заливался в отдельную ванночку. Включайте лабораторный фонарь и гасите свет!

Пленка прокручивается, и на простой белой бумаге виден кадр. Если он отличного качества, то можно сделать большую фотографию. Если резкость плохая, то можно попробовать сделать маленькую фотографию.

Фотобумага бывает матовая, глянцевая и тиснёная разных размеров: от маленьких — 6×9 см, до больших — 30×40 см. Если в наличии была фотобумага большого размера, а нужно напечатать маленькие фотографии, то большой лист разрезался специальным фотографическим ножом при красном свете. Бумага тут же пряталась в пакет, чтобы случайно не засветить — фотобумага чувствительна к свету, как и не проявленная пленка.

Из пакета доставался один лист, укладывался под фотоувеличитель. Включали фотоувеличитель и реле времени — если реле нет, то считать до десяти. Продержав нужное время, фотоувеличитель и реле отключали, лист отправлялся в проявитель. В проявителе лист оставался нужное время — на нем постепенно проявлялся снимок. Опытный фотограф знал, сколько следует держать в проявителе: если передержать, то фотография получалась темной, если недодержать — светлой. С помощью пинцета бумага доставалась из проявителя. Для тонирования фотографии лист опускали в нужную ванночку. Далее лист отправлялся в чистую воду — смыть проявитель и после этого — в закрепитель (фиксаж).

Потом бумага промывалась в ванночке с чистой водой. И сушиться. Фотографии клали на газету, чтобы вода стекла с бумаги. У нас не было глянцевателя, папа использовал большое стекло, чтобы фотографии получились глянцевые: мокрые отпечатки с помощью резинового валика приклеивали к очищенной поверхности стекла — лицевой стороной на стекло, где они высыхали. К концу процесса печати, все стекло было оклеено снимками. Обычно утром фотографии легко отходили от стекла.

С глянцевателем сушить фотографии стало проще: снимки клали на зеркальную поверхность глянцевателя и включали прибор. Глянцеватель нагревался до 50−70°С при времени процесса 6−10 минут — сухие фотографии отпадали.

С раннего утра домашние толпились у стола, выхватывая свеженапечатанные фотографии друг у друга. Они имели свой особый запах.

Качество фотографий зависело от настройки фотоаппарата, качества проявленной пленки, времени проявления/фиксации.

Получение хорошей черно-белой фотографии — это искусство!

Вспомнился один забавный случай — любители всего советского зааплодируют. Однажды старший из моих братьев — тогда еще старшеклассник, разобрал фотоаппарат. А когда собирал, какие-то детали остались «лишними» — он не знал куда их девать. Проблему решил просто: завернул в мятую бумажку, думал заняться ими позже. Убирая комнату, я решила что это мусор и ту мятую бумажку выбросила. Будете смеяться, но качество фотографий от этого не пострадало.

Любительские фотографии — не лучшего качества, но это не просто снимок мгновения, а история, маленький эпизод из жизни. Фотографии — это маленькие радости детства, где я — ребенок, и рядом молодые папа и мама.

Обновлено 30.05.2017
Статья размещена на сайте 19.05.2014

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Иван Чемиков Читатель 15 июня 2014 в 13:42 отредактирован 15 июня 2014 в 13:44

    Странный текст. Как познавательный - слишком абстрактный и слишком много в нем субъективностей. Как художественный - слишком сухой и техничный, нет в нем нотки ностальгии и ощущения, что автор сам пережил все это. Видел со стороны, не более. И не зацепило.
    А как повод для комментариев - хватило бы и заголовка.

    • Иван Чемиков, вы правы. Заголовок изменила редактор под влиянием комментариев - вот и получился странный.
      А сама статья... нравится она или нет - дело вкуса.

      Оценка статьи: 5

  • Да, фотопроцесс - штука увлекательная. И каждый может вспомнить какие-то его особенности, ускользнувшие от внимания автора либо просто потому, что забылись, либо в виду ограничений, предъявляемых журналом к объему статьи.
    Но есть в ней ещё один аспект, на который я бы хотел обратить внимание. Старые фотографии, как правильно говорит Карин, - это материализация нашей памяти. Уже давно нет многого из того, что мы когда-то запечатлели своими пленочными фотоаппаратами. А на снимке всё это есть, сохранилось. Точно такое же, каким было тогда, когда мы нажимали на кнопку фото-затвора.
    Вот. Один из моих первых снимков. Выполнен камерой "Любитель-3М". Когда-то, на его выпуск, этот аппарат моему дядьке подарила его старшая сестра, о которой я пишу в материале, который должен выйти 22-го. Дядьку фотопроцесс не особо увлек и камера перешла ко мне. После неё у меня появилась "Смена-8М" (к ней легче было найти оборудование для печати). А заканчивал я уже "ФЭД-3".
    Кусочек старого бабушкиного двора. Сложенные у забора дрова, которые мы, пацанва, должны были распилить, порубить и сложить в сарай, край которого виден на снимке. На дровах большая КрАЗовская камера с которой мы ходили на речку. Куры безымянные. А собаку звали Дамка. Я как-то, ещё щенком приволок её с речки. Видно, кому-то из моих сверстников дали поручение утопить её, а у того духу не хватило...

    Оценка статьи: 5

  • если сравним процесс печати фотографий тогда и сейчас, разница, как между танцем у костра и дома - но у костра всё ж интереснее.

    Оценка статьи: 5

    • Карин Андреас, я бы добавил сюда возможность составлять проявители самому, при очень большом желании добывать кинопленку и резать ее на 36 кадров. Качество - отменное. Каждый любитель "извращался" как мог.

    • Карин Андреас, да, кто бы спорил, у костра, конечно же, романтичнее, да с гитарою, да при луне Эх, не всегда прогресс на пользу, теряется какая - то духовность, всё сводится до какого - то рационализма и практичности

      Оценка статьи: 5

  • А с каким трудом покупались (точнее "доставались") все эти плёнки, реактивы, бумага! Помню, бумага была глянцевая и матовая, плёнка хорошая считалась шосткинская "Свема", хуже - казанская. А высший шик - ГДРовская.
    Но Вы совершенно правы: это было Таинство!

    Оценка статьи: 5

    • Елена Максимовская, в статье, судя по описанию технологии, речь - о черно-белой фотографии. В середине 1970-1980-е для ч/б все покупалось без проблем. Из фотобумаги наиболее популярна была универсальная - Унибром, производилась на Переславском химзаводе, на "Славиче". Реже использовались Бромпортрет, Новобром. В отношении пленки - да, шосткинская - надежная и мелозернистая. Из ГДР - ORWO - если не ошибаюсь, это больше для цветной печати и пленка для слайдов. Точно не помню, настаивать не буду))

      • Люба Мельник, у вас на все и всегда находится оригинальный ответ. Вы никак не хотите признать тот факт, что СССР был громадной страной. Снабжение ее глубинок и окраин находилось далеко от идеалов.

        • Сергей Марфин, мы тут статью обсуждаем, делимся собственным наблюдениями. Если у вас есть что добавить - наверное, коллеги с удовольствием прочитают, да и автор протестовать не будет. Если ж статья вас не интересует, а поговорить хочется обо мне, тянет попридумывать, что я хочу, что не хочу - сдержите себя.

      • Люба Мельник, вы скорее правы, я не помню черно - белой ГДР ской пленки, лично я покупала только слайдную, хотя была помню и цветная пленка простая, но делать цветные фотографии в домашних условиях было трудоемко и накладно всё - таки, реактивы были дороговаты А так, хорошая у вас память, я все эти названия бумаг и пленок уже забыла

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Богданова, Спасибо, что хоть не к ночи напомнили!
          Священный ужас возни с корректирующими светофильтрами...
          Тьфу на тебя! Сгинь и распадись!

          Оценка статьи: 5

          • Аркадий Голод, да и с черно - белыми фотографиями, приходилось сидеть по ночам от заката до рассвета Ох, уж эти бессонные ночи, но мы были тогда молодые и нам было море по колено

            Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 14 июня 2014 в 14:35 отредактирован 14 июня 2014 в 14:35

      Елена Максимовская, во - во, Елена, и это тоже, как дополнение из нашей памяти, а помните, ГДРские слайдные пленки, из которых делали слайды красочные и потом собирались и рассматривали на белом экране Это ведь тоже из истории фотографии, только не на бумаге, а на маленьком кусочке пленки, вставленном в рамочку, как замерзшие кадры из фильма нашей жизни

      Оценка статьи: 5

  • Точно, история фотографии, у каждого она своя, у меня, например, по началу ничего из лишних прибабахов не было, ни рукава, ни реле времени, ни глянцевателя, откуда у бедного студента много денег, а это стоило немало...Появилось всё попозже, но к тому времени, у меня настолько была набита рука, что это было уже не нужно, а глянцевые фотографии, вообще, мне стали не нравится

    Оценка статьи: 5

  • Карин Андреас, красиво было бы в заголовке вместо "Из истории фотографии" написать" Моя история фотографии" - чтобы отметить личное отношение, личное участие в теме.
    Неудачно в заголовке повторяется слово "фотография".

    • Люба Мельник, вы правы, наверное, но процесс печати фотографий для всех был один и тот же.

      Оценка статьи: 5

      • Карин Андреас, )) отнюдь. Частности, которые описываете вы, - только ваши. Общий - технологический процесс, а молодые папа-мама у каждого свои. Как и выработавшиеся в каждом отдельном случае приемы прохождения процессов изготовления фотографий))
        Ваш отец, чтоб пленку зарядить, запирался в темном помещении. Я использовала рукав - как и для заправки пленки в бачок.
        Вы, видимо, сами пленку в бачок не вставляли - иначе описали бы этот процесс намотки пленки в улитку наощупь. Вы, видимо, и не проявляли пленку, и не наблюдали за тем, как это делается - иначе описали бы, как бачок слегка потряхивают, чтобы пузырьки воздуха не помешали процессу проявления пленки, как улитку в бачке вращают, обеспечивая контакт пленки со свежим проявителем.
        Я бы написала, что в воду для окончательной промывки пленки я добавляла каплю шампуня - чтобы на гладкой подложке пленки не остались при высыхании следы капель воды. Кстати, для сушки пленки использовались не неведомые мне (может, кому-то ведомые?) "бельевые шпильки", а бельевые прищепки. Притом - две - одна закрепляла пленку на веревке, вторая - утяжеляла нижний конец, чтобы пленки (если проявляли за один раз несколько пленок) не соприкасались, колеблемые воздухом.
        И проявитель, и фиксаж я чаще составляла сама - и в моей фотолаборатории потому имелись весы с набором гирек. И в "моей истории фотографии" было понимание того, что проявители и фиксаж должны быть свежие. А также - насколько важна оптимальная температура для обработки материалов - это особенно важно для пленочного проявителя. А значит, в "моей истории" имелось бы описание наблюдений за остыванием растворов до нужной температуры. Еще я использовала стоп-раствор - уксус, поскольку проявление продолжалось те мгновения, что бумагу переносили из проявителя в воду для промывки и из воды - в фиксаж.
        Накатывать фотки на пластины глянцевателя удобно было через несколько слоев газетной бумаги - газетной по фактуре, а не по первичному использованию (поскольку я работала в газете, мы из типографии получали для письма и машинописи обрезки газетной бумаги формата а4 - такая бумага отлично снимала лишнюю воду). Такое максимально осушение снимков перед глянцеванием ускоряло процесс сушки, а на тряпке, которой крепились пластины в глянцевателе, не оставались потеки, от которых могли испачкаться впоследствии фотографии.
        Еще на будущее, в отношении стиля - попробуйте не злоупотреблять возвратными глаголами: "бумага пряталась в пакет" - так занятно звучит)) Имело бы смысл отметить, что лапать не следовало слой именно эмульсионный. Вообще текст приятный. Ценен именно личный опыт, личный путь по общей для всех схеме, личностный подход сохраняет аромат эпохи.

        • Люба Мельник, какие интересные подробности. Я не печатала фотографии сама, была лишь наблюдателем. И у нас действительно не было такого специального рукава для заправки пленки, но я сама в ванной, в темноте несколько раз заправляла пленку.

          Оценка статьи: 5

        • Люба Мельник, Личный опыт!
          Он такой разный.

          Вы работали в редакции, а я - в больнице.
          Для печати почти идеально подходят рентгеновские реактивы.
          А на дежурствах спать вообще как-то было не принято.
          А если еще любопытные симпатичные сестрички заглядывали посмотреть, что это молодой (тогда еще) доктор делает в таинственном красном полумраке...

          Приходилось прерывать творческий процесс.
          Но оно того стоило!

          Оценка статьи: 5

  • Спасибо, Карин, всё верно, как это мне знакомо, всё было, куча фотоаппаратов от Смены 8М до Зенита, а также вся аппаратура для проявления печати, глянцевания. Фотографирование это было процессом и творчеством, а не то, что сейчас фотографируют всё подряд, даже уродство и глупость Вот именно, раньше было 36 кадров и мы выбирали, что снимать и не снимали что попало, иногда прогресс количественный приводит к снижению качество, что сейчас и происходит, фотографируют все и не только для памяти и проявления творчества, а просто так, да бы щелкнуть...

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Богданова, спасибо за отклик! Вы правы: сейчас щелкают все подряд и выставляют на всеобщее обозрение.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 19 июня 2014 в 21:26 отредактирован 19 июня 2014 в 21:31

        Карин Андреас, "Они сидят неодинаково: // она в анфас, он кое-как. // На старом фото А.Ахматова, // а рядом с ней Б. Патерннак.
        И в мир с печалью одинаковой // глядят сквозь славы яркий мрак // непревзойдённая Ахматова, // неповторимый Пастернак." (неведомый поэт).
        Это к вопросу о сохранении на фото моментов жизни. Спасибо за ностальгическую статью. Я провёл в ванной для фотопечати немало волнующих часов, организовывал фотовыставки. Жаль не могу пульнуть свои фото с претензиями на художественность.

        Запомнилось объявление в Гипромезе. "Товарищ, стой ! Узнать охота, // каков ты мастер по части фото?" И дальше шёл разъяснительный текст в стихах.

  • Лирично и ностальгично.

    Только поправьте: не фиксатор, а фиксаж[/I.]

    Первый кадр на пленке не засвечивался. В жертву засветке приносился специально оставляемый хвост.

    Для зарядки пленки в кассеты не нужно было прятаться в кладовку. Проблема решалась при помощи специального рукава из плотной черной ткани с резинками на концах.
    А в магазинах были такие "черные ящики" с черными рукавами.
    Купив пленку, можно было сразу же снарядить кассеты.
    В экстренных случаях роль черной камеры неплохо исполняло пальто или телогрейка.

    А в остальном, прекрасная Карин, всё хорошо, всё хорошо.

    Оценка статьи: 5